Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Грудновой А.В, Козиной Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-5696/2020 по иску Шалимовой Лидии Степановны к администрации г. Сургута Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании права на социальную выплату на приобретение жилья, возложении обязанности предоставить гарантийное письмо о предоставлении социальной выплаты, по кассационной жалобе администрация города Сургута Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 февраля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Шалимова Л.С, действующая в интересах недееспособной "данные изъяты", обратилась в суд с иском к администрации г. Сургута Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании права на социальную выплату на приобретение жилья, возложении обязанности предоставить гарантийное письмо о предоставлении социальной выплаты.
Требования мотивированы тем, что решением Нижневартовского городского суда от 22 января 2019 года "данные изъяты" признана недееспособной, над "данные изъяты" установлена опека, она назначена опекуном. "данные изъяты" "данные изъяты" ранее была зарегистрирована по месту жительства по адресу: "данные изъяты". Администрацией г. Сургута принято решение о передаче указанного строения под снос. 24 октября 2018 года ответчиком подготовлено гарантийное письмо о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья, в том числе "данные изъяты" На момент подготовки гарантийного письма "данные изъяты" в силу психического заболевания не могла осознавать последствия своих действий. Право на получение социальной выплаты в установленный срок ею не реализовано, поскольку субсидию необходимо было использовать в срок до 01 ноября 2018 года. В такой срок отсутствовала возможность осуществить подбор жилого помещения отвечающего необходимым требованиям. 02 ноября 2018 года ответчиком подготовлено гарантийное письмо о предоставлении социальной выплаты "данные изъяты" "данные изъяты" сроком по 20 ноября 2018 года. В связи с подачей искового заявления о признании "данные изъяты" недееспособной, она обращалась к ответчику с заявлением о продлении срока реализации права по гарантийному письму, ответ не получила. В письме от 28 января 2020 года ответчик отказал в предоставлении социальной выплаты.
Решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 февраля 2021 года исковые требования Шалимовой Л.С, действующей в интересах недееспособной "данные изъяты", удовлетворены частично. На администрацию г. Сургута Ханты-Мансийского автономного округа-Югры возложена обязанность признать за "данные изъяты" право на социальную выплату на приобретение жилого помещения по договору купли-продажи в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре.
В кассационной жалобе администрация города Сургута Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ставит вопрос об отмене решения Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21 октября 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 февраля 2021 года, как незаконных, с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В доводах кассационной жалобы указывает, что судами при разрешении спора не учтено, что "данные изъяты" не воспользовалась своим правом на получение социальной выплаты в установленный в гарантийном письме срок до 01 ноября 2018 года. Ей продлевался срок реализации права на получение субсидии до 20 ноября 2018 года. Её заявление о продлении срока до 29 декабря 2019 года не подлежало удовлетворению, поскольку ранее такой срок продлевался администрацией. Требование о повторном продлении срока действия гарантийного письма не подлежало удовлетворению еще и потому, что 30 апреля 2019 года строение было снесено и исключено из реестра приспособленных для проживания строений. В соответствии с письмом Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры срок обеспечения полного расселения приспособленных для проживания строений на территории г. Сургут и их ликвидации (демонтажа) установлен до 20 декабря 2018 года. Срок действия гарантийных писем определен с учетом осуществления необходимых мероприятий по принятию документов и осуществлению оплаты по предоставленным документам. Указывает, что в соответствии с частью 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства опекаемого признается место жительства его опекуна. Признает, что "данные изъяты" имела право на социальную выплату в период действия подпрограммы "Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений", однако своим правом не воспользовалась. Выделенные финансовые средства на осуществление данной подпрограммы распределены между остальными участниками подпрограммы. Таким образом, для участников программы право на социальную выплату ограничено во времени периодом действия соответствующей подпрограммы, предполагающей такую выплату в определенные сроки.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Как установлено судами и следует из материалов дела, что "данные изъяты" была зарегистрирована по месту жительства в приспособленном для проживания строении по адресу: "данные изъяты"
Администрацией г. Сургута Ханты-Мансийского автономного округа-Югры выдано гарантийное письмо N 01-11-10098/18-0 от 24 октября 2018 года о предоставлении на семью из 2 человек составом - "данные изъяты" социальной выплаты гражданам, являющимся участниками программы муниципального образования город Сургут "Ликвидация строений, приспособленных для проживания на территории города Сургута в 2018 году", сроком до 01 ноября 2018 года.
В соответствии с гарантийным письмом администрации г. Сургута Ханты-Мансийского автономного округа-Югры N01-11-10470/18-0 от 02 ноября 2018 года срок действия гарантийного письма продлен до 20 ноября 2018 года.
Судами установлено, что социальная выплата "данные изъяты" не получена. Её бывший супруг "данные изъяты" свое право реализовал, социальную выплату в размере 1 071 594 руб. получил, жилое помещение приобрел. Приспособленное для проживания строение по адресу: "данные изъяты" снесено 30 апреля 2019 года.
Решением Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 22 января 2019 года "данные изъяты" признана недееспособной. Распоряжением Управления по опеке и попечительству администрации г. Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25 июля 2019 года над недееспособной "данные изъяты" установлена опека, опекуном назначена Шалимова Л.С.
Ссылаясь на наличие уважительных причин пропуска срока для реализации права на получение социальной выплаты, указывая на то, что фактически ответчиком оспаривается право подопечной на получение социальной выплаты, Шамилова Л.С, являясь законным представителем в интересах недееспособной "данные изъяты", обратилась в суд с требованием о признании за "данные изъяты" права на социальную выплату на приобретение жилья.
Разрешая заявленный спор и удовлетворяя указанные исковые требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 октября 2013 года N408-п, которым утверждена государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2018-2025 годах и на период до 2030 года", в составе которой предусмотрена подпрограмма II "Содействие развитию жилищного строительства", в рамках которой предусмотрено мероприятие 2.1 "Предоставление субсидий органам местного самоуправления муниципальных образований для реализации полномочий в области строительства и жилищных отношений", направленное на стимулирование строительства жилья и реализацию муниципальными образованиями автономного округа полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в том числе, на ликвидацию и расселение приспособленных для проживания строений, с учетом постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 июля 2017 года N264-п; постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 октября 2018 года N 346-п, которым утверждена государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы", предусматривающая предоставление субсидии из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры бюджетам муниципальных образований автономного округа на софинансирование программ муниципальных образований автономного округа, в т.ч. направленных на предоставление социальных субсидий гражданам для переселения из приспособленных для проживания строений; постановления администрации г..Сургута от 12 декабря 2013 года N8965, которым утверждена муниципальная программа "Улучшение жилищных условий населения города Сургута на период до 2030 года", в составе которой
предусмотрена подпрограмма 3 "Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений" при реализации которой Департамент городского хозяйства оформляет гарантийное письмо о предоставлении социальной выплаты с указанием ее размера и направляет участнику подпрограммы; Порядка, предусматривающего различные способы расселения из приспособленных для проживания строений, являющегося приложением 1 к муниципальной программе, в Разделе 1 которого установлено, что способами расселения из приспособленных для проживания строений, включенных в реестр приспособленных для проживания строений, является, в том числе, предоставление субсидии (социальной выплаты), исходил из того, что ФИО1 в установленном порядке, в соответствии с требованиями действовавших правовых норм признана участником Подпрограммы, ранее занимаемое ею помещение включено в реестр приспособленных для проживания строений и снесено 30 апреля 2019 года, иного жилья она не имеет.
Установив, что "данные изъяты" в период направления администрацией г. Сургута гарантированных писем в целях реализации её права на получение социальной выплаты с указанием конкретных сроков предоставления документов страдала хроническим психическим расстройством с тяжелыми стойкими болезненными проявлениями, ей установлен диагноз "данные изъяты", с 2009 года она состоит на учете у врача-психиатра, с 2010 года признана инвалидом второй группы бессрочно, решением Нижневартовского городского суда от 22 января 2019 года "данные изъяты" признана недееспособной, распоряжением Управления по опеке и попечительству администрации г.Нижневартовска от 25 июля 2019 года над недееспособной "данные изъяты" установлена опека, опекуном назначена Шалимова Л.С, принимая во внимание, что получение субсидии (социальной выплаты) требовало осуществления целого комплекса мероприятий, суды пришли к выводу о том, что предоставленный "данные изъяты" в гарантийном письме срок, даже с учетом его продления, являлся явно недостаточным для фактической реализации права на получение социальной выплаты, заведомо лишал ее возможности реализовать свое право на получение такой социальной выплаты по независящим от нее и непреодолимым в той ситуации обстоятельствам.
С учетом вышеизложенного суды пришли к выводу о сохранении за "данные изъяты" права на спорную социальную выплату.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами судебных инстанций. Состоявшиеся судебные постановления соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона. Вопреки доводам кассационной жалобы, при рассмотрении дела судами не допущено неправильного применения норм материального или нарушения норм процессуального права, повлекших вынесение незаконных судебных актов.
Доводы кассационной жалобы о том, что "данные изъяты" не воспользовалась своим правом на получение социальной выплаты в установленный срок, в связи с чем в настоящее время не имеет права на социальную выплату, судебной коллегией отклоняется.
Как следует из постановления администрации г. Сургута от 12 декабря 2013 года N8965, действовавшем до 01 января 2020 года, которым утверждена муниципальная программа "Улучшение жилищных условий населения города Сургута на период до 2030 года", целью подпрограммы 3 "Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений" является создание условий, способствующих улучшению жилищных условий граждан, проживающих в приспособленных для проживания строениях, к которым отнесено здание по адресу: "данные изъяты", снесенное 30 апреля 2019 года. Реализация мероприятий муниципальной программы направлена на ликвидацию ветхого, аварийного и непригодного для проживания жилья которые необходимо осуществлять в том числе с соблюдением конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина, в частности о недопущении произвольного лишения граждан жилища.
Как верно установлено судами, "данные изъяты" в силу объективных и уважительных причин, страдая тяжёлым психическим заболеванием, которое не позволило ей действовать в своих интересах с целью реализации права на получение субсидии после предоставления необходимых документов в установленный администрацией г. Сургута срок, в отсутствие законного представителя, не может быть лишена права на получение такой субсидии. Администрация г. Сургута, отказывая ей в реализации такого права, не учитывает положения постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 октября 2013 года N408-п с последующими изменениями, внесенными постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14 мая 2021 года N 181-п, а также не учитывает осуществляемый Правительством округа комплекс мероприятий, направленных на обеспечение жильем граждан, ранее проживавших в приспособленных для проживания строений.
Как и не свидетельствует, вопреки ошибочному мнению заявителя, о прекращении права на получение социальной субсидии проживание недееспособной "данные изъяты" совместно со своим опекуном Шамиловой Л.С.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к несогласию ответчика с выводами судов первой и апелляционной инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели юридическое значение для вынесения иного судебного акта. Доводы жалобы не могут повлечь отмену или изменение в кассационном порядке состоявшихся по делу судебных постановлений, поскольку направлены на переоценку исследованных судом апелляционной инстанции доказательств и обстоятельств, установленных на основании этой оценки.
В силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что, вопреки ошибочному мнению ответчика, судами не допущено неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем оспариваемые судебные постановления по доводам кассационной жалобы отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрация города Сургута - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.