Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев жалобу генерального директора ООО "Сибирские угли" Имегенова Р.В. на вступившие в законную силу постановление начальника отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории от 31 августа 2020 г. N Н-089-в/3, решение судьи Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 23 ноября 2020 и решение судьи Иркутского областного суда от 25 февраля 2021 г., вынесенные в отношении ООО "Сибирские угли", по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории от 31 августа 2020 г. N Н-089-в/3, оставленным без изменения решением судьи Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 23 ноября 2020 и решением судьи Иркутского областного суда от 25 февраля 2021 г, ООО "Сибирские угли" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе генеральный директор ООО "Сибирские угли" Имегенов Р.В. просит принятые по делу акты отменить, считая их незаконными, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. Хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (часть 1 статьи 13.4 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (часть 2 статьи 13.4 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
В соответствии с пунктом 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Как следует из материалов дела, в ходе внеплановой выездной проверки, проведенной в период с 4 февраля по 3 марта 2020 г. должностными лицами Росприроднадзора, было установлено, что ООО "Сибирские угли", осуществляя деятельность по добыче каменного угля в границах лицензионного участка "Центральная часть участка Хадайский Ишинского каменноугольного месторождения", расположенного в 20 км на северо-запад от п. Усть-Ордынский, в нарушение положений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 13.4 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пунктом 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", допустило накопление отходов производства (пустые металлические бочки, отработанные автомобильные шины, металлолом, нерабочая спецтехника) на земельном участке без водонепроницаемого покрытия в необорудованном для накопления отходов месте.
Факт имевшего место события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ и виновность ООО "Сибирские угли" подтверждаются: протоколом об административном правонарушении, копиями акта проверки от 3 марта 2020 г. N Н-089-в, фототаблицы к акту внеплановой выездной проверки, лицензии на пользование недрами ИРК 03014 ТЭ и иными доказательствами, получившими надлежащую оценку по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.
Действия ООО "Сибирские угли" квалифицированы по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства, подлежащего применению к рассматриваемым правоотношениям.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела свидетельствуют о том, что ООО "Сибирские угли" не приняло все зависящие от него меры по надлежащему соблюдению норм, за нарушение которых частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Доводы заявителя о том, что отходы производства обществу не принадлежат, являются несостоятельными, поскольку из материалов дела следует, что отходы находились на земельном участке в границах лицензионного участка ООО "Сибирские угли". При этом доказательства, свидетельствующие о том, что на данном земельном участке осуществлялась деятельность (в том числе по накоплению отходов производства) иными лицами, в материалах дела отсутствуют, заявителем не представлены.
Утверждение заявителя о том, что должностными лицами административного органа были неверно определены координаты накопления отходов, какими-либо объективными данными не подтверждается.
В материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие о том, что при проведении проверки и на стадии возбуждения дела об административном правонарушении представители ООО "Сибирские угли", которые согласно акту от 3 марта 2020 г. N Н-089-в присутствовали при проведении проверки, оспаривали достоверность установленных в ходе проверки обстоятельств.
Акт внеплановой выездной проверки подписан представителем ООО "Сибирские угли" Сосниной Ю.В. без каких-либо замечаний (л.д. 31 адм. материала).
Таким образом, установленный факт несоблюдения требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами, при отсутствии доказательств принятия юридическим лицом всех зависящих от него мер к соблюдению действующего законодательства, с учетом приведенных выше положений, свидетельствует о том, что, ООО "Сибирские угли" обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, и не ставят под сомнение наличие в действиях ООО "Сибирские угли" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление по делу об административном правонарушении является мотивированным и соответствует требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены судьями районного и областного судов в порядке, установленном статьями 30.6 и 30.9 КоАП РФ соответственно, доводы жалоб, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
Постановление начальника отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории от 31 августа 2020 г. N Н-089-в/3, решение судьи Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 23 ноября 2020 и решение судьи Иркутского областного суда от 25 февраля 2021 г, вынесенные в отношении ООО "Сибирские угли", по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО "Сибирские угли" Имегенова Р.В. - без удовлетворения.
Судья Д.В. Недорезов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.