Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Черемисина Е.В, судей Никулиной И.А, Конаревой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Барнаула Алтайского края на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 5 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 20 апреля 2021 г.
по административному делу N 22RS0068-01-2021-001767-36 (N 2а-2311/2021) по административному исковому заявлению Алтайского краевого отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" к администрации г. Барнаула о признании незаконным отказа в согласовании публичного мероприятия.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Черемисина Е.В, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
АКОПП "КПРФ" обратилось с административным иском к администрации г. Барнаула о признании решения N N от 19.02.2021 незаконным.
В обоснование заявленных требований указано, что 12.02.2021 административным истцом в администрацию г..Барнаула подано уведомление о проведении 23.02.2021 с 13:00 до 14:00 часов публичного мероприятия в форме митинга на площади Советов у памятника В.И. Ленина, цель мероприятия - против политических репрессий. 15.02.2021 письмом председателя комитета общественных связей и безопасности администрации города Барнаула АКОПП "КПРФ" сообщено о невозможности проведения указанного публичного мероприятия, предложено изменить время и место митинга и провести его с 11:30 до 12:30 часов 23.02.2021 на территории сквера напротив здания, расположенного по адресу: г..Барнаул, ул. Германа Титова, 9 Указано, что изменение времени и места проведения митинга связано с договором безвозмездного пользования земельного участка от 25.01.2021, по которому земельный участок, расположенный по адресу: г..Барнаул, пл.Советов, передан в безвозмездное пользование МБУ "Благоустройство и озеленение" г..Барнаула. У органа публичной власти отсутствует обязанность по согласованию проведения публичного мероприятия на указанной выше территории, если организатором не получено согласие собственника или иного законного владельца на проведение публичного мероприятия на данной территории. Указанное предложение было принято АКОПП "КПРФ", о чем администрация города Барнаула уведомлена 17.02.2021. Письмом председателя комитета общественных связей и безопасности администрации г..Барнаула 19.02.2021 АКОПП "КПРФ" сообщено об аннулировании предложения об изменении места проведения ранее запланированного на 23.02.2021 с 13.00 до 14.00 публичного мероприятия в форме митинга и отзыве согласия на его проведение на территории сквера напротив здания, расположенного по адресу ул. Германа Титова, 9 со ссылкой на действие на территории Алтайского края режима повышенной готовности в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой и угрозой распространения коронавирусной инфекции.
Между тем на территории Алтайского края не введен запрет на проведение публичных мероприятий; действующее законодательство не содержит положений, позволяющих отказать в ранее согласованном публичном мероприятии.
В судебном заседании представитель административного истца Идолова К.Г. заявленные требования поддержала.
Представитель административного ответчика администрации г.Барнаула Насыров О.И. иск не признал.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 5 марта 2021 г. исковые требования удовлетворены, признан незаконным ответ председателя комитета общественных связей администрации г. Барнаула Королева Г.В. от 19.02.2021 N.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 20 апреля 2021 г. решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации г. Барнаула Алтайского края - без удовлетворения. Уточнена резолютивная часть решения, изложен абзац второй в следующей редакции: "признать незаконным решение администрации города Барнаула от 19.02.2021 N, принятое по уведомлению Алтайского краевого отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" от 12 февраля 2021 г. о проведении публичного мероприятия".
Администрация г. Барнаула Алтайского края 4 июня 2021 г. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, которая поступила 16 июня 2021 г.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований административного истца отказать в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц, извещенных своевременно и в надлежащей форме о времени и месте рассмотрения жалобы.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что такого рода нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что аннулирование администрацией г. Барнаула предложения об изменении места проведения ранее запланированного публичного мероприятия не основано на законе.
Суд апелляционной инстанции с данными выводами согласился, признав их соответствующими обстоятельствам дела и основанными на правильном применении норм права.
В кассационной жалобе заявитель оспаривает указанные выводы судов, полагая, что имелись предусмотренные законом основания для отказа в согласовании публичного мероприятия.
С доводами заявителя согласиться нельзя исходя из следующего.
В силу положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Основанием для удовлетворения таких требований является несоответствие оспариваемых решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Как следует из материалов дела и установлено судами, оспариваемым ответом администрации г. Барнаула заявителю отказано в согласовании публичного мероприятия в форме митинга, запланированного на 23 февраля 2021 года, и отозвано ранее направленное согласование о проведении данного митинга с 11:30 до 12:30 часов 23 февраля 2021 года на территории сквера напротив здания расположенного по адресу: г.Барнаул, ул. Германа Титова, 9.
Данное решение мотивировано положениями указа Губернатора Алтайского края от 31 марта 2020 г. N 44 "Об отдельных мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19" и постановления Правительства Алтайского края от 18 марта 2020г. N120 "О введении режима повышенной готовности для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19".
Судами дана оценка содержанию указанных нормативных актов и сделан вывод об отсутствии в них запрета на проведение публичных мероприятий в заявленной административным истцом форме.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть признаны состоятельными, поскольку постановление Правительства Алтайского края от 18 марта 2020г. N120 деталей проведения публичных мероприятий не содержит, а указ Губернатора Алтайского края от 31 марта 2020 г. N 44 ограничивает проведение публичных мероприятий лишь в закрытых помещениях, устанавливая при этом определенные правила и условия их проведения.
Постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020г. N 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации", на которое ссылается заявитель в кассационной жалобе, не содержит каких-либо общефедеральных запретов по проведению публичных мероприятий.
Более того, судами правильно обращено внимание на разъяснение пункта 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", исходя из которого согласованное публичное мероприятие не могло быть отменено административным ответчиком.
С учетом изложенного выводы судов о несоответствии оспариваемого решения требованиям закона, доказанности факта нарушения прав и законных интересов административного истца основаны на установленных судами обстоятельствах дела и правильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Барнаула от 5 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 20 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Барнаула Алтайского края - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное определение изготовлено 16 августа 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.