Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Чаус И.А, судей Гончаренко Ю.Ю, Чернецовой С.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3584/2020 по иску Копотилова Андрея Сергеевича к администрации городского округа Первоуральск о признании права на получение мер социальной поддержи, возложении обязанности принять на учет для получения жилого помещения, по кассационной жалобе Копотилова Андрея Сергеевича на решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 29 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 06 апреля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Чернецовой С.М, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Копотилов А.С. обратился с иском о признании права на получение мер социальной поддержки, возложении обязанности о постановке на учет на получение жилого помещения.
В обоснование исковых требований указал на то, что во время прохождения военной службы принимал участие в боевых действиях на территории Северного Кавказа, в связи с чем, как нуждающийся в улучшении жилищных условий, имеет право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных п.п. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Однако, в предоставлении указанных мер и обеспечении жилым помещением за счет средств федерального бюджета отказано.
Решением Первоуральского городского суда Свердловской области от 29 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 6 апреля 2021 года, исковые требования Копотилова А.С. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Копотилов А.С. просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, установленным судами при его рассмотрении, нарушение норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых актов. Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам искового заявления и апелляционной жалобы.
В возражениях на кассационную жалобу ГКУ "Фонд жилищного строительства" просит судебные акты оставить без изменения.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции установила, что участники процесса надлежащим образом и своевременно извещены о месте и времени судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу заблаговременно размещена на официальном сайте суда.
В судебное заседание Седьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, о причинах неявки не сообщали, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. На основании ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что основания для отмены обжалуемых судебных постановлений отсутствуют.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или процессуального права.
При рассмотрении дела было установлено, что Копотилов А.С. имеет статус ветерана боевых действий в связи с прохождением в период с 8 июня 2000 года по 30 сентября 2000 года и с 27 ноября 2000 года по 20 декабря 2000 года службы в составе объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона что подтверждается удостоверением от 7 ноября 2016 года, выданного взамен утраченного от 11 мая 2005 года.
Постановлением администрации городского округа Первоуральска от 13 ноября 2017 года N 2264 Копотилов А.С. принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 16, 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон N5-ФЗ), ч.ч. 2, 3 ст. 49, ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Порядком обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 28 апреля 2006 года N 357-ПП, Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2014 года N 236-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Скитовича Сергея Алексеевича на нарушение его конституционных прав подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах", исходил из отсутствия у истца права на льготы, предусмотренные пп.3 п.1 ст. 16 Закона N 5-ФЗ, поскольку истец обратился с заявлением о постановке на учет и был поставлен на учет как нуждающийся в жилом помещении после 1 января 2005 года.
Суд апелляционной инстанции указанные выводы суда первой инстанции признал законными и обоснованными.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Доводы кассационной жалобы о том, что истец приобрел право на внеочередное обеспечение жильем с 1 января 2004 года, то есть после вступления в законную силу изменений законодательства, которыми лица, принимавшие участие в выполнении задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, с августа 1999 года, были отнесены к ветеранам боевых действий, и имеют право на льготы независимо от даты постановки на учет, являются несостоятельными, т.к. основаны на неправильном толковании и применении норм права.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах" ветеранам боевых действий предоставляется мера социальной поддержки - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 указанного Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 28 Федерального закона "О ветеранах" реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.
Из анализа вышеприведенных положений действующего законодательства следует, что право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах", поставлено в зависимость от двух обстоятельств: наличия удостоверения установленного образца, подтверждающего право на меры социальной поддержки; обращение в компетентные органы до 1 января 2005 года с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки и с предоставлением документа (удостоверения ветерана боевых действий), подтверждающего данное право.
Таким образом, граждане из числа лиц, перечисленных в пп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах", которые по состоянию на 1 января 2005 года имели статус ветеранов боевых действий, но по какой-либо причине не были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не могут считаться приобретшими право на первоочередное бесплатное предоставление жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов. В отношении них государство не принимало обязательств по обеспечению жильем в приоритетном порядке, в силу чего у них не возникло и право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Доводы кассационной жалобы о наличии уважительных причин неполучения удостоверения и для обращения с заявлением о постановке на учет не могут являться основанием к отмене оспариваемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств.
Вместе с тем, согласно положениям ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции наделен ограниченными полномочиями по проверке судебных актов нижестоящих инстанций - имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, однако не полномочен при этом непосредственно переходить к исследованию доказательств и переоценке установленных на их основании фактических обстоятельств.
Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 29 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 6 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Копотилова Андрея Сергеевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.