Дело N 2а-1818/2020
г. Краснодар 22.06.2021
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Шелудько В.В, Карасовой Н.Х, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную ДД.ММ.ГГГГ кассационную жалобу "адрес" на решение Азовского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному иску Азовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к "адрес", Администрации Маргаритовского сельского поселения "адрес", Управлению капитального строительства и ЖКХ "адрес" о признании незаконным бездействия уполномоченного органа.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Фролову Е.В, просившую об оставлении судебных актов без изменения, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛ:
заместитель межрайонного прокурора Азовской межрайонной прокуратуры (далее - межрайонный прокурор, прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Азовский городской суд "адрес" с административным исковым заявлением к администрации "адрес" (далее - администрация "адрес", районная администрация), администрации Маргаритовского сельского поселения "адрес" (далее - администрация сельского поселения), о признании бездействия административных ответчиков незаконным и обязании совершить действия по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Маргаритовского сельского поселения путем создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, отвечающих требованиям СанПиН 42-168-4690-88 и СанПиН 2. ДД.ММ.ГГГГ-19, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в силу.
В обоснование требований межрайонный прокурор указал на то, что в ходе проверки исполнения природоохранного законодательства межрайонной прокуратурой установлено нарушение требований закона в сфере обращения с отходами производства и потребления. На территории Маргаритовского сельского поселения "адрес" не оборудованы места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как может привести к причинению вреда жизни и здоровью граждан вследствие загрязнения окружающей среды бытовыми отходами, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
По фактам выявленных нарушений в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) межрайонной прокуратурой в адрес глав администраций сельских поселений "адрес", а также администрации "адрес" ДД.ММ.ГГГГ внесены представления, которые в полном объеме не исполнены.
Ссылаясь на изложенное, межрайонный прокурор просил об удовлетворении административного иска.
Решением Азовского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования удовлетворены.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из доказанности факта ненадлежащего исполнения административными ответчиками возложенных на них законом обязанностей в области обращения с отходами, непринятия эффективных и действенных мер, направленных на создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В кассационной жалобе администрация "адрес" просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить как постановленные с существенным нарушением норм материального права, что повлияло на исход дела. Административный ответчик указывает на то, что нижестоящими судами применены недействующие нормы СанПиН 42-168-4690-88 и СанПиН 2. ДД.ММ.ГГГГ-19, не применен закон подлежащий применению, а именно: Областной закон "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗС "О местном самоуправлении в "адрес"", в связи с чем на администрацию "адрес" возложены обязанности, отнесенные к ведению органов местного самоуправления сельских поселений. "адрес" администрация ссылается на отсутствие в резолютивной части решения городского суда конкретного перечня действий, которые надлежит совершить каждому из административных ответчиков.
На кассационную жалобу Азовской межрайонной прокуратурой принесены возражения.
В представленном в дело отзыве Управления капитального строительства и ЖКХ "адрес" содержится просьба об удовлетворении кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, кассационный суд не находит предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) оснований для отмены постановленных судебных актов.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения проверки Азовской межрайонной прокуратурой установлено, что в нарушение природоохранного законодательства, а также законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления "адрес", администрации сельского поселения не подготовили схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, реестр мест размещения мест (площадок) накопления ТКО. Кроме того, административными ответчиками не принято надлежащих мер к созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, площадки накопления отходов отсутствуют.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации "адрес", а также администрации Маргаритовского сельского поселения, вынесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в которых прокурор требовал принять меры для устранения нарушений статьи 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N89-ФЗ).
Согласно ответу администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, административными ответчиками предпринимаются меры по созданию схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, согласованию реестра мест размещения отходов, установке и оборудованию мест накопления твердых коммунальных отходов.
Вместе с тем по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ требования представления административными ответчиками не исполнены.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, а также муниципальных районов относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу положений части 1 статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Пункт 3 статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ предусматривает, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 данной статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (часть 4 статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ).
Порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра определен Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Закон N131-ФЗ) к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
К вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (пункт 14 части 1 статьи 15 указанного закона).
Исходя из положений части 3 статьи 14 Закона N 131-ФЗ законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Из содержания пункта 1.1. статьи 12 Областного закона от 28.12.2005 N-ЗС "О местном самоуправлении в "адрес"" следует, что к вопросам местного значения сельского поселения помимо иного отнесены и вопросы, предусмотренные пунктом 18 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ - участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Разрешая дело, суды руководствовались вышеприведенными законоположениями и пришли к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований.
Указанные выше доводы кассационной жалобы являлись предметом оценки судов, оснований не согласиться с которой у кассационного суда не имеется. Как правильно указали суды, обязанность по созданию и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, их транспортировке возложена на административных ответчиков законом.
По вопросам исполнения судебного акта административные ответчики не лишены возможности обратиться в суд с заявлением в порядке статьи 185 КАС РФ.
Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Исходя из изложенного судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Азовского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу "адрес" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28.06.2021
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.