Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Руновой Т.Д, Хасановой В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3898/2020 по иску Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации г. Екатеринбурга к Ганзелю Сергею Викторовичу о взыскании необоснованно полученных средств в качестве компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, по кассационной жалобе Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации г. Екатеринбурга на решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 15 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 21 апреля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, представителя Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации г. Екатеринбурга Решетниченко А.Г, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Управление жилищного и коммунального хозяйства Администрации г. Екатеринбурга (далее по тексту - Управление ЖКХ Администрации г. Екатеринбурга) обратилось с иском к Ганзелю С.В. о взыскании суммы необоснованно полученной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01 июня 2014 года по 31 августа 2019 года в размере 52 213, 20 руб.
В обоснование исковых требований Управление ЖКХ Администрации г. Екатеринбурга указало, что Ганзелю С.В. с 06 мая 2010 года назначена ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как ветерану боевых действий по адресу регистрации: "данные изъяты" 02 апреля 2014 года ответчик снялся с регистрационного учета по вышеуказанному месту жительства, но не сообщил об этом истцу, вследствие чего компенсация расходов на оплату указанного жилого помещения продолжала начисляться ответчику по июль 2019 года. При указанных обстоятельствах Управление ЖКХ Администрации г. Екатеринбурга полагает, что ответчиком за период с 01 июня 2014 года по 31 августа 2019 года компенсация расходов на оплату жилого помещения в сумме 52 213, 20 руб. получена необоснованно.
Решением Первоуральского городского суда Свердловской области от 15 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 21 апреля 2021 года, в удовлетворении заявленных исковых требований Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации г. Екатеринбурга отказано.
В кассационной жалобе Управление ЖКХ Администрации г. Екатеринбурга ставит вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных.
Ганзель С.В. в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений.
Российская Федерация передала для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 16, 18 и 21 настоящего Федерального закона (статья 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах").
Механизм назначения и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, порядок исчисления и перерасчета размера компенсации расходов, а также случаи и порядок прекращения выплаты компенсации расходов отдельным категориям граждан, проживающих на территории Свердловской области, имеющих право на предоставление меру социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", регламентирован Постановлением Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года N 688-ПП "О Порядке назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации".
Как следует из положений пункта 3 указанного Порядка, компенсация расходов предоставляется на одно жилое помещение по месту жительства либо пребывания на территории Свердловской области по выбору лица, имеющего право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Предоставление компенсации расходов по месту пребывания производится при условии неполучения компенсации расходов по месту жительства.
При перемене гражданином места жительства (пребывания) в пределах Свердловской области выплата компенсации по новому месту жительства (пребывания) осуществляется по обращению гражданина в уполномоченный орган по месту жительства (пребывания) с месяца регистрации по новому месту жительства (пребывания), но не ранее месяца прекращения выплаты по прежнему месту жительства (пребывания) (пункт 18 Порядка).
Условия прекращения выплаты компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг приведены в пункте 28, к ним относятся:
1) перемена места жительства (пребывания) получателя компенсации расходов, в том числе в связи с выездом на постоянное место жительства за пределы Свердловской области;
2) утрата гражданином права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;
3) смерть получателя компенсации расходов, а также признание его в установленном порядке умершим или безвестно отсутствующим.
Прекращение выплаты компенсации расходов осуществляется с месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.
Положениями пункта 29 вышеуказанного Порядка предусмотрено, что граждане, получающие компенсации расходов, в течение 14 дней со дня наступления обстоятельств, влекущих перерасчет либо прекращение выплаты компенсаций расходов, обязаны известить уполномоченный орган о наступлении этих обстоятельств лично, путем отправки заявления по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку по почте, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, а также с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и других средств информационно-телекоммуникационных технологий, в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, в форме электронного документа.
В случае, если получатель компенсации расходов в течение 14 дней не сообщил в уполномоченный орган об обстоятельствах, влекущих перерасчет размера компенсации расходов либо прекращение ее выплаты, необоснованно выплаченные суммы компенсации расходов засчитываются в счет будущей выплаты компенсации расходов. При отсутствии права на получение компенсации расходов в последующие периоды излишне выплаченные суммы добровольно возвращаются получателем, а в случае спора взыскиваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 30 Порядка).
Как предусмотрено положениями пункта 31 Порядка, компенсации расходов, подлежащие выплате гражданам, но не выплаченные в связи с переменой места жительства (пребывания) в пределах Свердловской области, подлежат выплате с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты компенсации расходов по прежнему месту жительства (пребывания), но не ранее месяца регистрации по новому месту жительства (пребывания).
Таким образом, с учетом вышеприведенного правового регулирования право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг обусловлено определенным социально-правовым статусом гражданина и реализуется им по месту жительства либо по месту пребывания.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 20) и Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (статьи 1 - 2) местом жительства признается место (жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение), где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Место пребывания - это гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.
Государством и обществом регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации (статьи 2 - 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I).
Изложенное согласуется с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в сохраняющих свою силу решениях (постановления от 4 апреля 1996 года N 9-П и от 2 февраля 1998 года N 4-П, определения от 13 июля 2000 года N 185-О, от 5 октября 2000 года N 199-О и от 6 октября 2008 года N 619-О-П) и подлежащими обязательному учету в нормотворческой и правоприменительной практике, о том, что сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов (например, подтверждаемых договором найма с собственником жилого помещения, актом о вселении и т.д.).
Как установлено судами и следует из материалов дела, Ганзель С.В. является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением, выданным Военным комиссариатом Свердловской области от 21 марта 2020 года серии БК N 0557819.
06 мая 2010 года Ганзель С.В, зарегистрированный по адресу: "данные изъяты" обратился в уполномоченный орган с заявлением о компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, приняв на себя обязательство проинформировать компетентный орган о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты компенсаций расходов в течение 14 дней.
В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года N 688-ПП истцу как ветерану боевых действий назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В период с мая 2014 года по июль 2019 года ответчику выплачены денежные средства в качестве компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 52 213 руб. 20 коп.
Ганзель С.В. в спорный период времени за пределы Свердловской области не выезжал. 02 апреля 2014 года он снялся с регистрационного учета по месту проживания, в период с 05 июня 2014 года по 12 августа 2019 года был зарегистрирован по адресу: "данные изъяты", с 16 сентября 2019 года по адресу: "данные изъяты"
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Закона Свердловской области от 25 ноября 2004 года N 190-ОЗ "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области", статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 1, 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", постановления Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года 688-ПП "О Порядке назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации", исходил из того, что ответчик как ветеран боевых действий, пребывая на территории Свердловской области, имея регистрацию в г. Екатеринбурге с 2010 года по 12 августа 2019 года, в д. Старые Решеты г. Первоуральска Свердловской области с 16 сентября 2019 года, права на компенсацию расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг не утратил, вследствие чего не возникло обстоятельств, при которых начисление такой компенсации подлежало бы прекращению.
С указанными выводами суда первой инстанции и их правым обоснованием согласился суда апелляционной инстанции.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются доказательствами, представленными в материалы дела, которым дана надлежащая правовая оценка.
Настаивая на отмене судебных постановлений, представитель Управления ЖКХ Администрации г. Екатеринбурга ссылается на то, что судами неверно применены нормы материального права, в частности положения пункта 28 Порядка назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года N 688-ПП, в соответствии с которым перемена места жительства является основанием для прекращения выплаты компенсации.
Указанные доводы являются аналогичными правовой позиции ответчика при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций. Позиция ответчика проанализирована судами, мотивы, по которым его доводы признаны необоснованными и отклонены, подробно изложены в оспариваемых судебных актах. Оснований не соглашаться с выводами судов у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права.
Нарушений норм материального права, а также норм процессуального права, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебных актов, судами первой и апелляционной инстанции не допущено, в связи с чем основания для отмены вынесенных по делу судебных постановлений по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 15 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 21 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации г. Екатеринбурга - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.