Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Велес Опт" Ватолина П.А. на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности начальника федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 8 декабря 2020 г. N 03-02-05/16/2020, решение судьи Быстроистокского районного суда Алтайского края от 11 февраля 2021 г. и решение судьи Алтайского краевого суда от 29 апреля 2021 г., вынесенные в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Велес Опт" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.25 и ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением исполняющего обязанности начальника федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 8 декабря 2020 г. N 03-02-05/16/2020 ООО "Велес Опт" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 и ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Быстроистокского районного суда Алтайского края от 11 февраля 2021 г, оставленным без изменения решением судьи Алтайского краевого суда от 29 апреля 2021 г, постановление изменено - исключены выводы о нарушении ООО "Велес Опт" в лесосеке N 2 выдела N 18 квартала N 68 Соколовского участкового лесничества Бийского лесничества и в лесосеке N 2 выдела N 21 квартала N 71 Соколовского участкового лесничества Бийского лесничества требований пункта 36 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 г. N 474, в остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе защитник ООО "Велес Опт" Ватолин П.А. просит состоявшиеся по делу акты отменить, считая их незаконными, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов, содержащихся в жалобе, позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил заготовки древесины.
Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с ч.ч. 1, 9 ст. 29 Лесного кодекса РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины. Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в указанных в статье 23 настоящего Кодекса лесничествах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пп. "з" п. 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 г. N 474 (действующих на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения данного дела об административном правонарушении), при заготовке древесины не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке.
Согласно п. 18 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. N 417 (действующих на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения данного дела об административном правонарушении), в отдельных районах, в виде исключения, сжигание порубочных остатков допускается в период пожароопасного сезона по решению органов государственной власти или органов местного самоуправления, указанных в пункте 4 настоящих Правил.
В соответствии с п. 19 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. N 417 (действующих на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения данного дела об административном правонарушении), срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1, 4 метра.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной 7 октября 2020 г. должностными лицами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, было установлено, что ООО "Велес Опт", осуществляя на основании договора субаренды лесного участка от 14 декабря 2015 г. N 2 заготовку древесины на лесосеке N 2 выдела N 18 квартала N 66 Соколовского участкового лесничества Бийского лесничества на лесном участке площадью 14, 6 га, допустило следующие нарушения: в нарушение пп. "з" п. 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 г. N 474, п. 19 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. N 417, заготовленная древесина, оставленная в местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, не собрана в штабеля и поленницы, не отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1, 4 метра и не вывезена в установленный срок - до 31 декабря 2019 г.; при заготовке древесины на лесосеке N 2 выдела N 21 квартала N 71 Соколовского участкового лесничества Бийского лесничества на лесном участке площадью 3, 5 га, в нарушение п. 18 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. N 417, не обеспечено полное сгорание порубочных остатков при их сжигании.
Изложенные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, актами плановых (рейдовых) осмотров территории, копиями договора субаренды лесного участка от 14 декабря 2015 г. N 2, технологической карты лесосечных работ, фотоматериалом и иными доказательствами, получившими оценку по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Действия ООО "Велес Опт" квалифицированы по ч. 1 ст. 8.25 и ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами КоАП РФ на основании оценки совокупности исследованных доказательств.
Каких-либо противоречий, опровергающих обоснованность выводов должностного лица и судебных инстанций о виновности ООО "Велес Опт" в совершении вмененного правонарушения, из материалов дела не усматривается.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Анализ представленных в материалы данного дела об административном правонарушении доказательств позволяет прийти к выводу о том, что ООО "Велес Опт" имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но не предприняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт нарушения правил заготовки древесины и пожарной безопасности в лесах установлен должностным лицом и судебными инстанциями на основании представленных доказательств, в связи с чем вывод о наличии в деянии ООО "Велес Опт" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 и ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ является обоснованным.
Все представленные в материалы данного дела доказательства получены в соответствии с требованиями КоАП РФ, оснований для признания их недопустимыми не имеется.
Какие-либо противоречия, которые могли бы поставить под сомнение выводы должностного лица и судебных инстанций о виновности ООО "Велес Опт" в совершении вмененного правонарушения, в материалах дела отсутствуют.
Доводы жалобы о том, что обществом в соответствии с Приказом от 27 июня 2016 г. N 367 "Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки" комбинированно были применены способы очистки мест рубок, являются несостоятельными, поскольку указанный выше нормативный акт не предусматривает возможность комбинированного применения сжигания совместно с иными способами очистки мест рубок.
При таких обстоятельствах необеспечение полного сгорания порубочных остатков при их сжигании обоснованно расценено должностным лицом административного органа как нарушение п. 18 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. N 417.
Утверждение заявителя о том, что обнаруженная в 66 квартале древесина была незаконно заготовлена третьими лицами, и не является продуктом хозяйственной деятельности ООО "Велес Опт", правомерно отклонено судебными инстанциями по основаниям, указанным в обжалуемых актах, с приведением соответствующих мотивов, поводов не согласиться с которыми не имеется.
Доводы жалобы, аналогичны доводам, которые были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях ООО "Велес Опт" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 и ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Несогласие заявителя с толкованием должностным лицом и судами норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что в ходе производства по данному делу допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление по делу об административном правонарушении является мотивированным, и соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Жалобы на постановление рассмотрены судебными инстанциями в соответствии с требованиями ст.ст. 30.6, 30.9 КоАП РФ соответственно, доводы жалоб, имеющие правовое значение, получили надлежащую оценку.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, наказание назначено с соблюдением положений ст.ст. 4.1, 4.4 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.17 и 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
Постановление исполняющего обязанности начальника федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 8 декабря 2020 г. N 03-02-05/16/2020, решение судьи Быстроистокского районного суда Алтайского края от 11 февраля 2021 г. и решение судьи Алтайского краевого суда от 29 апреля 2021 г, вынесенные в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Велес Опт" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.25 и ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника ООО "Велес Опт" Ватолина П.А. - без удовлетворения.
Судья Д.В. Недорезов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.