Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Гусева Д.А, Кожевниковой Л.П..
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1479/2020; УИД: 42RS0033-01-2020-003173-67 по иску Айзатулина Игоря Геннадьевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Айзатулина Игоря Геннадьевича на решение Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 28 декабря 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 1 апреля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Айзатулин И.Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) (далее по тексту также ГУ УПФ РФ в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное)) о признании незаконным решения N от 9 октября 2019 г. об отказе в установлении пенсии на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в части не включения периода службы в Советской Армии в размере, не превышающем имеющегося стажа такой работы, т.е. суммарной продолжительности периодов работы по указанным Спискам до 1 января 1992 г. (11 месяцев 2 дня) в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости; обязании включить в специальный страховой стаж Айзатулина И.Г. период службы в Советской Армии в размере, не превышающем имеющегося стажа такой работы, т.е. суммарной продолжительности периодов работы по указанным Спискам до 1 января 1992 г. (11 месяцев 2 дня) при назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с момента возникновения соответствующего права. Кроме того, заявлено о взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Требования мотивированы тем, что 30 сентября 2019 г. он обратился в ГУ УПФ РФ в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400- ФЗ "О страховых пенсиях", как лицу, работавшему на подземных работах.
Решением N от 9 октября 2019 г. ему отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого специального стажа. При этом ГУ УПФ РФ в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное), указало, что при применении норм ранее действовавшего законодательства, в соответствии с положениями части 8 статьи 13 и части 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" его специальный стаж по Списку N 1, утвержденному в 1956 году составляет 7 лет 10 месяцев 26 дней, с учетом приравниваемого периода обучения в среднем профессионально-техническом училище N 9, не превышающего имеющегося стажа по Списку N 1 до 1 января 1992 г. - 11 месяцев 2 дня. И с учетом этого, право на назначение ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400- ФЗ "О страховых пенсиях" возможно рассмотреть по достижении возраста 53 лет, т.е. со 2 октября 2022 г.
При рассмотрении представленных им документов для назначения досрочной страховой пенсии в специальный стаж на соответствующих видах работ, ГУ УПФ РФ в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) не был засчитан период прохождения службы в Советской Армии. Истец полагает, что в период прохождения военной службы с 14 декабря 1988 г. по 3 декабря 1990 г. подлежало применению Постановление Совмина СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", действовавшего до принятия Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Решением Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 28 декабря 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 1 апреля 2021 г, в удовлетворении исковых требований Айзатулина Игоря Геннадьевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе истец Айзатулин И.Г. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных им исковых требований в полном объеме.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Айзатулин И.Г. обратился в ГУ УПФ РФ в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ УПФ РФ в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) N от 9 октября 2019 г. Айзатулину И.Г. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого специального стажа: требуется 10 лет, имеется 7 лет 10 месяцев 26 дней.
В стаж работы по Списку N 1, утвержденному в 1956 году включен период со 2 января 1988 г. по 3 декабря 1988 г. (11 месяцев 2 дня) обучения в среднем профессионально-техническом училище N 9, не превышающий имеющегося стажа по Списку N 1 до 1 января 1992 г.
Специальный стаж по Списку N 1, учтенный ГУ УПФ РФ в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) при расчете стажа работы, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии, составил 7 лет 10 месяцев 26 дней, с учетом приравниваемого периода обучения в среднем профессионально-техническом училище N 9, не превышающего имеющегося стажа по Списку N 1 до 1 января 1992 г. - 11 месяцев 2 дня.
Оспариваемым решением пенсионного органа указано, что право на назначение досрочной страховой пенсии по старости у Айзатулина И.Г. возможно рассмотреть в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по достижении возраста 53 лет, т.е. со 2 октября 2022 г.
Согласно трудовой книжке AT-V N Айзатулин И.Г. в период с 1 сентября 1985 г. по 3 декабря 1988 г. проходил обучение в СПТУ N 9; с 8 декабря 1988 г. по 14 декабря 1988 г. работал подземным электрослесарем на шахте "Коксовая" Производственного объединения "Прокопьевскгидроуголь"; с 14 декабря 1988 г. по 3 декабря 1990 г. проходил службу в Советской Армии; с 6 февраля 1991 г. по 23 января 1998 г. работал электрослесарем подземным на шахте "Коксовая" НПО "ПТУ".
Из справки архивного отдела администрации г. Прокопьевска от 18 сентября 2019 г. N следует, что Айзатулин И.Г. работал в ОАО "Шахта "Коксовая" подземным электрослесарем с 8 декабря 1988 г. по 14 декабря 1988 г, и с 6 февраля 1991 г. по 23 января 1998 г.
Согласно справке от 25 декабря 2020 г. N Военного комиссариата (города Прокопьевск и Прокопьевского района Кемеровской области, муниципальный), копии военного билета НА N от 14 декабря 1988 г, учетно-послужной карточки к военному билету Айзатулин И.Г. проходил военную службу по призыву в Советской Армии с 14 декабря 1988 г. по 3 декабря 1990 г.
Разрешая спор, суд первой инстанции установив, что период работы истца по Списку N 1 до 1 января 1992 г. составил 11 месяцев 02 дня, в указанном размере период включен в качестве периода обучения в СПТУ, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований о включении аналогичного периода в качестве службы в Советской армии.
С данным выводом суда первой инстанции и его правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не соглашаться с выводами суда первой и апелляционной инстанций не находит.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьями 30 - 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "а" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что в отношении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта "а", абзаце третьем подпункта "б" и абзаце третьем подпункта "в" пункта 1 настоящего Постановления, - применяются соответствующие положения пунктов 98, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
Таким образом, из приведенной нормы Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 следует, что пункт 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 применяется к Списку N 1 и Списку N 2 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (абзац 3 подпункта "а"; абзац 3 подпункта "б" пункта 1), а также к работницам предприятий текстильной промышленности - по списку производств и профессий, работа в которых дает работницам предприятий текстильной промышленности право на получение пенсии по старости по достижении 50 лет и при стаже работы в этих профессиях не менее 20 лет, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1021, - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 марта 1992 г. (абзац 3 подпункта "в" пункта 1 Постановления).
Так, пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, предусматривалось при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, предусмотренными Списком N 1 и Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 приравнивать период службы по призыву - к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода (подпункт "к"), а также приравнивать учебу в профессионально-техническом училище и иных учебных заведениях, указанных в подпункте "з" Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 к работе, дающей право на льготное исчисление пенсии, если работа следовала за окончанием периода учебы в перечисленных в данной норме учебных заведениях.
Абзац 5 пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 содержит указание, что в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Руководствуясь вышеприведенными нормами права, судебные инстанции установив, что период, приравниваемый к работе, дающей право на пенсию, включен пенсионным органом в соответствующий стаж в максимально возможном размере (период учебы в СПТУ) - 11 месяцев 2 дня, обоснованно пришли к выводу об отсутствии оснований для повторного включения в стаж данного периода времени в качестве специального стажа (служба армии).
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, сделаны на основании совокупности проанализированных судом доказательств и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение по делу.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о существенном нарушении судом первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, были предметом исследования и оценки суда первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанций в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, основаны на неправильном толковании норм права, выводов судов не опровергают, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, не свидетельствуют, в связи с чем не являются основанием для отмены судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 28 декабря 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 1 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Айзатулина Игоря Геннадьевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.