Дело N 2а-1659/2020
г. Краснодар 23.03.2021
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Иванова А.Е, Шелудько В.В, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную ДД.ММ.ГГГГ кассационную жалобу ФИО8, ФИО9 на решение Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному иску ФИО8, ФИО9, ФИО5, ФИО6 к Министерству обороны Российской Федерации, начальнику 1-го отдела ("адрес") Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" ФИО7, заинтересованные лица: Федеральное государственное казенное учреждение "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации "адрес", ФГКУ "ТУИО" о признании незаконным решения о снятии с жилищного учета.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
ФИО8, ФИО9, ФИО5, ФИО6 обратились в суд с административным иском, в котором просили признать незаконным и отменить решение начальника 1 отдела ("адрес") Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения") от ДД.ММ.ГГГГ N/сев о снятии ФИО8 и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, ввиду его противоречия нормам абзаца 3 пункта 1 статьи 15 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О статусе военнослужащих". Восстановить срок на обращение в суд административным иском.
В обоснование требований указано на то, что ДД.ММ.ГГГГ из заочного решения Гагаринского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ (отмененного определением Гагаринского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ) административным истцам стало известно об оспариваемом решении, которым ФИО8 и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Административные истцы считают, что оспариваемое решение противоречит абзацу 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О статусе военнослужащих" (Закон N 76-ФЗ), пункту 1 статьи 15 Закона Российской Федерации от 22.01.1993 N "О статусе военнослужащих".
ФИО8, ФИО9, ФИО5, ФИО6 полагают, что имеют право на получение от Министерства обороны Российской Федерации постоянного жилого помещения, поскольку первый контракт был заключен ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ с командиром войсковой части N Министерства обороны Российской Федерации и протоколом жилищной комиссии войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО8 и члены семьи признаны нуждающимися в получении постоянного жилого помещения по месту службы.
Ссылаясь на нарушение права улучшения жилищных условий, административные истцы просили об удовлетворении требований.
Решением Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, в административном иске отказано.
В кассационной жалобе ФИО8, ФИО9, ФИО5, ФИО6 просят об отмене судебных актов, как постановленных с существенным нарушением норм материального права, направлении дела на новое рассмотрение.
Заявители жалобы указывают на то, что суды сослались на Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О статусе военнослужащих", который утратил силу в связи с принятием Закона N 76-ФЗ.
Кроме того, судами не учтена правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в определении от 26.08.2014 N-КГ14-49 по аналогичному делу.
Кассационная жалоба рассмотрена без участия лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный суд не находит предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) оснований для отмены судебных актов.
В целях реализации конституционных предписаний статья 218 КАС РФ предоставляет право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, лицам, чьи права, по их мнению, нарушены решениями, действиями (бездействием) упомянутых публичных органов.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов лица, обратившегося в суд.
Согласно пункту 1 статьи 15 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4338-1 "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на первые пять лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) предоставлялись служебные жилые помещения или общежития, а при продолжении военной службы свыше этих сроков - жилые помещения на общих основаниях.
Названный Закон утратил силу в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (Закон N 76-ФЗ).
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 15 Закона N 76-ФЗ военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), предоставляется субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
Содержание названных норм в их взаимосвязи указывает на то, что военнослужащие, заключившие контракт и назначенные после окончания военно-учебного заведения на воинские должности до ДД.ММ.ГГГГ, подлежат обеспечению жилыми помещениями на общих основаниях по месту военной службы (в старой редакции Закона N 76-ФЗ после пяти лет военной службы после окончания военно-учебного заведения).
При этом в силу абзаца 12 пункта 1 статьи 15 Закона N 76-ФЗ военнослужащим, обеспечиваемым на весь период военной службы только служебным жильем, в случае их признания нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, предоставляется жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
Указанным требованиям Закона соответствуют и положения Приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", на основании которого договор найма жилого помещения, в том числе и служебного, заключается для военнослужащих - граждан Российской Федерации - на срок действия контракта о прохождении военной службы.
В случае расторжения жилищного договора военнослужащие и совместно проживающие с ними члены их семей обязаны в 3-месячный срок освободить предоставленное им служебное жилое помещение в порядке, определяемом жилищным законодательством и жилищным договором.
Граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих (пункта 13 статьи 15 указанного Федерального закона).
Из материалов дела следует, что ФИО8 с ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 был признан нуждающимся в жилом помещении и ДД.ММ.ГГГГ поставлен на квартирный учет.
Протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии войсковой части 51330 N от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в состав семьи ФИО8, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, военнослужащий переведен с составом семьи 3 человека с категории "БК, служебное" в категорию "БК, постоянное", в связи с его увольнением по организационно-штатным мероприятиям в 2010 для обеспечения постоянным жилым помещением в городе Москве или "адрес".
Приказом Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N в связи с организационно-штатными мероприятиями ФИО8 назначен на должность начальника службы снабжения большого десантного корабля "Орск" восковой части 72136 Черноморского флота.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ N административный истец включен в список на предоставление служебного жилого помещения по месту прохождения службы "адрес", с датой включения в список ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ на основании договора пользования служебным жилым помещением N ФИО8 и членам его семьи для проживания была предоставлена трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: "адрес", общей площадью 82, 1 кв.м.
Согласно пункту 5.4 указанного договора, вышеуказанный договор прекращает свое действие в связи с окончанием срока службы и в случае прекращения срока его действия. Наниматель и члены его семьи обязаны освободить жилое помещение, а в противном случае подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения.
Приказом командующего Черноморским флотом от ДД.ММ.ГГГГ N капитан ФИО8 досрочно уволен с военной службы в запас в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта (подпункт "в" пункт 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") и с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава воинской части.
Продолжительность военной службы ФИО8 на момент его увольнения составила 19 лет 7 месяцев 3 дня.
Решением начальника 1 отдела ("адрес") ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" от ДД.ММ.ГГГГ N/сев ФИО8 снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договору социального найма.
В адрес ФИО8 и членов его семьи направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ N о необходимости освобождения занимаемого служебного жилого помещения.
Отказывая в административном иске, районный суд и согласившаяся с ним судебная коллегия (восстановив административному истцу срок для обращения в суд) исходили из того, что общая продолжительность военной службы административного истца на момент его увольнения составляла менее 20 лет, ФИО8 был уволен с военной службы не по льготным основаниям (не по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, не по состоянию здоровья и не в связи с организационно-штатными мероприятиями), что не относится к числу уважительных оснований, указанных в статье 15 Закона N 76-ФЗ, дающих право на получение жилого помещения для постоянного проживания ФИО8 и членам его семьи.
Кроме того, суды указали на то, что сведений о том, что ФИО8 был обеспечен служебным жилым помещением до ДД.ММ.ГГГГ в материалы дела не представлено, а потому ФИО8 не приобрел право на получение жилого помещения на ДД.ММ.ГГГГ.
Судебная коллегия указала на то, что Министерством обороны Российской Федерации ФИО10 А.А. и членам его семьи было представлено служебное жилое помещение по месту прохождения службы "адрес", тогда как жилое помещение по договору социального найма либо в собственность бесплатно административному истцу в период прохождения военной службы представлено не было, что не спаривалось ФИО8, как и не признавалось право на получение жилого помещения по договору социального найма на основании пункта 1 абзаца 3 статьи 15 Закона N 76-ФЗ.
Кроме того, судебная коллегия указала на то, что выводы, изложенные в Определении Верховного Суда от ДД.ММ.ГГГГ N-КГ14-49, не свидетельствуют о наличии у ФИО8 и членов его семьи права на получение жилого помещения для постоянного проживания, поскольку указанное определение постановлено при иных фактических обстоятельствах дела.
В этой связи суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение является законным, поскольку у Министерства обороны Российской Федерации отсутствовали основания для обеспечения административных истцов жилым помещением, находящимся в федеральной собственности, и соответственно для нахождения их на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма для постоянного проживания.
Решения судов постановлены при правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, с соблюдением норм процессуального права, соответствуют фактическим обстоятельствам рассмотренного дела.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановленных судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО8, ФИО9 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные частью 2 статьей 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.