Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Мишиной И.В, судей Конаревой И.А, Черемисина Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, обеспечиваемой Березовским районным судом Красноярского края, кассационную жалобу Тункеевой Натальи Владимировны на решение Березовского районного суда Красноярского края от 4 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 1 марта 2021 года по делу N 2а-1590/2020 по административному исковому заявлению Тункеевой Натальи Владимировны к администрации Березовского района Красноярского края, Управлению по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края о признании незаконным решения об отказе в проведении аукциона по продаже земельного участка, постановления об отмене схемы расположения земельного участка и возложении обязанности по проведению аукциона.
Заслушав доклад судьи Мишиной И.В, пояснения административного истца Тункеевой Н.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Тункеева Н.В. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным и отмене решения Комиссии по организации и проведению торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков на территории муниципального образования - Березовский район об отказе в проведении аукциона по лоту N1 - земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" общей площадью 457 кв.м, с кадастровым номером N (протокол от 27 июля 2020 года N 1); признании незаконным и отмене постановления администрации Березовского района Красноярского края от 7 августа 2020 года N 1403 "Об отмене постановления администрации Березовского района Красноярского края от 21.02.2020 N 587 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по заявлению Тункеевой Н.В."; возложении обязанности на администрацию Березовского района Красноярского края по проведению аукциона по продаже указанного выше земельного участка, мотивируя тем, что администрацией нарушен порядок подготовки земельных участков к аукциону и снятии их с торгов, а также оформления и обоснования отказа в проведении аукциона, поскольку оспариваемый протокол N 1, согласно которому спорный земельный участок снят с аукциона, датирован 27 июля 2020 года, то есть ранее издания администрацией постановления от 7 августа 2020 года N 1403 "Об отмене постановления администрации Березовского района Красноярского края от 21.02.2020 года N 587 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по заявлению Тункеевой Н.В.".
При этом спорный участок сформирован за счет административного истца, его расположение предварительно согласовано со специалистом Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края; схема расположения земельного участка утверждена в установленном законом порядке, земельный участок поставлен на кадастровый учет с указанием его границ и всех иных характеристик с присвоением кадастрового номера N. Считает, что проведение аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером N не могло повлечь нарушения прав арендатора смежного земельного участка. Полагает, что фактическим основанием к отмене аукциона является проявленный к спорному земельному участку интерес со стороны иных лиц.
Решением Березовского районного суда Красноярского края от 4 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 1 марта 2021 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 15 мая 2021 года, административным истцом ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, направлении дела на новое рассмотрение со ссылкой на неправильное определение судами обстоятельств дела и нарушение норм материального права. По доводам, положенным в обоснование административного иска, настаивает на незаконности оспариваемых решения об отказе в проведении аукциона по лоту N1 - земельный участок с кадастровым номером N (протокол от 27 июля 2020 года N 1) и постановления от 7 августа 2020 года N 1403 об отмене постановления администрации об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, указывая, что спорный земельный участок неоднократно являлся предметом пристального рассмотрения ответчиками, и никаких вопросов по форме этого земельного участка у ответчика не возникло. При этом, истцу не было предложено уточнить границы спорного земельного участка в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", на норму которого сослался ответчик при принятии решения о снятии участка с аукциона. Ссылается на отсутствие в материалах дела доказательств того, что земельный участок имеет изломанные границы, которые препятствовали бы его рациональному использованию и размещению на нем объектов недвижимости. По мнению истца, публикация правовых актов не является основанием для освобождения ответчиков от направления официального ответа заявителю. Считает не основанном на нормах действующего законодательства вывод суда о том, что договор аренды смежного земельного участка прекратил свое действие. Полагает что ответчик имеет заинтересованность в предоставлении спорного земельного участка иным лицам.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. Представители административного ответчика в судебное заседание не явились.
В досудебном порядке от ответчика поступило ходатайство о рассмотрении спора в отсутствие его представителей, в котором администрацией также приведены возражения по существу доводов кассационной жалобы.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей административного ответчика.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда считает, что судами первой и апелляционной инстанций такого рода нарушения не допущены.
Как следует из материалов административного дела и установлено судами, 24 декабря 2019 года после проведения кадастровых работ по формированию земельного участка Тункеева Н.В. обратилась в администрацию Березовского района Красноярского края с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" площадью 400 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ИЖС, представив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Постановлением администрации Березовского района Красноярского края от 21 февраля 2020 года N 587 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по заявлению Тункеевой Н.В." утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, общей площадью 457 кв.м, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, МО "Зыковский сельсовет", с. Зыково, категория земель - земли населенных пунктов, территориальная зона - зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1).
12 марта 2020 года земельный участок поставлен на кадастровый учет с указанием его границ и всех иных характеристик с присвоением кадастрового номера N.
19 марта 2020 года Тункеевой Н.В. на имя главы администрации подано заявление о предоставлении в собственность данного земельного участка.
В соответствии с постановлением администрации Березовского района Красноярского края от 20 июля 2020 года N 1293 принято решение провести открытый аукцион по составу участников, форме подачи предложений о цене земельного участка и по форме подачи заявок по продаже земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером N общей площадью 457 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства.
Согласно протоколу от 27 июля 2020 года N 1 Комиссии по организации и проведению торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков на территории муниципального образования Березовский район, комиссией единогласно принято решение об отказе в проведении аукциона по лоту N1 - земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, общей площадью 457 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, на основании подпункта 1 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости").
Информация о принятии Комиссией по организации и проведению торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков на территории муниципального образования Березовский район указанного протокола размещена в установленном законом порядке на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов - torgi.gov.ru.
Постановлением администрации от 7 августа 2020 года N 1403 постановление администрации Березовского района Красноярского края от 21 февраля 2020 года N 587 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по заявлению Тункеевой Н.В." отменено.
Полагая, что отказ в проведении аукциона в отношении испрашиваемого земельного участка, а также отмена ранее утвержденной администрацией схемы данного земельного участка незаконны, Тункеева Н.В. обратилась в суд с настоящим административным иском.
Пунктом 1 статья 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
В силу пункта 4 данной статьи проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица.
В рамках процедуры образования земельного участка и подготовке аукциона по инициативе заинтересованного лица осуществляется подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка; обеспечение выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образование которого осуществляется на основании схемы расположения земельного участка, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена.
Заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, заявление о проведении аукциона подаются или направляются в уполномоченный орган заявителем по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Пунктом 8 указанной статьи предусмотрено, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если не отвечает установленным законом требованиям.
Таким образом, по смыслу указанных правовых норм лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка в собственность путем проведения аукциона, обеспечивает образование этого земельного участка, и после его в образования данному лицу может быть отказано в проведении аукциона только по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Одним из таких оснований являются случаи, когда границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" (подпункт 1 пункта 8).
Учитывая приведенное выше правовое регулирование, суд первой инстанции, разрешая по существу возникший спор и отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, обоснованно исходил из того, что испрашиваемый Тункеевой Н.В. земельный участок имеет изломанные границы, что противоречит требованиям пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, содержащей запрет на образование земельных участков, приводящих к изломанности границ, влечет необходимость приведениях их в соответствие с требованиями закона и уточнения, в связи с чем отказ административного ответчика в проведении аукциона по продаже спорного земельного участка на основании подпункта 1 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, а также принятое в порядке самоконтроля в рамках реализации полномочий, предоставленных муниципальному органу в соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" постановление об отмене схемы расположения спорного земельного участка основаны на действующем законодательстве и не нарушают права административного истца; основания для возложения на административных ответчиков обязанности по проведению аукциона отсутствуют.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции верно указал, что вопросы формирования участка, уточнения границ и утверждения схемы неразрывно связаны с вопросом предоставления в последующем такого земельного участка, и поскольку у административного истца отсутствует какое-либо исключительное право на его предоставление, а у административного ответчика отсутствует обязанность по предоставлению спорного земельного участка именно Тункеевой Н.В, нарушения прав административного истца ответчиком не допущено.
Выводы судов соответствуют нормам права, оснований для переоценки выводов судов по доводам жалобы не имеется.
Содержание судебных актов свидетельствует, что данные доводы ранее заявлялись административным истцом и были проверены судами применительно к имеющимся в их распоряжении материалам дела. Повторяя заявленные доводы, истец фактически выражает несогласие с выводами судов относительно обстоятельств дела, настаивая на иной оценке доказательств и установлении новых обстоятельств. Такие доводы, учитывая полномочия суда кассационной инстанции, определенные статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не могут быть приняты во внимание.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судами правильно, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы нет.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Березовского районного суда Красноярского края от 4 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 1 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Тункеевой Натальи Владимировны - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 11 августа 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.