Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васильевой Т. И, судей Синьковской Л. Г, Кольцюка В. М, при секретаре Борковской А. Б, с участием прокурора Слободина С. А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-678/2021 по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы на решение Московского городского суда от 14 апреля 2021 года, которым удовлетворено административное исковое заявление акционерного общества "Компания ИнтерРусь-М" о признании частично недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Заслушав доклад судьи Кольцюка В. М, объяснения представителей административного истца ФИО17 А. А, административного ответчика и заинтересованного лица ФИО16 П. С, заключение прокурора ФИО18 С. А, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - постановление Правительства Москвы N700-ПП, постановление N700-ПП), которым утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2015 года (далее Перечень на 2015 год). Нормативный правовой акт 28 ноября 2014 года размещен на официальном сайте Правительства Москвы http://www/mos.ru и 2 декабря 2014 года опубликован в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N67.
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N786-ПП "О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2016 год (далее Перечень на 2016 год). Постановление 27 ноября 2015 года размещено на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www/mos.ru, 5 декабря 2015 года опубликовано в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N67.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2016 год (далее Перечень на 2017 год). Постановление 29 ноября 2016 года размещено на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www/mos.ru, 30 декабря 2016 года опубликовано в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N72.
Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N911-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018 год (далее Перечень на 2018 год). Постановление 29 ноября 2017 года размещено на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www/mos.ru, 14 декабря 2017 года опубликовано в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N69.
Постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N1425-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП" определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее Перечень на 2019 год). Постановление 29 ноября 2018 года размещено на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www/mos.ru, 13 декабря 2018 года опубликовано в официальном печатном издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N69.
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N1574-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП" определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020 год (далее Перечень на 2020 год). Постановление 27 ноября 2019 года размещено на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www/mos.ru, 10 декабря 2019 года опубликовано в официальном печатном издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N68.
В Перечень на 2015 год под пунктом "данные изъяты", в Перечень на 2016 год под пунктом "данные изъяты", в Перечень на 2017 год под пунктом "данные изъяты", в Перечень на 2018 год под пунктом "данные изъяты", в Перечень на 2019 год под пунктом "данные изъяты", в Перечень на 2020 год под пунктом "данные изъяты" включено нежилое здание с кадастровым номером N.
Акционерное общество "Компания ИнтерРусь-М" (далее АО "Компания ИнтерРусь-М") обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что ему на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
Спорный объект не обладает признаками объектов налогообложения в соответствии со статьей 1.1. Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон о налоге на имущество организаций) и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение в Перечень объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2015 - 2020 годы по мнению административного истца является неправомерным, поскольку возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Решением Московского городского суда от 14 апреля 2021 года административные исковые требования АО "Компания ИнтерРусь-М" удовлетворены. Признаны недействующими с 1 января 2015 года пункт "данные изъяты" Перечня на 2015 год, с 1 января 2016 года пункт "данные изъяты" Перечня на 2016 год, с 1 января 2017 года пункт "данные изъяты" Перечня на 2017 год, с 1 января 2018 года пункт "данные изъяты" Перечня на 2018 год, с 1 января 2019 года пункт "данные изъяты" Перечня на 2019 год, с 1 января 2020 года пункт "данные изъяты" Перечня на 2020 год. С Правительства Москвы в пользу административного истца взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента экономической политики города Москвы по доверенности ФИО14 А. И. просит прекратить производство по делу в части признания недействующими постановления Правительства Москвы N700-ПП в первоначальной редакции и в редакции постановления Правительства Москвы N786-ПП, в остальной части отменить решение суда как принятое с нарушением норм материального права и неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что судом сделан неверный вывод об отсутствии оснований для прекращения производства по делу в части требований об исключении здания из Перечней на 2015 - 2016 годы. Обязанность по уплате налога на имущество организаций в размере и в порядке, установленном статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и Законом города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций", подлежала исполнению за 2015 год не позднее 30 марта 2016 года, за 2016 год не позднее 30 марта 2017 года. Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность уточнения размера налога, взыскания налога, привлечения налогоплательщика к ответственности за неуплату налога в установленный срок в течение трех лет с даты окончания налогового периода. Поскольку административное исковое заявление подано за пределами установленного трехлетнего срока, административным истцом утрачена возможность уточнения размера налога, а налоговыми органами - предъявления требований к административному истцу.
Суд первой инстанции пришел к неверному выводу о том, что здание не соответствует критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64, поскольку актами обследования от 23 июня 2014 года N и от 2 июня 2015 года N установлено, что более 20% площади спорного здания используется для размещения офисов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Представленные административным истцом договоры аренды с ООО "Галерея", ЗАО "Трейдимпорт", ПАО "Росбанк", ИП Шиян И. С, ООО "Вендимекс", не имеют правового значения, так как в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации содержится закрытый перечень обстоятельств, при наличии которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества.
Относительно доводов апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором и представителем административного истца представлены возражения об их необоснованности и законности судебного решения.
Участвующие в деле лица о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно, надлежащим образом.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития Москвы ФИО16 П. С. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил ее удовлетворить, оспариваемое решение суда отменить.
Представитель административного истца ФИО17 А. А. просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО18 С. А. заключением полагал, что основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда отсутствуют.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица, заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Суд первой инстанции, проанализировав предписания подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14 и пункта 2 статьи 372, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N65 "О Правительстве Москвы", сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта, а также нормативных правовых актов, внесших в него изменения, уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
Постановления подписаны Мэром Москвы, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, размещены на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введены в действие и опубликованы в установленном порядке.
В указанной части решение суда по доводам апелляционной жалобы не оспаривается.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается и вводится в действие Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 3, 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в том числе указаны административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункты 1 и 2).
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 4 статьи 378.2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций", в редакции Закона города Москвы от 26 ноября 2014 года N56, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью 3 000 кв. метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешённого использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешённого использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2 000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Законом города Москвы от 18 ноября 2015 года N60, вступившим в силу с 1 января 2017 года, в Закон города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 были внесены изменения, в пункте 1 статьи 1.1 слова "общей площадью свыше 3000 кв. метров" исключены; в пункте 2 статьи 1.1 цифры "2000" заменены цифрами "1000".
Таким образом, в соответствии с приведёнными положениями, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешённого использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение) общей площадью 3 000 кв. метров на 2015 - 2016 налоговые периоды, с 1 января 2017 года - без учета площади здания, и (или) вида фактического использования здания (строения, сооружения), имеющего общую площадь свыше 2 000 кв. метров на периоды 2015 - 2016 годов, свыше 1 000 кв.м - после 1 января 2017 года.
Таким образом, в соответствии с приведёнными положениями, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешённого использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), при этом площадь здания не учитывается, и (или) вида фактического использования здания (строения, сооружения), имеющего общую площадь свыше 1 000 кв.м.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенное по адрес: "адрес" (подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 22 декабря 2020 года N), которое расположено на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц (1.2.6), для объектов общественно-делового назначения (подтверждается выпиской из ЕГРН от 17 декабря 2017 года N). Данный вид разрешенного использования не предусматривает размещения объектов бытового обслуживания, торговых помещений и офисов.
Согласно представленным документам и пояснениям представителя Правительства Москвы в суде первой инстанции, принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое здание включено в Перечень на 2015 - 2020 годы в соответствии с пунктом 2 части 3, пунктом 2 части 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 1.1. Закона о налоге на имущество организаций исходя из его вида фактического использования.
В обоснование своей позиции о включении объекта недвижимости с кадастровым номером N в Перечень на 2015 год по виду фактического использования Правительством Москвы представлен Акт обследования Госинспекции по недвижимости от 23 июня 2014 года N, согласно которому здание на 20, 65% используется для оказания услуг общественного питания, на 3, 43% - для бытового обслуживания, на 0, 74% - для торговли.
Оценивая критически Акт обследования от 23 июня 2014 года N, суд первой инстанции обоснованно признал его недостоверным доказательством, не подтверждающим использование здания в указанных целях, поскольку он составлен без доступа инспекторов на объект, вывод о том, что здание используется для осуществления деятельности, предусмотренной статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации сделан не только без учета технической документации ТБТИ, которая в названном акте отсутствует, но даже без учета визуального осмотра, сведения о котором в акте не приведены, фотографии не представлены; в нарушение пунктов 3.4 - 3.6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N257-ПП: фактически помещения, отнесенные инспекторами к офисным, торговым, общественного питания и бытового обслуживания не обследовались; не приведены конкретные номера помещений, этаж их расположения относительно экспликации к поэтажному плану здания в целях их идентификации и определения фактической площади помещений, занятых под объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Основанием для включения этого же здания в Перечень на 2016 - 2020 годы послужил Акт Госинспекции по недвижимости от 2 июня 2015 года N, согласно которому 21% общей площади здания используется для оказания услуг общественного питания, 1% общей площади здания используется для торговли, 3% общей площади здания используется для размещения офисной инфраструктуры, 3% общей площади здания используется для бытового обслуживания. Оставшиеся 72% общей площади здания используется как номерной фонд гостиницы, что не относится к деятельности, указанной в статье 378.2 Налогового кодекса РФ.
Суд также оценил данный Акт и установил, что спорное здание представляет из себя пятизвездочную гостиницу Арарат Парк Хаятт Москва, функционирование которой невозможно в отсутствие вспомогательных служб, таких как прачечная (которая ошибочно квалифицирована как самостоятельный объект бытового обслуживания), ресторанов (которые ошибочно квалифицированы как самостоятельные объекты общественного питания), в отсутствие помещений для размещения руководства и менеджмента гостиницы (что ошибочно квалифицировано как наличие самостоятельных офисных помещений), в отсутствие магазина при гостинице (что ошибочно квалифицировано как наличие самостоятельных объектов торговли).
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о классификации гостиниц", которое действовало в рассматриваемый период, гостиница, отель - это средство размещения, представляющее собой имущественный комплекс, включающий в себя здание или часть здания, помещения и иное имущество, в котором предоставляются услуги размещения и, как правило, услуги питания, имеющее службу приема, а также оборудование для оказания дополнительных услуг.
Исходя из положений постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении положения о классификации гостиниц" в гостинице, имеющей категорию 5 звезд, должен быть:
- конференц-зал с соответствующим оборудованием, - бизнес-центр (электронные средства связи, копировальная техника, помещения для переговоров, компьютеры), - магазины и торговые киоски, - служебные помещения для персонала (столовая для приема пищи, санузлы, раздевалки, помещения для отдыха, подсобные помещения), - ресторан, бар, несколько залов, банкетный зал возможно трансформируемый в конференц-зал с соответствующей аппаратурой, - кафе (лобби-бар).
Гостиница категории 5 звезд обязана предоставлять такие услуги как смена постельного белья, стирка, глажение, химчистка, мелкий ремонт одежды, обмен валюты, круглосуточное предоставление питания, обслуживание в номерах.
Также в силу указанного выше Положения о классификации гостиниц к требованиям гостиницы 5 звезд, среди прочих, относятся наличие отдельного входа с улицы в ресторан, кафе или бар; наличие парикмахерской, ресторана национальной кухни или специализированного ресторана с фирменными блюдами; постоянных или временных торговых точек, наличие прочих услуг (информационные услуги, экскурсионные услуги, услуги переводчика, обмен валюты и другие услуги); площадь, занимаемая ресторанами и барами должна составлять не менее 1, 8 кв.м на 1 проживающего;
Согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденного приказом Росстандарта от 31 января 2014 года N14-ст, действующему в рассматриваемый период, в перечень дополнительных услуг гостиниц входят: обеспечение питанием и напитками, предоставление автостоянки, услуг прачечной, библиотеки, плавательных бассейнов и тренажерных залов, комнат отдыха и развлечений, а также предоставление конференц-залов и залов для совещаний.
Гостинице Арарат Парк Хаятт Москва присвоена категория пяти звезд в соответствии с Системой классификации гостиниц и иных средств размещения, утвержденной Приказом Министерства культуры Российской Федерации N1215 от 11 июля 2014 года, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о присвоении категории. В гостинице имеется 205 номеров для постояльцев, что составляет 89% площади здания. Оставшаяся часть используется как инфраструктура гостиницы (прачечная, кафе и ресторан, магазин) и не имеет самостоятельного делового назначения. В здании гостиницы расположены 2 бара и 2 ресторана, предусмотренные требованиями к гостиницам категории 5 звезд, обеспечивающие необходимый уровень обслуживания проживающих в гостинице. На первом этаже расположен исторический ресторан "Арарат", занимающий 79, 5 кв.м, и бар "Неглинка" площадью 138, 2 кв.м На втором этаже расположены банкетные залы гостиницы площадью 302 кв.м и ресторан "Парк" площадью 358, 4 кв.м, на 10 этаже расположен бар "Консерватория" площадью 116, 5 кв.м. Общая площадь помещений, занимаемых барами и ресторанами, составляет 994, 9 кв.м, а не 2 670, 6 кв.м как указано в Акте от 2 июня 2015 года N.
Занимаемые руководством гостиницы помещения 4 этажа составляют 1 385, 6 кв.м, участвуют в осуществлении функционирования гостиницы и управлении ею, данные помещения ошибочно отнесены Госинспекцией к офисным помещениям, тогда как они не имеют самостоятельного офисного и делового назначения, не предназначены для производства какой-либо продукции и осуществления самостоятельной коммерческой деятельности.
Из приложенных к Акту Госинспекции по недвижимости от 2 июня 2015 года N нескольких фотографий внутренних помещений без указания на их расположение, номера и площади, невозможно установить конкретные помещения, которые инспекторы отнесли к отвечающим критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом, к помещениям бытового обслуживания ошибочно отнесены помещения с наименованием: постирочная, склад, кладовая, душевые, гладильная, машинный зал, хозяйственное помещение, (холл, электрощитовая, коридор, бухгалтерия, комната охраны, раздевалки, душевые, бассейн, сауна, солярий, кабинет врача). К помещениям общественного питания ошибочно отнесены: комната персонала, дебаркадер, комната охраны, лифтовой холл.
Имеющиеся в здании помещения общественного питания, прачечная, пункт обмена валюты, магазин, помещения, занимаемые руководством гостиницы, составляют необходимую и обязательную инфраструктуру гостиницы 5 звезд, в отсутствие которой ее функционирование не представляется возможным в соответствии с присвоенной ей категорией, в связи с чем, данные помещения, по мнению суда, ошибочно были отнесены к подпадающим по действие статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом исследованы все имеющиеся договоры аренды, а также сделан подробный расчет площадей помещений, фактически используемых для осуществления деятельности, предусмотренной статьей 378.2 Налогового кодекса РФ, с указанием номера помещения и его площади на каждом из этажей и сделан обоснованный вывод о том, что в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в здании используется 9% площади помещений, что ниже установленного 20% критерия.
Суд критически оценил Акт от 2 июня 2015 года N и обоснованно признал его ненадлежащим доказательством, с чем соглашается судебная коллегия.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном толковании норм права и соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика и заинтересованного лица были известны суду первой инстанции, решение суда в указанной части подробно мотивированно и в дополнительной аргументации не нуждается.
Судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для прекращения производства по делу в части требований об исключении зданий из Перечня на 2015 - 2016 годы, поскольку частью 2 статьи 194, пунктом 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прекращение производства по административному делу об оспаривании нормативного правового акта допускается только в случае, если он перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца. Поскольку постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП в первоначальной редакции и в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N786-ПП в период их действия применялись к административному истцу, тот факт, что оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу в связи с внесением в него изменений, не может служить препятствием для его оспаривания, так как он не перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы Правительства Москвы и Департамента экономического развития Москвы признаются апелляционной инстанцией несостоятельными, так как не подтверждаются материалами дела.
В силу части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Правительством Москвы относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации для его включения в Перечень объектов недвижимого имущества на 2015 - 2020 годы, не представлено.
При разрешении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 215, 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского городского суда от 14 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.