Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гришиной Г.Н, судей Романовой Е.М, Харебиной Г.А.
при помощнике судьи Давыдовой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-153/2021 по апелляционной жалобе департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области на решение Ярославского областного суда от 22 апреля 2021 г, которым административное исковое общества с ограниченной ответственностью "Логистика", индивидуального предпринимателя Козлова Сергея Аркадьевича об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Харебиной Г.А, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Логистика" (далее по тексту - ООО "Логистика") обратилось в Ярославский областной суд с административным исковым заявлением, с учетом уточнения требований в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации просило установить кадастровую стоимость принадлежащих ООО "Логистика" на праве собственности объектов недвижимого имущества: нежилого здания с кадастровым номером N общей площадью 4 284, 5 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г.; нежилого здания с кадастровым номером N общей площадью 203, 4 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г.; земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 9 658 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г.; нежилого здания с кадастровым номером N общей площадью 1001, 1 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", равной рыночной стоимости по состоянию на 31 декабря 2019 г.; нежилого здания с кадастровым номером N общей площадью 969, 6 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г.; земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 3 653 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г, определенной в соответствии с отчетами об оценке, составленными ООО "Современные Технологии Консалтинга", в размере: с кадастровым номером N - в размере 29 684 857 рублей 35 копеек, с кадастровым номером N - в размере 702 689 рублей 57 копеек, с кадастровым номером N - в размере 4 190 895 рублей 94 копеек, с кадастровым номером N - в размере 7 097 727 рублей, с кадастровым номером N - в размере 6 661 915 рублей 91 копейки, с кадастровым номером N - в размере 1 585 146 рублей 29 копеек.
В ходе рассмотрения административного дела индивидуальный предприниматель Козлов Сергей Аркадьевич (далее по тексту - ИП Козлов С.А.) обратился с ходатайством о вступлении в административное дело в качестве соистца, просил установить кадастровую стоимость принадлежащих ему до 10 сентября 2020 г. на праве собственности нежилого здания с кадастровым номером N общей площадью 4 284, 5 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г.; нежилого здания с кадастровым номером N общей площадью 203, 4 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г. в размере, определенном в соответствии с отчетами об оценке, составленными ООО "Современные Технологии Консалтинга": с кадастровым номером N - в размере 29 684 857 рублей 35 копеек, с кадастровым номером N - в размере 702 689 рублей 57 копеек.
В обоснование заявленных требований административные истцы сослались на то, что установленная по результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 121 526 413 рублей 08 копеек; нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 3 393 988 рублей 95 копеек; земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 6 480 228 рублей 26 копеек; земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 6 480 228 рублей 26 копеек; нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 31 декабря 2019 г. в размере 37 160 689 рублей 64 копеек; нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 16 930 120 рублей 92 копеек; земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 2 451 053 рублей 41 копейки, значительно превышает рыночную стоимость данных объектов недвижимости, чем нарушаются права и законные интересы административных истцов как плательщиков налогов на имущество организаций/физических лиц, земельного налога, размер которых рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
При рассмотрении административного дела по существу представитель административных истцов поддержал заявленные требования.
Решением Ярославского областного суда от 22 апреля 2021 г. административное исковое заявление ООО "Логистика", ИП Козлова С.А. удовлетворено. Установлена по состоянию на 1 января 2019 г. кадастровая стоимость равной рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером N - в размере 29 684 857 рублей 35 копеек, нежилого здания с кадастровым номером N - в размере 702 689 рублей 57 копеек. Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости ООО "Логистика" постановлено считать 8 декабря 2020 г, ИП Козлову С.А. - 20 февраля 2021 г. Установлена по состоянию на 1 января 2019 г. кадастровая стоимость равной рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N - в размере 4 190 895 рублей 94 копеек; нежилого здания с кадастровым номером N - в размере 6 661 915 рублей 91 копейки; земельного участка с кадастровым номером N - в размере 1 585 146 рублей 29 копеек. Установлена по состоянию на 31 декабря 2019 г. кадастровая стоимость равной рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером N - в размере 7 097 727 рублей. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости постановлено считать 8 декабря 2020 г.
В апелляционной жалобе департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области просит решение суда первой инстанции отменить в части установления кадастровой стоимости равной рыночной для объектов с кадастровыми номерами N, ссылаясь на то, что оспариваемая кадастровая стоимость данных объектов не затрагивает права и законные интересы административного истца, что в силу статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" не дает административному истцу право оспаривать кадастровую стоимость этих объектов, а также на то, что вывод суда первой инстанции о существующей угрозе нарушения прав и законных интересов ООО "Логистика" со ссылкой на статью 214.10 Налогового кодекса Российской Федерации основан на неправильном применении норм материального права, В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы административный истец ООО "Логистика" просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явились. Представители ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ярославской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области заявили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Учитывая положения статей 96, 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на сайте Первого апелляционного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, проверив законность оспариваемого судебного акта на основании статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к следующему.
Частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 1); результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (часть 7).
Как установлено судом на основании материалов административного дела, ООО "Логистика" и ИП Козлов С.А. являются собственниками объектов недвижимости: нежилого здания, площадью 4 284, 5 кв. м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"; нежилого здания, площадью 203, 4 кв. м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", кадастровая стоимость которых приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21 октября 2019 г. N 20-н "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, за исключением земельных участков, земельных участков категории земель "земли населенных пунктов"... ", утверждена по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 121 526 413 рублей 08 копеек и в размере 3 393 988 рублей 95 копеек соответственно.
Кроме того, ООО "Логистика" является собственником объектов недвижимости: земельного участка, площадью 9 658 кв. м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"; нежилого здания, площадью 1001, 1 кв. м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"а; нежилого здания, площадью 969, 6 кв. м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"а; земельного участка, площадью 3 653 кв. м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес". Кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества утверждена приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21 октября 2019 г. N 20-н "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, за исключением земельных участков, земельных участков категории земель "земли населенных пунктов"... " по состоянию на 1 января 2019 г.: с кадастровым номером N - в размере 6 480 228 рублей 26 копеек, с кадастровым номером N - в размере 16 930 120 рублей 92 копеек, с кадастровым номером N - в размере 2 451 053 рублей 41 копейки. В соответствии с актом N 63/ОКС от 25 февраля 2020 г. кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 31 декабря 2019 г. определена в размере 37 160 689 рублей 64 копеек.
В силу положений главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации административные истцы в отношении принадлежащих им на праве собственности объектов капитального строительства являются плательщиками налога на имущество организаций/физических лиц, размер которых исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения.
В соответствии с положениями статей 387 - 391 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации административный истец в отношении принадлежащих ему на праве собственности земельных участков является плательщиком земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Заявляя требования об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости, административные истцы представили в суд отчеты об оценке N, подготовленные ООО "Современные Технологии Консалтинга", согласно которым рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на дату оценки составляет: с кадастровым номером N - в размере 29 684 857 рублей 35 копеек, с кадастровым номером N - в размере 702 689 рублей 57 копеек, с кадастровым номером N - в размере 4 190 895 рублей 94 копеек, с кадастровым номером N - в размере 7 097 727 рублей, с кадастровым номером N - в размере 6 661 915 рублей 91 копейки, с кадастровым номером N - в размере 1 585 146 рублей 29 копеек.
Отчеты об оценке объекта недвижимости в силу положений статей 70, 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отнесены к числу письменных доказательств при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой стоимости.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчеты об оценке объекта недвижимости, суд проверяет их на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно положениям статьи 12 Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном заседании не установлено иное.
Устанавливая размер кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости на основании отчетов об оценке от 25 августа 2020 г. N, от 24 августа 2020 г. N, от 18 августа 2020 г. N, от 21 августа 2020 г. N, от 25 августа 2020 г. N, от 19 августа 2020 г. N, составленные ООО "Современные Технологии Консалтинга", суд первой инстанции исходил из того, что названные отчеты соответствуют действующему законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.
Доказательств иной рыночной стоимости объектов недвижимости или обстоятельств, которые могли бы существенным образом повлиять на итоговую величину рыночной стоимости объектов оценки, суду представлено не было.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции исследовав и оценив в соответствии с правилами статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные доказательства, обоснованно признал требования административных истцов подлежащими удовлетворению, поскольку доказательства, опровергающие выводы, изложенные в указанных отчетах об оценке, а также документы, содержащие сведения об иной рыночной стоимости спорных земельных участков и нежилых зданий, лицами, участвующими в административного деле, в материалы дела не представлены, сами отчеты об оценке в силу положений статьи 12 Закона об оценочной деятельности являются надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объектов оценки на дату их кадастровой оценки.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, считая, что обстоятельства, имеющие значение для административного дела, судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении обстоятельствам административного дела и представленным доказательствам, нарушения или неправильного применения норм материального права или норм процессуального права не допущено.
Анализ текста апелляционной жалобы не выявил доводов, которые бы позволили не согласиться с таким выводом суда.
Доводы апеллянта о том, что утвержденная кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами N не затрагивает права и законные интересы административного истца, что в силу статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" не дает административному истцу право оспаривать кадастровую стоимость этих объектов, и вывод суда первой инстанции о существующей угрозе нарушения прав и законных интересов ООО "Логистика" со ссылкой на статью 214.10 Налогового кодекса Российской Федерации основан на неправильном применении норм материального права, являются несостоятельными ввиду следующего.
Нежилое здание с кадастровым номером N и нежилое здание с кадастровым номером N, расположенные по адресу: "адрес", были предметом договора купли-продажи от 18 сентября 2020 г. между ООО "Логистика" и ООО "Логистик". Данные лица являются взаимозависимыми (учредителем обществ является ФИО4), поэтому сделки могут быть проверены налоговым органом как контролируемые на предмет соответствия цены сделки рыночным условиям.
Часть 2 статьи 214.10 Налогового кодекса Российской Федерации применяется по аналогии в целях определения цены сделки на соответствие ее рыночным условиям, а при отсутствии сведений о рыночной цене - размеру ее кадастровой стоимости.
Предметом договора аренды между ООО "Логистика" и ООО "Партнер Плюс" от 10 сентября 2020 г, дополнительного соглашения от 23 сентября 2020 г. являются помещения, используемые в торговых целях в здании с кадастровым номером N.
Предметом договора аренды между ООО "Логистика" и ООО "Торгсервис" от 7 июля 2020 г, дополнительного соглашения от 7 октября 2020 г. являются помещения, используемые в торговых целях под размещение магазина "Светофор" в здании с кадастровым номером N.
Объекты недвижимости ООО "Логистика" переданы по договорам аренды организациям, осуществляющим торговую деятельность, таким образом фактически используются в торговых целях. В этой связи указанные объекты подлежат включению с перечень объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость, соответственно оспариваемая кадастровая стоимость затрагивает права и интересы административного истца ООО "Логистика".
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, оснований для пересмотра которой у судебной коллегии не имеется.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что обстоятельства, имеющие значение для административного дела, судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении обстоятельствам административного дела и представленным доказательствам, нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права не установлено, поэтому решение Ярославского областного суда от 22 апреля 2021 г. следует признать законным и обоснованным. При этом судебная коллегия учитывает разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приведенные в абзаце втором пункта 79 постановления от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", согласно которым, исходя из части 1 статьи 295, части 1 статьи 313 и положений статей 309, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебных актов по апелляционным жалобам, а не проводит полное повторное рассмотрение административного дела по правилам суда первой инстанции.
Нарушений судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для безусловной отмены решения суда первой инстанции, не установлено.
При таких обстоятельствах решение Ярославского областного суда от 22 апреля 2021 г. отмене не подлежит, апелляционная жалоба департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области не может быть удовлетворена.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ярославского областного суда от 22 апреля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.