Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Мишиной И.В, Черемисина Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калиногорского Николая Алексеевича, поданную через суд первой инстанции 30 июня 2021 года, на решение Мысковского городского суда Кемеровской области от 11 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 19 мая 2021 года
по административному делу N 2а-14/2021 по административному исковому заявлению Калиногорского Николая Алексеевича к администрации Мысковского городского круга, Комитету по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа, Муниципальному казённому учреждению "Управление жилищно - коммунального хозяйства Мысковского городского округа" о признании незаконным бездействия и возложении обязаности совершить действия.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Калиногорский Николай Алексеевич обратился в суд с административным иском к администрации Мысковского городского круга, Комитету по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа (далее - КУМИ Мысковского городского округа), Муниципальному казённому учреждению "Управление жилищно - коммунального хозяйства Мысковского городского округа" (далее - МКУ "Управление ЖКХ Мысковского городского округа") о признании незаконным бездействия в отношении следующих действий: 1. создания условий для предоставления транспортных услуг и организации его транспортного обслуживания; 2. включения в реестр муниципальной собственности и перечень работ по содержанию и текущему ремонту дорог частного сектора Мысковского городского округа участок автомобильной дороги от развилки дорог N с координатами: широта N, долгота N до моста через "данные изъяты"; мост через "данные изъяты" с координатами от точки с широтой N, долготой N до точки с широтой N долготой N участок автомобильной дороги под мостом через "данные изъяты"; участок автомобильной дороги от моста через "данные изъяты" до точки с координатами: широта N, долгота N на "адрес"; участок автомобильной дороги от развилки N с координатами: широта N долгота N через развилку дорог N (широта N, долгота N) до въезда на его земельный участок с координатами: широта N долгота N по адресу: "адрес" а также автомобильную дорогу "адрес" от точки с координатами: широта N, долгота N до точки с координатами: широта N долгота N 3. ремонта автомобильной дороги с "адрес" до "адрес", с выполнением требований по ГОСТ Р 52399-2005 "Геометрические элементы автомобильных дорог", ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства.
Общие требования", СП 78.13330.2012 "Автомобильные дороги", включая выполнение следующих работ: проведения обследования моста через реку Подобас организациями, имеющими лицензию на выполнение таких работ, и выполнение ремонта моста в соответствии с установленными нормативами, включая увеличение ширины моста; установку перил моста не ниже 1, 1 м с расстоянием между элементами заполнения перил в свету не больше 150 мм; устранения выступов и отверстий на покрытии моста за счет установки дорожной одежды моста с обеспечением нормативного коэффициента сцепления колес автомобилей с дорогой; установку стационарного электрического освещения моста и подъездных дорог к нему; организации осмотра состояния противокоррозионных покрытий металлоконструкций моста техническим персоналом дорожных эксплуатационных хозяйств, а также выполнения на основании таких осмотров восстановления лакокрасочных покрытий металлических пролетных строений моста; - оснащения участка автомобильной дороги, проходящего через реку "данные изъяты", участка автомобильной дороги в точке с координатами: широта N, долгота N участка автомобильной дороги, проходящего через "данные изъяты", водопропускными трубами и материалами, стойкими к воздействию течения воды для обеспечения проезда автобусов, грузовых, пожарных автомобилей и снегоочистительной техники; -проведения обследования моста через "данные изъяты" организациями, имеющими лицензию на выполнение таких работ, и выполнения ремонта моста в соответствии с установленными нормативами, включая увеличение ширины моста для проезда автомобилей скорой медицинской помощи и полиции; установку перил моста не ниже 1, 1 м с расстоянием между элементами заполнения перил в свету не больше 150 мм; устранения выступов и отверстий на покрытии моста за счет установки дорожной одежды моста с обеспечением нормативного коэффициента сцепления колес автомобилей с дорогой; установки стационарного электрического освещения моста и подъездных дорог к нему; организации осмотра
состояния противокоррозионных покрытий металлоконструкций моста техническим персоналом дорожных эксплуатационных хозяйств, а также выполнения на основании таких осмотров восстановления лакокрасочных покрытий металлических пролетных строений моста; 4. ремонта автомобильной дороги по "адрес" с выполнением требований по ГОСТ Р 52399-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", ГОСТ Р 52766?2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", СП 78.13330.2012 "Автомобильные дороги", включая установку стационарного электрического освещения автомобильной дороги, а также за пределами поселка на расстоянии 100 м от точки с координатами: широта N, долгота N; 5. создания площадки с твердым покрытием размером не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей в точке с координатами: широта N, долгота N и обеспечения проезда к ней пожарных автомобилей по "адрес" для забора воды пожарной техникой в любое время года.
Обязании до 30 сентября 2020 года устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод административного истца путем выполнения следующих действий: 1. создать условия для предоставления транспортных услуг и организовать мое транспортное обслуживание один раз в неделю по маршруту "адрес" - автовокзал г..Мыски за счет удлинения маршрута N 4 "Мыски - Подобас"; 2. включить в реестр муниципальной собственности и перечень работ по содержанию и текущему ремонту дорог частного сектора Мысковского городского округа участок автомобильной дороги от развилки дорог N с координатами: широта N, долгота N до моста через "данные изъяты"; мост через протоку с координатами от точки с широтой N, долготой N до точки с широтой N долготой N; участок автомобильной дороги под мостом через "данные изъяты"; участок автомобильной дороги от моста через "данные изъяты" до точки с координатами: широта "данные изъяты", долгота "данные изъяты" на "адрес"; участок автомобильной дороги от развилки дорог N с координатами: широта N долгота N " через развилку дорог N (широта N, долгота N) до въезда на его земельный участок с координатами: широта N, долгота N по адресу: "адрес" а также автомобильную дорогу по улице "адрес" от точки с координатами: широта N, долгота N до точки с координатами: широта N долгота N; 3. отремонтировать автомобильную дорогу от "адрес" до "адрес" с выполнением требований по ГОСТ Р 52399-2005 "Геометрические элементы автомобильных дорог", ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства.
Общие требования", СП 78.13330.2012 "Автомобильные дороги", включая выполнение следующих работ: - проведение обследования моста через реку "данные изъяты" организациями, имеющими лицензию на выполнение таких работ, и выполнение ремонта моста в соответствии с установленными нормативами, включая увеличение ширины моста; установку перил моста не ниже 1, 1 м с расстоянием между элементами заполнения перил в свету не больше 1510 мм; устранение выступов и отверстий на покрытии моста за счет установки дорожной одежды моста с обеспечением нормативного коэффициента сцепления колес автомобилей с дорогой; установку стационарного электрического освещения моста и подъездных дорог к нему; организацию осмотра состояния противокоррозионных покрытий металлоконструкций моста техническим персоналом дорожных эксплуатационных хозяйств, а также выполнение на основании таких осмотров восстановления лакокрасочных покрытий металлических пролетных строений моста; - оснащение участка автомобильной дороги, проходящего через реку "данные изъяты" участка автомобильной дороги в точке с координатами: широта N, долгота N, участка автомобильной дороги, проходящего через "данные изъяты", водопропускными трубами и материалами, стойкими к воздействию течения воды для обеспечения проезда автобусов, грузовых, пожарных автомобилей и снегоочистительной техники; - проведение обследования моста через "данные изъяты" организациями, имеющими лицензию на выполнение таких работ, и выполнение ремонта моста в соответствии с установленными нормативами, включая увеличение ширины моста для проезда автомобилей скорой медицинской помощи и полиции; установку перил моста не ниже 1, 1 м с расстоянием между элементами заполнения перил в свету не больше 150 мм; устранение выступов и отверстий на покрытии моста за счет установки дорожной одежды моста с обеспечением нормативного коэффициента сцепления колес автомобилей с дорогой; установку стационарного электрического освещения моста и подъездных дорог к нему; организацию
осмотра состояния противокоррозионных покрытий металлоконструкций моста техническим персоналом дорожных эксплуатационных хозяйств, а также выполнение на основании таких осмотров восстановления лакокрасочных покрытий металлических пролетных строений моста; 4. отремонтировать автомобильную дорогу по "адрес" с выполнением требований по ГОСТ Р 52399-2005 "Геометрические элементы автомобильных дорог", ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", СП 78.13330.2012 "Автомобильные дороги", включая установку стационарного электрического освещения автомобильной дороги, а также за пределами поселка на расстоянии 100 м от точки с координатами: широта N долгота N 5. создать площадку с твердым покрытием размером не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей в точке с координатами: широта N, долгота N и обеспечить проезд к ней пожарных автомобилей по "адрес" для забора воды пожарной техникой в любое время года.
В обоснование заявленных требований указал, что Калиногорский Н.А. является собственником земельного участка и дома по адресу: "адрес", а также собственником земельного участка и дома по адресу: "адрес".
С 1980 года органы местного самоуправления бездействуют в осуществлении дорожной деятельности между поселками "адрес" и "адрес", а также в поселке "адрес" Административный истец, равно как и другие жители поселка "адрес", вынуждены осуществлять строительство, ремонт мостов и дорог за счет собственных средств. В поселке "адрес" отсутствует транспортное обслуживание населения.
Решением Мысковского городского суда Кемеровской области от 11 января 2021 года заявленные требования удовлетворены частично, признано незаконным бездействие административного ответчика КУМИ Мысковского городского округа в отношении включения в реестр муниципальной собственности участка автомобильной дороги от развилки дорог N до моста через "данные изъяты", мост через "данные изъяты", участка автомобильной дороги под мостом через "данные изъяты", участка автомобильной дороги от моста через "данные изъяты" до точки с координатами широта N, долгота N на "адрес", участка автомобильной дороги от развилки дорог N через развилку дорог N до въезда на земельный участок по адресу: "адрес", автомобильной дороги по "адрес" (за исключением земельных участков, находящихся в границах СНТ "Проектировщик"), кроме того, суд обязал административного ответчика КУМИ Мысковского городского округа включить в реестр муниципальной собственности участок автомобильной дороги от развилки дорог N до моста через "данные изъяты", мост через "данные изъяты", участок автомобильной дороги под мостом через "данные изъяты", участок автомобильной дороги от моста через "данные изъяты" до точки с координатами широта N, долгота N на "адрес" участок автомобильной дороги от развилки дорог N через развилку дорог N до въезда на земельный участок по адресу: "адрес" автомобильную дорогу по "адрес" (за исключением земельных участков, находящихся в границах СНТ "Проектировщик"). В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 19 мая 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Калиногорский Н.А. ставит вопрос об отмене решения Мысковского городского суда Кемеровской области от 11 января 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 19 мая 2021 года в части неудовлетворенных заявленных требований с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, со ссылкой на нарушения норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств дела, неверное распределение бремени доказывания. Указывает, что административными ответчиками не представлено доказательств, что дорога от "адрес" до "адрес" соответствует ГОСТам, а также доказательств отсутствия необходимости проведения комплекса мероприятий по ремонту спорных дорог, полагает, что суд необоснованно не направил соответствующий запрос в уполномоченный орган самоуправления. Также указывает, что отсутствие у граждан, являющихся владельцами домовладений, регистрации не может являться основанием для отказа в предоставлении транспортных услуг. Отказывая в иске в части создания покрытия для установки пожарной машины суд сослался на факт того, что в посёлке проживает меньше 50 человек, однако материалы дела не содержат этому доказательств. Суд неправомерно возложил обязанность по обеспечению пожарной безопасности на СНТ "Проектировщик" в отношении его домовладений, поскольку его земельные участки не входят в территорию СНТ "Проектировщик".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что Калиногорский Н.А. является собственником земельного участка и дома по адресу: "адрес", что подтверждено выпиской из ЕГРН на дом и земельный участок, а также собственником земельного участка и дома по адресу: "адрес".
Из имеющейся переписки между истцом и КУМИ Мысковского городского округа, МКУ "Управление ЖКХ Мысковского городского округа", администрацией Мысковского городского округа следует, что Калиногорским Н.А. как жителем и председателем СНТ "Проектировщик" ставился вопрос о включении в план благоустройства и обслуживания автомобильной дороги от "адрес" до "адрес", поскольку данная автомобильная дорога не отвечает нормативным требованиям, по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, требуется ремонт моста через реку "данные изъяты", поскольку является единственным средством переправы для жителей, обеспечивает проход пешеходов и проезд легковых автомобилей. Требуется и оснащение участка автомобильной дороги через реку "данные изъяты", не могут проехать пожарные и грузовые автомобили к домам по "адрес". В зимний период из-за образования заберегов на этом участке дороги не может пройти снегоочистительная техника.
Истец обращался с письмом от 14 августа 2019 года к директору МКУ "Управление ЖКХ Мысковского городского округа ФИО1, а также с письмом N от 12.11.2019 к главе администрации Мысковского городского округа ФИО2 с просьбой включить участок автомобильной дороги от развилки N с координатами: широта N, долгота N до моста через "данные изъяты" и сам мост с координатами от точки с широтой N долготой N до точки с широтой N, долготой N; участок автомобильной дороги под мостом через "данные изъяты", участок автомобильной дороги от моста через "данные изъяты" до точки с координатами: широта N, долгота N на "адрес"; участок автомобильной дороги от развилки N с координатами: широта N, долгота N через развилку дорог N (широта N, долгота N) до въезда на его земельный участок с координатами: широта N, долгота N по адресу: "адрес", а также автомобильную дорогу по "адрес" от точки с координатами: широта N, долгота N до точки с координатами: широта N, долгота N в план благоустройства Мысковского городского округа.
На указанное обращение 9 октября 2019 года директором МКУ "Управления ЖКХ Мысковского городского округа" ФИО1 дан ответ, из которого следует, что дороги частного сектора, расположенные в "адрес", в реестре объектов муниципальной собственности Мысковского городского округа не значатся и не могут быть включены в план благоустройства.
В ответе первого заместителя главы Мысковского городского округа по городскому хозяйству и строительству ФИО3 от 16 октября 2019 года N указано, что включением указанных бесхозяйных объектов в реестр муниципальной собственности занимается КУМИ Мысковского городского округа в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 г. N 931 "Об установлении порядка принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей" и эта процедура займет не менее года.
15 июля 2020 года Калиногорский Н.А. обратился в администрацию Мысковского городского округа по вопросу принятия в муниципальную собственность участков автомобильных дорог, на что получил ответ первого заместителя главы Мысковского городского округа, согласно которому в соответствии с выпиской из ЕГРН право собственности на данные объекты недвижимости не зарегистрированы. В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 26 Федерального Закона N 217-ФЗ органы местного самоуправления вправе безвозмездно приобретать в муниципальную собственность имущество общего пользования. Полагает, что действующее законодательство не обязывает органы местного самоуправления безвозмездно приобретать в муниципальную собственность имущество общего пользования.
Кроме этого, Калиногорский Н.А. 5 июня 2020 года обращался в администрацию Мысковского городского округа с заявлением, согласно которому просил создать условия для предоставления транспортных услуг населению "адрес" и организовать транспортное обслуживание население посёлка, указывая на наличие на "адрес" 130 домовладений.
Согласно ответу первого заместителя главы Мысковского городского округа по городскому хозяйству и строительству ФИО3 поскольку "адрес" находится на расстоянии около 9 км от населённого пункта г. Мыски, транспортное сообщение будет относиться к пригородному сообщению. В силу пункта 2.1. Порядка установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Мысковского городского округа, утв. Решением Совета народных депутатов Мысковского городского округа от 23.01.2019 г. N 1- н, установление муниципального маршрута регулярных перевозок осуществляется в случае социальной потребности населения городского округа в регулярных перевозках по предлагаемому маршруту с учётом устойчивого пассажиропотока и при наличии условия перевозки и безопасности дорожного движения. Согласно сведениям отдела администрации по работе с общественностью, в "адрес" зарегистрировано 9 человек в 5 домовладениях. Остальные домовладения, по сути, являются дачами. В связи с чем потребность населения в перевозках и устойчивость пассажиропотока вызывают обоснованные сомнения. Как следует из сообщения администрации Мысковского городского округа на запрос суда, согласно сведениям похозяйственного учёта личных подсобных хозяйств по состоянию на 1 января 2020 года на территории "адрес" зарегистрировано 9 граждан.
Согласно сообщению директора БУ "Муниципальный архива Новокузнецкого муниципального района" от 06.10.2020 г. N 1100 и Распоряжению администрации Новокузнецкого района от 16.02.1993 г. N 56- р земельные участки переданы в собственность СНТ "Проектировщик" согласно прилагаемому списку. Исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости площадь земельных участков месторасположением "адрес" СНТ "Проектировщик" 10868+-36 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: для коллективного садоводства, для ведения гражданами садоводства и огородничества.
Согласно муниципальному контракту N МКУ "УЖКХ" заключён муниципальный контракт с ООО "Жилсервис", в рамках которого подрядчик принял на себя обязательства по выполнению работ по текущему содержанию дорог ТУ ГРЭС, "адрес", "адрес" в зимний и летний периоды 2020 года. Аналогичный муниципальный контракт заключён между указанными сторонами 25 ноября 2020 года на зимний и летний период 2021 года. Согласно п. 5 Перечня автомобильных дорог на выполнение работ по содержанию дорог в зимний и период входит "адрес" (по обращению). Выполнение ООО "Жилсервис" в рамках муниципального контракта работ по текущему содержанию дорог названных территорий документально подтверждено.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении требований в части признания незаконным бездействия администрации МГО и МКУ "УЖКХ" по ремонту автомобильной дороги с "адрес" до "адрес", с выполнением требований по ГОСТ Р 52399-2005 "Геометрические элементы автомобильных дорог", ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", ГОСТ Р 52766 2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", СП 78.13330.2012 "Автомобильные дороги", по ремонту автомобильной дороги по "адрес" с выполнением требований по ГОСТ Р 52399-93 "Автомобильные дороги и улицы, исходил из того, что истцом в ходе рассмотрения дела не были представлены доказательства, подтверждающие несоответствие дорог требованиям ГОСТа.
Суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований в части признания незаконным бездействия администрации МГО в создании условий для предоставления транспортных услуг и организации его транспортного обслуживания в связи с тем, что обращение Калиногорского Н.А. о создании условий по предоставлению транспортных услуг рассмотрено в соответствии с требованиями Федерального закона от 2 мая 2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", срок рассмотрения обращения не нарушен, по итогам рассмотрения административному истцу дан ответ на поставленные в обращении вопросы.
Кроме того, разрешая заявленные требования в части признания незаконным бездействия ответчиков в части создания площадки с твёрдым покрытием размером 12x12 м для установки пожарных автомобилей в точке с указанными координатами и обеспечения проезда к ней пожарных автомобилей по "адрес" для забора воды пожарной техникой в любое время года не установилнеобходимой совокупности условий для признания такого бездействия незаконным, поскольку принадлежащие Калиногорскому Н.А. жилые дома входят в СНТ "Проектировщик", а на садоводческие организации также возложены обязанности по организации противопожарной безопасности на территории садоводства или огородничества.
При этом также пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска в данной части, учитывая, что доказательств превышения числа жителей "адрес" 50 человек не представлено, а в соответствии со статьей 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение населенных пунктов с числом жителей до 50 человек.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с такими выводами суда первой и апелляционной инстанции, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права, нарушении норм процессуального права, постановлены без надлежащего установления и исследования фактических обстоятельств дела.
В соответствии с пунктом 5 4.1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее- Федеральный закон N131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" (далее Федеральный закон N257-ФЗ).
Автомобильная дорога в статье 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) определена как объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с абзацем 8 статьи 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
В силу положений статьи 5 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Частью 3 статьи 5 Федерального закона N 257-ФЗ к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Проанализировав приведенные положения закона, материалы дела, установив, что спорные участок дороги общего пользования местного значения не внесен КУМИ МГО в реестр муниципальной собственности и в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, что является нарушением действующего законодательства, суд первой инстанции обоснованно признал бездействия КУМИ МГО по оформлению в установленном порядке документации на автодорогу незаконными и возложил обязанность на КУМИ МГО по включении спорного участка дороги в реестр муниципальной собственности.
Согласно статье 12 Федерального закона N196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со статей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее- Федеральный закон N69-ФЗ) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Статьей 19 Федерального закона N 69- ФЗ предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.
Пунктом 9.4. СП 8.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения" было предусмотрено, что водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года.
В соответствии со статьей 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение населенных пунктов с числом жителей до 50 человек.
В силу пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа относятся к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Согласно статье 11 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее-Федеральный закон N220-ФЗ) уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа.
Положения статьи 14 Федерального закона N 220-ФЗ предусматривают, что в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Как следует из положений статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Правовое регулирование, обеспечивающее реализацию задач по защите нарушенных или оспариваемых прав свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), не позволяет принимать произвольные, немотивированные судебные акты без учета всех доводов, приведенных сторонами судебного разбирательства.
В соответствии со статьей 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
Настаивая на удовлетворении своих требований, административный истец указывал на наличие в поселке 130 домовладений, в которых фактически проживают лица, в количестве превышающем зарегистрированных 9 человек; несоответствия автомобильной дороги установленным требованиям, в том числе в части ее наличия на ней повреждений, как и повреждений элементов моста, отсутствия освещения и иное, ссылался на наличие угрозы для жизни и здоровья, в связи с невозможностью проезда к домовладениям автомобилей скорой помощи и пожарной техники, указывая на имевшие место такие случаи.
При изложенных обстоятельствах суды не должны были ограничиваться только констатацией отсутствия документального подтверждения указанных обстоятельств от административного истца, а должны были принять соответствующие меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу в целях правильного разрешения административного дела в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В данном случае, установив бездействие административного ответчика в отношении включения в реестр муниципальной собственности участка автомобильной дороги, проверке судом подлежали доводы административного истца относительно ремонта данной дороги в части ее несоответствия требованиям соответствующих ГОСТ Р.
При этом выводы суда относительно отказа в удовлетворении иска в части требований пожарной безопасности основаны только на количестве зарегистрированных в домовладениях граждан и нахождении земельных участков административного истца в границах СНТ без учета доводов искового заявления.
При разрешении спорна в части требований о создании условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа подлежали установлению обстоятельства наличия организации транспортного обслуживания населения "адрес", в том числе условия для предоставления транспортных услуг населению поселка, наличие каких-либо соответствующих муниципальных маршрутов перевозок для осуществления перевозок жителей.
Между тем, отсутствие надлежащего транспортного обслуживания жителей поселка, с учетом фактических расстояний (удаленности) мест проживания жителей, может свидетельствовать о нарушении прав административного истца, поскольку создает препятствия в доступности посещения объектов социально-бытового, административно-делового и иного назначения.
Достижение задач административного судопроизводства невозможно без соблюдения принципа состязательности и равноправия его сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Данный принцип выражается в том числе в принятии судом предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения административного дела (часть 2 статьи 14, часть 1 статьи 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В данном случае судом не были приняты предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств административного дела, истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения административного дела.
Согласно части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
Однако суды первой и апелляционной инстанции не учли приведенные выше нормы и не исследовали указанные выше обстоятельства, ограничившись суждениями о непредставлении административным истцом доказательств несоответствия спорных дорог ГОСТам при наличии только доказательств их обслуживания и нахождения принадлежащих административному истцу домов в СНТ "Проектировщик", соблюдению ответчиком положений Федерального закона от 2 мая 2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Тогда как данные обстоятельства имеют значение для правильного разрешения настоящего административного дела и подлежат обязательному установлению, исследованию и соответствующей оценке в ходе судебного разбирательства.
Поскольку нижестоящими судами не установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, суд кассационной инстанции лишен возможности разрешить по существу административное дело.
С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты в обжалуемой части подлежат отмене, а административное дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении административного дела суду надлежит учесть вышеизложенное и разрешить административное дело в соответствии с требованиями закона, дать оценку всем доводам лиц, участвующих в деле, правильно применив нормы материального права, с учетом установленных обстоятельств дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Мысковского городского суда Кемеровской области от 11 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 19 мая 2021 года отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия административного ответчика в создании условий для предоставления транспортных услуг и организации его транспортного обслуживания; ремонта автомобильной дороги с выполнением требований по ГОСТ Р 52399-2005 "Геометрические элементы автомобильных дорог", ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства.
Общие требования", СП 78.13330.2012 "Автомобильные дороги", включая выполнение следующих работ: проведения обследования моста через реку "данные изъяты" организациями, имеющими лицензию на выполнение таких работ, и выполнение ремонта моста в соответствии с установленными нормативами, включая увеличение ширины моста; установку перил моста не ниже 1, 1 м с расстоянием между элементами заполнения перил в свету не больше 150 мм; устранения выступов и отверстий на покрытии моста за счет установки дорожной одежды моста с обеспечением нормативного коэффициента сцепления колес автомобилей с дорогой; установку стационарного электрического освещения моста и подъездных дорог к нему; организации осмотра состояния противокоррозионных покрытий металлоконструкций моста техническим персоналом дорожных эксплуатационных хозяйств, а также выполнения на основании таких осмотров восстановления лакокрасочных покрытий металлических пролетных строений моста; - оснащения участка автомобильной дороги, проходящего через реку "данные изъяты", участка автомобильной дороги в точке с координатами: широта N, долгота N, участка автомобильной дороги, проходящего через "данные изъяты", водопропускными трубами и материалами, стойкими к воздействию течения воды для обеспечения проезда автобусов, грузовых, пожарных автомобилей и снегоочистительной техники; -проведения обследования моста через "данные изъяты" организациями, имеющими лицензию на выполнение таких работ, и выполнения ремонта моста в соответствии с установленными нормативами, включая увеличение ширины моста для проезда автомобилей скорой медицинской помощи и полиции; установку перил моста не ниже 1, 1 м с расстоянием между элементами заполнения перил в свету не больше 150 мм; устранения выступов и отверстий на покрытии моста за счет установки дорожной одежды моста с обеспечением нормативного коэффициента сцепления колес автомобилей с дорогой; установки стационарного электрического освещения моста и подъездных дорог к нему; организации
осмотра состояния противокоррозионных покрытий металлоконструкций моста техническим персоналом дорожных эксплуатационных хозяйств, а также выполнения на основании таких осмотров восстановления лакокрасочных покрытий металлических пролетных строений моста; ремонта автомобильной дороги по "адрес" с выполнением требований по ГОСТ Р 52399-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", ГОСТ Р 52766?2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", СП 78.13330.2012 "Автомобильные дороги", включая установку стационарного электрического освещения автомобильной дороги; создания площадки с твердым покрытием размером не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей в точке с координатами: широта N, долгота N и обеспечения проезда к ней пожарных автомобилей "адрес" для забора воды пожарной техникой в любое время года и обязания устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Калиногорского Николая Алексеевича. Административное дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 12 августа 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.