Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В, судей Руденко Ф.Г, Егоровой Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению государственного казенного учреждения Краснодарского края "Центр занятости населения Славянского района" к ФИО1 о возврате сумм единовременной финансовой помощи и финансовой помощи на регистрацию по кассационной жалобе ФИО1 на решение Славянского городского суда Краснодарского края от 22 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 16 февраля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, пояснения ответчика ФИО1, судебная коллегия
установила:
ГКУ КК "Центр занятости населения Славянского района" обратилось в суд с иском к ФИО1 о возврате сумм единовременной финансовой помощи и финансовой помощи на регистрацию.
Решением Славянского городского суда Краснодарского края от 22 октября 2020 года исковые требования удовлетворены. С ФИО1 в пользу ГКУ КК "Центр занятости населения Славянского района" взысканы сумма единовременной финансовой помощи в размере "данные изъяты" руб. и сумма финансовой помощи на регистрацию в размере "данные изъяты" руб. С ФИО1 в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере "данные изъяты" руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 16 февраля 2021 года решение Славянского городского суда Краснодарского края от 22 октября 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик ФИО1 просит отменить судебные постановления в связи с тем, что судами допущено неправильное применение норм материального права. В обоснование жалобы указывает, что в договоре о предоставлении финансовой помощи отсутствует условие о возврате финансовой помощи на основании прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя ранее истечения 24-х месяцев со дня регистрации предпринимательской деятельности. Пункт 2.1.1 договора от 1 октября 2018 года N об обязанности осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 24 месяцев с даты регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и пункт 2.1.5 договора о возврате единовременной финансовой помощи противоречат Положению, утвержденному постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19 июня 2012 года N.
В судебное заседание суда кассационной инстанции явился ответчик ФИО1
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, в суд не явились, об уважительности причин своей неявки не сообщили. При таких обстоятельствах, с учетом положений части 1 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 397.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 397.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, пояснения ФИО1, поддержавшего жалобу, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и усматривается из материалов дела, что 5 марта 2018 года Маляр Ю.А. признан безработным.
1 октября 2018 года между ГКУ КК "Центр занятости населения Славянского района" и ФИО1 был заключен договор N о предоставлении единовременной финансовой помощи, в соответствии с пунктом 2.1.1 которого гражданин обязан в соответствии с технико-экономическим обоснованием вида деятельности осуществлять предпринимательскую деятельность "47.61 - Торговля розничная книгами в специализированных магазинах" на основании свидетельства о регистрации предпринимательской деятельности не менее 24 месяцев с даты регистрации предпринимательской деятельности и в течение этого срока не претендовать на получение пособия по безработице.
Согласно пункта 2.1.5 договора гражданин обязан возвратить в течение 10 дней в полном объеме предоставленную единовременную финансовую помощь в случае, в том числе государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя ранее истечения 24 месяцев с предпринимательской деятельности.
Приказами от 22 октября 2018 года N, N ФИО1 с 17 октября 2018 года снят с учета в качестве безработного, с прекращением выплаты пособия по безработице.
Приказом ГКУ КК "Центр занятости населения Славянского района" от 22 октября 2018 года N ФИО1 предоставлена единовременная финансовая помощь при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства в сумме "данные изъяты" руб. Приказом ГКУ КК "Центр занятости населения Славянского района" от 22 октября 2018 года N ФИО1 предоставлена финансовая помощь на регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя в размере "данные изъяты" руб.
Ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 18 октября 2018 года по 20 января 2020 года.
Разрешая заявленные требования и приходя к выводу об их удовлетворении, суд первой инстанции, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, руководствуясь положениями статьи 15 Гражданского кодекса РФ, Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в РФ", постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19 июня 2012 года N 710 "Об утверждении Положения о порядке, условиях предоставления и размере единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации", обоснованно исходил из того, что истцом были выполнены все условия договоров о предоставлении единовременной финансовой помощи и финансовой помощи на регистрацию, заключенных с ответчиком, в свою очереди ФИО1 в нарушении условий договора прекратил свою деятельное в качестве индивидуального предпринимателя спустя 15 месяцев с даты регистрации предпринимательской деятельности, однако от возвращения полученных денежных средств уклонился.
Судебная коллегия при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, исследовав представленные сторонами в дело доказательства в их совокупности, признала выводы суда первой инстанции сделанными с правильным применением норм материального права, нарушения норм процессуального права допущены не были.
При разрешении настоящего дела суды нижестоящих инстанций правомерно руководствовались положениями Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в РФ", в соответствии со статьей 7.1-1 которого к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относится в том п содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок, условия предоставления и размер единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помои на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.
Фактически позиция кассатора сводится к уклонению от исполнения договора от 1 октября 2018 года N 04-2018/2 о предоставлении единовременной финансовой помощи, содержащем условие об обязанности лица в случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя ранее чем через 24 месяца после регистрации вернуть полученные денежные средства в виде финансовой помощи. Данный договор не был оспорен, признан недействительным, его условия в одностороннем порядке не менялись, соответственно ответчик обязан его исполнять.
Довод кассационной жалобы о том, что условие договора противоречит Положению, является несостоятельным, так как, вынося оспариваемые судебные постановления, суды первой и апелляционной инстанций учли Положение о порядке, условиях предоставления и размере единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, утвержденное постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19 июня 2012 года N, а также Методические рекомендации предоставления государственной услуги по содействию самозанятости, включая оказание граждан, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшими профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы труда и занятости населения, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйств.
Договор от 1 октября 2018 года, а также условия о возврате денежной помощи не противоречат указанным нормативном-правовым актам, содержит условие о том, что невыполнение договорных обязательств является основанием для возврата в бюджет края финансовой помощи.
Выводы суда об удовлетворении исковых требований согласуются с установленными обстоятельствами дела, характером возникших правоотношений и примененными нормами материального права, регулирующих спор, с соблюдением положений процессуального закона. Иная позиция кассатора, высказанная в жалобе, основана на несогласии заявителя с произведенной судом оценкой установленных по делу фактических обстоятельств с точки зрения его субъективного восприятия спора.
Доводы жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являться достаточным основанием для пересмотра состоявшихся судебных постановлений в кассационном порядке, заявителем не представлено.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таких нарушений, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
В связи с принятием судом кассационной инстанции постановления по результатам рассмотрения кассационной жалобы приостановление исполнения судебных актов по данному делу в соответствии с частью 3 статьи 379.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует отменить.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Славянского городского суда Краснодарского края от 22 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 16 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Славянского городского суда Краснодарского края от 22 октября 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 16 февраля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.