Первый апелляционный суд общей юрисдикции в составе:
судьи судебной коллегии по административным делам Бузмакова С.С.
при секретаре Никишовой О.И.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1077/2021 по административному исковому заявлению Регионального отделения Политической партии "Российская экологическая партия "ЗЕЛЁНЫЕ" в Московской области о признании незаконным решений Избирательной комиссии Московской области от 18 июля 2021 г. N 211/2058-6 "О заверении списка кандидатов в депутаты Московской областной Думы по единому избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением "Российская экологическая партия "ЗЕЛЁНЫЕ", от 18 июля 2021 г. N 211/2059-6 "О заверении списка кандидатов в депутаты Московской областной Думы по одномандатным избирательным округам, выдвинутых избирательным объединением "Российская экологическая партия "ЗЕЛЁНЫЕ", признании незаконным действий по отказу в приёме избирательных документов, возложении обязанности принять избирательные документы, заверить и зарегистрировать списки кандидатов, по частной жалобе Регионального отделения Политической партии "Российская экологическая партия "ЗЕЛЁНЫЕ" в Московской области на определение Московского областного суда от 29 июля 2021 г, которым производство по делу прекращено.
Заслушав доклад судьи Бузмакова С.С, объяснения представителей Регионального отделения Политической партии "Российская экологическая партия "ЗЕЛЁНЫЕ" в Московской области - Гусенкова А.И, Наганова В.И, поддержавших доводы частной жалобы, возражения относительно доводов частной жалобы представителя Избирательной комиссии Московской области - Горячих А.А. и представителя Политической партии "Российская экологическая партия "ЗЕЛЁНЫЕ" - Егорова В.Ю, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Лазаревой Е.И, полагавшей судебный акт не подлежащим отмене, Первый апелляционный суд общей юрисдикции
установил:
постановлением Московской областной Думы от 17 июня 2021 г. N 29/150-П "О назначении даты выборов депутатов Московской областной Думы" выборы депутатов Московской областной Думы назначены на 19 сентября 2021 г.
Решением Избирательной комиссии Московской области от 18 июля 2021 г. N 211/2058-6 "О заверении списка кандидатов в депутаты Московской областной Думы по единому избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением "Российская экологическая партия "ЗЕЛЕНЫЕ", заверен список кандидатов в депутаты Московской областной Думы по единому избирательному округу, выдвинутый данным избирательным объединением.
Решением Избирательной комиссии Московской области от 18 июля 2021 г. N 211/2059-6 "О заверении списка кандидатов в депутаты Московской областной Думы по одномандатным избирательным округам, выдвинутых избирательным объединением "Российская экологическая партия "ЗЕЛЁНЫЕ", заверен список кандидатов в депутаты Московской областной Думы по одномандатным избирательным округам, выдвинутых этим избирательным объединением.
Региональное отделение Политической партии "Российская экологическая партия "ЗЕЛЁНЫЕ" в Московской области обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило:
признать незаконными решения Избирательной комиссии Московской области от 18 июля 2021 г. N 211/2058-6 и 211/2059-6;
признать незаконным действия Избирательной комиссии Московской области по отказу в приёме избирательных документов, представленных 10 июля 2021 г. и 12 июля 2021 г. уполномоченными представителями избирательного объединения "Региональное отделение Политической партии Российская экологическая партия "ЗЕЛЁНЫЕ" в Московской области" в избирательную комиссию при проведении выборов депутатов Московской областной Думы;
возложить обязанность на Избирательную комиссию Московской области принять у уполномоченных представителей избирательного объединения "Региональное отделение Политической партии Российская экологическая партия "ЗЕЛЁНЫЕ" в Московской области" представленные избирательные документы, заверить и зарегистрировать списки кандидатов по единому избирательному округу и одномандатным избирательным округам, выдвинутые избирательным объединением "Региональное отделение Политической партии Российская экологическая партия "ЗЕЛЁНЫЕ" в Московской области" на выборах депутатов Московской областной Думы, назначенных на 19 сентября 2021 г.
По мнению административного истца, оспариваемые решения Избирательной комиссии Московской области приняты без соблюдения требований пункта 3.1 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Закон о политических партиях), поскольку Региональное отделение Политической партии Российская экологическая партия "ЗЕЛЁНЫЕ" в Московской области существует и не ликвидировано, тем самым, при наличии в Московской области действующего регионального отделения политической партии, коллегиальный постоянно действующий руководящий орган самой политической партии не наделён правом выдвижения списка кандидатов в депутаты Московской областной Думы.
Определением Московского областного суда от 29 июля 2021 г. производство по административному делу прекращено в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, так как административный истец не относится к избирательным объединениям и не наделён правом оспаривания решений избирательной комиссии, в том числе о заверении списков кандидатов в депутаты Московской областной Думы, выдвинутых избирательным объединением "Политическая партия "Российская экологическая партия "ЗЕЛЁНЫЕ". Решения избирательной комиссии не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
В частной жалобе Региональное отделение Политической партии "Российская экологическая партия "ЗЕЛЁНЫЕ" в Московской области просит об отмене определения суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Относительно доводов частной жалобы Избирательной комиссией Московской области и участвующим в деле прокурором представлены возражения с просьбой оставить определение суда без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в частной жалобе и возражениях на неё, Первый апелляционный суд общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд (пункт 1); с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии (пункт 10).
Особенности порядка производства по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации установлены главой 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в которой определены: субъекты, наделённые правом на обращение в суд с административным иском о защите избирательных прав; лица, которые могут являться административными ответчиками по данным делам; категории дел о защите избирательных прав; порядок и сроки их рассмотрения; порядок и сроки предъявления административных исковых заявлений о защите избирательных прав; особенности принятия судом решений по данной категории дел.
В частности, статьёй 239 приведённой главы установлено, что избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме (часть 1); кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы (часть 2); с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу (часть 10).
Пунктом 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 данного Кодекса.
Согласно части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено этим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если: заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах (пункт 1); административное исковое заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределённого круга лиц или публичных интересов органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, должностным лицом либо гражданином, которым приведённым Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право (пункт 2); имеются иные основания для отказа в принятии административного искового заявления, предусмотренные положениями данного Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел (пункт 5).
Как следует из материалов административного дела, обращаясь в Московский областной суд с административным исковым заявлением, административный истец полагал, что Региональное отделение Политической партии "Российская экологическая партия "ЗЕЛЁНЫЕ" в Московской области является избирательным объединением в рамках избирательной кампании по выборам депутатов Московской областной Думы, назначенных на 19 сентября 2021 г, что подтверждается копией заявления в Избирательную комиссию Московской области от 12 июля 2021 г. (л.д. 111 - 112), копиями жалоб в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации от 11 июля 2021 г. (л.д. 113 - 114, 115 - 116), а также иными имеющимися в деле документами.
Вместе с тем, согласно выписке из протокола N 6 заседания Президиума Центрального Совета Политической партии "Российская экологическая партия "ЗЕЛЁНЫЕ" от 2 июля 2021 г.: полномочия Председателя Совета Регионального отделения в Московской области Гусенкова А.И. в соответствии с пунктами 6.1.15.24 и 9.15.10.3 Устава Политической партии "Российская экологическая партия "ЗЕЛЁНЫЕ" досрочно прекращены за деятельность, противоречащую Уставу Политической партии "Российская экологическая партия "ЗЕЛЁНЫЕ"; для временного оперативного руководства Региональным отделением в Московской области до избрания нового Председателя Совета Регионального отделения в Московской области в соответствии с пунктом 6.5.15.24 Устава Политической партии "Российская экологическая партия "ЗЕЛЁНЫЕ" назначен член Президиума Центрального Совета Партии Кудгазов А.А.
Во исполнение данного решения в адрес Избирательной комиссии Московской области и Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской Политической партией "Российская политическая партия "ЗЕЛЁНЫЕ" области 2 июля 2021 г. направлена соответствующая информация, в том числе обращено внимание на то, что все документы, оформленные начиная со 2 июля 2021 г. с использованием бланков, символики и печати Регионального отделения в Московской области Политической партии "Российская политическая партия "ЗЕЛЁНЫЕ" за подписью бывшего председателя Совета Гусенкова А.И. считаются подложными.
При приведённых обстоятельствах, учитывая положения статей 2, 75 Федерального закона N 67-ФЗ, Устава Политической партии "Российская экологическая партия "ЗЕЛЁНЫЕ", суд апелляционной инстанции признаёт правильным вывод суда первой инстанции о наличии оснований для прекращения производства по делу, поскольку Региональное отделение Политической партии "Российская экологическая партия "ЗЕЛЁНЫЕ" в Московской области не является избирательным объединением и не может быть отнесено к лицам, которые вправе обратиться в суд с требованиями в порядке, предусмотренном главой 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Само решение Президиума Центрального Совета Политической партии "Российская экологическая партия "ЗЕЛЁНЫЕ" от 2 июля 2021 г. предметом спора по настоящему административному делу не является; законность и обоснованность этого решения может быть проверена в ином порядке. Не внесение в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующих сведений на основании решения от 2 июля 2021 г. в отношении Регионального отделения Политической партии "Российская политическая партия "ЗЕЛЁНЫЕ" в Московской области какого-либо правового значения не имеет.
Таким образом, обжалуемое определение является правильным, основанным на нормах процессуального права. Предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены по доводам частной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Первый апелляционный суд общей юрисдикции
определил:
определение Московского областного суда от 29 июля 2021 г. оставить без изменения, частную жалобу Регионального отделения Политической партии "Российская экологическая партия "ЗЕЛЁНЫЕ" в Московской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья С.С. Бузмаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.