Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Савельевой Л.А, судей Сапрыгиной Л.Ю, Ладейщиковой М.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Товарищества собственников жилья "Гашкова, 53" на решение Свердловского районного суда города Перми от 01 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 20 января 2021 года по административному делу N 2а-5809/2020 по административному исковому заявлению Товарищества собственников жилья "Гашкова, 53" к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края о признании незаконным решения, заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Сапрыгиной Л.Ю. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы и отзыва на жалобу,
УСТАНОВИЛА:
Товарищество собственников жилья "Гашкова, 53" (далее ТСЖ "Гашкова, 53") обратилось в суд с административным исковым заявлением к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее ИГЖН Пермского края) о признании незаконным решения N 202-02-186/1 от 31 марта 2020 года в части даты исключения многоквартирного дома N 53 по ул. Гашкова, г.Перми из перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляется ООО "Стандарт ПМ" с 01 апреля 2020 года и возложении обязанности указать в реестре лицензий Пермского края на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами даты исключения многоквартирного дома N 53 по ул. Гашкова г. Пермь, из перечня многоквартирных домов - 01 марта 2020 года.
В обоснование требований указало, что ТСЖ "Гашкова, 53" зарегистрировано в качестве юридического лица 21 февраля 2020 года, приступило к управлению многоквартирным домом 01 марта 2020 года. Ранее многоквартирный дом по адресу: г. Пермь, ул. Гашкова, 53 находился под управлением ООО "Стандарт ПМ". ИГЖН Пермского края внесены изменения в реестр лицензий по управлению многоквартирным домом N 53 по ул. Гашкова, г. Перми в части исключения сведений о таком доме из перечня многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО "Стандарт ПМ" с 01 апреля 2020 года.
Полагает, что указанные действия ИГЖН Пермского края нарушают права административного истца в части осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом N 53 по ул. Гашкова, г. Перми, создают препятствие в части реализации прав собственников по выбору способа управления многоквартирным домом.
Решением Свердловского районного суда города Перми от 01 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 20 января 2021 года, ТСЖ "Гашкова, 53" в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной 30 июня 2021 года в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, ТСЖ "Гашкова, 53" просит отменить решение Свердловского районного суда города Перми от 01 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 20 января 2021 года, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций.
В обоснование доводов кассационной жалобы указывает на то, что положения части 1 статьи 21 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", пункта 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года N 938/пр регулируют порядок деятельности управляющих компаний, но не применимы к юридическим лицам, осуществляющим управление многоквартирными домами в форме товариществ собственников жилья.
Полагает, что ТСЖ, как способ управления многоквартирным домом, может быть создано в любое время, что предполагает возможность приступить к управлению многоквартирным домом в любое время, в связи с чем дата указанная заявителем в уведомлении о смене способа управления - 01 марта 2020 года, должна была быть принята ИГЖН Пермского края в качестве даты исключения дома из перечня домов управляющей организации.
В отзыве на кассационную жалобу ИГЖН Пермского края просит решение Свердловского районного суда города Перми от 01 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 20 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ТСЖ "Гашкова, 53" - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, проверив законность и обоснованность судебных решений в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций, не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену или изменение принятых судебных актов.
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Согласно статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушают права и свободы заявителя, а также не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии с частью 1 статью 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимается, в том числе, деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме. Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края (далее - ИГЖН Пермского края, Инспекция) является уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензионный контроль согласно Положению об Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 01.09.2014 N 913-п. В частности, в соответствии с пунктом 3.2. Положения об Инспекции, инспекция осуществляет деятельность по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, включающую в себя в том числе ведение реестра лицензий Пермского края.
Судами установлено и следует из материалов административного дела, что многоквартирный жилой дом по адресу: г. Пермь, ул. Гашкова, 53 находился под управлением ООО "Стандарт ПМ".
10 февраля 2020 года состоялось общее собрание собственников помещений в многоквартирный доме по адресу: г. Пермь, ул. Гашкова, 53, по результатам которого принято решение о выборе способа управления домом - товарищество собственников жилья и создании товарищества собственников жилья "Гашкова, 53".
ТСЖ "Гашкова, 53" зарегистрировано в качестве юридического лица 21 февраля 2020 года
27 февраля 2020 года в ИГЖН Пермского края поступило уведомление от ТСЖ "Гашкова, 53" о переходе многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Гашкова, 53 в управление ТСЖ "Гашкова, 53" и о начале управления многоквартирным домом N 53 по ул. Гашкова с 01 марта 2020 года. ИГЖН Пермского края проведена проверка заявления и представленных документов. В сведениях, представленных ТСЖ, в реестре лицензий содержалась информация об управлении многоквартирным домом от ООО "Стандарт-ПМ", однако от него не поступало информации о расторжении договора управления домом. В связи с чем ИГЖН Пермского края, принято решение от 12 марта 2020 N 2020-02-186 о приостановлении рассмотрения заявления, направлены запросы в адрес ТСЖ "Гашкова, 53" и ООО "Стандарт-ПМ" о предоставлении необходимых документов.
Решением ИГЖН Пермского края N 202-02-186/1 от 31 марта 2020 года внесены изменения в реестр лицензий по управлению многоквартирным домом N 53 по ул. Гашкова, г. Перми в части исключения сведений о таком доме из перечня многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО "Стандарт ПМ" с 01 апреля 2020 года.
Разрешая заявленные ТСЖ "Гашкова, 53" требования и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции проанализировав положения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положения об Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 01.09.2014 N 913-п, п. 15 Постановления Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", ст.ст. 135, 155, 161, 198, 200 Жилищного кодекса Российской Федерации, Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. N 938/пр, пришел к выводу о недоказанности нарушения прав административного истца.
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда согласилась с данными выводами суда первой инстанции, оставила решение суда без изменения по мотивам, изложенным в апелляционном определении, указав на то, что суд первой инстанции с учетом фактически установленных обстоятельств дела правильно применил к ним нормы материального права и разрешилспор в соответствии с законом.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах и оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании части 1 статьи 21 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирующие органы формируют открытый и общедоступный государственный информационный ресурс, содержащий сведения из реестра лицензий, из положений о лицензировании конкретных видов деятельности, технических регламентов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности (за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким сведениям в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен).
В соответствии с требованиями п. 15 Постановления Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", с учетом особенностей лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации. С 1 мая 2015 года формирование и ведение реестра лицензий субъекта Российской Федерации осуществляется в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с пунктом 4 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр, Инспекция государственного жилищного надзора на основании полученных подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений вносит изменения в реестр лицензий на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления и документов.
Согласно пункту 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения условий, в том числе отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям (подпункт "в"), отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством (подпункт "е").
Подпункт "в" пункта 10 Порядка предусматривает, что основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления является поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя.
Данное обстоятельство выявлено ИГЖН Пермского края при рассмотрении заявления ТСЖ "Гашкова, 53", в связи с этим заявление рассмотрено на основании подпункта "в" пункта 10 Порядка N 938/пр, а документы проверены согласно подпункту "в" пункта 15 указанного Порядка.
В силу пункта 16 Порядка при принятии решения о приостановлении рассмотрения заявления срок, указанный в пункте 4 Порядка, продлевается на срок проведения мероприятий, указанных в пункте 15 Порядка, но не более чем на 30 рабочих дней.
С учетом изложенного, суды пришли к правильному выводу о том, что у ИГЖН Пермского края отсутствовали правовые основания внесения в реестр лицензий Пермского края на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами даты исключения многоквартирного дома N 53 по ул. Гашкова г. Пермь, из перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществлялась ООО "Стандарт ПМ", - 01 марта 2020 года.
Доводы кассационной жалобы о том, что положения части 1 статьи 21 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", пункта 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года N 938/пр регулируют порядок деятельности управляющих компаний, но не применимы к юридическим лицам, осуществляющим управление многоквартирными домами в форме товариществ собственников жилья, несостоятельны, основаны на неверном понимании и толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Указанные нормативные правовые акты устанавливают основы ведения реестра лицензий субъектов Российской Федерации. Независимо от основания для внесения изменений в реестр, такие изменения вносятся в порядке, установленном приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года N 938/пр.
Оспариваемое ТСЖ "Гашкова, 53" решение принято ИГЖН Пермского края 31 марта 2020 года в порядке и сроки, установленные Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденные приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр. Внесение в реестр лицензий сведений ранее даты принятия Инспекцией решения, действующими правовыми актами не предусмотрено.
Также суды пришли к правильному выводу об отсутствии нарушения прав ТСЖ "Гашкова, 53" оспариваемым решением ИГЖН Пермского края.
Частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом является исключение сведений о таком доме из реестра лицензий. Именно с даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 32 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. N 124, договор ресурсоснабжения прекращается одновременно с прекращением договора управления многоквартирным домом в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае, если действие лицензии прекращено или она аннулирована.
Пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 06.05.2011 г. N 354, определено, что товарищество приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "г" - "ж" пункта 17 настоящих Правил, с даты его государственной регистрации, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному с ресурсоснабжающей организацией.
В целом, доводы кассационной жалобы, повторяют доводы административного иска и апелляционной жалобы, правовую позицию административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию заявителя с выводами суда апелляционной инстанции и произведенной судом апелляционной инстанций оценкой доказательств, что в силу статей 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Переоценка доказательств по делу, установление новых обстоятельств выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций, изложенные в обжалованных судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела. Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам краевого суда, с учетом доводов кассационной жалобы, пересмотру в кассационном порядке не подлежат, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены или изменения в кассационном порядке в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Свердловского районного суда города Перми от 01 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 20 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Товарищества собственников жилья "Гашкова, 53" - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 12 августа 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.