Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Лавник М.В, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-971/2020 (УИД: 42RS0001-01-2020-001392-25) по иску Петрова Петра Анатольевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области -Кузбасса (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Петрова Петра Анатольевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 4 февраля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Петров Петр Анатольевич (далее - Петров П.А, истец) обратился с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (далее - УПФР в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное), пенсионный орган, ответчик) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований Петров П.А. указал, что 9 июля 2019 г. обратился в УПФР в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
27 августа 2019 г. решением УПФР в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) N Петрову П.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Петров П.А. считает отказ пенсионного органа в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным.
Согласно сведениям трудовой книжки и архивным справкам 3 марта 1986 г. Петров П.А. принят на Анжеро-Судженский стекольный завод в цех стеклоизделий машинистом 3 разряда. 7 ноября 1990 г. переведен в кооператив "Кристалл-2", где работал в цехе стеклоизделий машинистом прокатных машин до 10 декабря 1990 г. Кооператив "Кристалл-2" находился на территории стекольного завода. Фактически так в 1990 году именовался цех стеклоизделий. Работал на том же самом оборудовании и выполнял ту же работу, что и в цехе стеклоизделий. В его обязанности входило ведение процесса по заданному режиму, пуск и заправка прокатной машины, настройка ее на толщину стекла, регулирование толщины и скорости движения ленты стекла. Поддержание заданного теплового режима по зонам движения ленты стекла, установка и наладка формующего устройства, наблюдение за работой систем смазки и охлаждения и т.д.
При поступлении на работу Петрову П.А. было разъяснено, что он будет работать во вредном производстве по Списку N 1 и имеет право пойти на пенсию досрочно при условии, если выработает 10 лет вредного стажа и достигнет 50 лет.
В период работы машинистом прокатных машин действовало Постановление Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, согласно которому в соответствии со Списком N 1 раздела XV "Стекольное и фарфоро-фаянсовое производство" машинисты прокатных машин пользовались правом на досрочное назначение пенсии по Списку N 1.
Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении Списка производств, работ, профессий, должностей, показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", машинисты прокатных машин были отнесены к Списку N 2 раздела XVIII "Стекольное производство, производство керамических, фарфоровых и фаянсовых изделий".
Обращаясь с иском в суд, Петров П.А. ссылался на то, что периоды его работы с 3 марта 1986 г. по 6 ноября 1990 г, 7 ноября 1990 г. по 10 декабря 1990 г. подлежат включению в специальный стаж по Списку N 1, поскольку он работал полный рабочий день во вредных условиях труда. На дату обращения в пенсионный орган его специальный стаж составлял - 5 лет 6 месяцев 22 дня, возраст - 56 лет, что дает ему право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с учетом уменьшения возраста.
Петров П.А. просил суд признать решение УПФР в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) от 27 августа 2019 г. N об отказе в назначении пенсии незаконным, обязать УПФР в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы на Анжеро-Судженском стекольном заводе с 3 марта 1986 г. по 6 ноября 1990 г, в кооперативе "Кристалл-2" с 7 ноября 1990 г. по 10 декабря 1990 г.; назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения - с 9 июля 2019 г.
Решением Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 10 ноября 2020 г. исковые требования Петрова П.А. удовлетворены. Признано незаконным решение УПФР в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) от 27 августа 2019 г. N в части невключения в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов работы Петрова П.А. с 3 марта 1986 г. по 10 мая 1986 г, с 7 июня 1986 г. по 2 февраля 1987 г, с 3 февраля 1987 г. по 28 июня 1988 г, с 24 июля 1988 г. по 6 ноября 1990 г. на Анжеро-Судженском стекольном заводе в профессии машиниста 3 разряда, с 7 ноября 1990 г. по 10 декабря 1990 г. в кооперативе "Кристалл" в профессии машиниста прокатных машин. На УПФР в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) возложена обязанность включить Петрову П.А, в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы с 3 марта 1986 г. по 10 мая 1986 г, с 7 июня 1986 г. по 2 февраля 1987 г, с 3 февраля 1987 г. по 28 июня 1988 г, с 24 июля 1988 г. по 6 ноября 1990 г. на Анжеро-Судженском стекольном заводе в профессии машиниста 3 разряда, с 7 ноября 1990 г. по 10 декабря 1990 г. в кооперативе "Кристалл" в профессии машиниста прокатных машин, назначить Петрову П.А. страховую пенсию по старости на основании п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня обращения за ней - с 9 июля 2019 г. В удовлетворении остальной части исковых требований Петрова П.А. отказано. С УПФР в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) в пользу Петрова П.А. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 4 февраля 2021 г. решение Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 10 ноября 2020 г. отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Петрова П.А. отказано.
Определением судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 22 июля 2021 г. Петрову П.А. восстановлен процессуальный срок подачи кассационной жалобы.
В кассационной жалобе Петровым П.А. ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 4 февраля 2021 г, как незаконного.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Петров П.А, представитель ответчика УПФР в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное), сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции, незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 9 июля 2019 г. Петров П.А. обратился в УПФР в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Решением УПФР в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) от 27 августа 2019 г. N Петрову П.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения.
Бесспорный специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", на момент обращения Петрова П.А. в пенсионный орган составлял 1 год 9 месяцев 16 дней, при требуемом 5 лет.
Согласно сведениям трудовой книжки Петров П.А. 3 марта 1986 г. принят в Анжеро-Судженский стеклозавод в цех стеклоизделий машинистом 3 разряда, 7 ноября 1990 г. переведен в кооператив "Кристалл-2" с согласия двух руководителей, 7 ноября 1990 г. принят переводом в цех стеклоизделий машинистом прокатных машин, 10 декабря 1990 г. уволен по ст. 31 КЗоТ РСФСР (собственное желание).
Из личной карточки Петрова П.А. следует, что в период работы с 3 марта 1986 г. по 6 ноября 1990 г. он был занят в цехе стеклоизделий (ЦСИ) в качестве машиниста и ему предоставлялись отпуска: с 10 февраля 1987 г. по 9 марта 1987 г. за период 1986 - 1987 гг, с 12 февраля 1988 г. по 12 марта 1988 г. за период 1987 - 1988 гг, с 12 июня 1989 г. по 12 июля 1989 г. за период 1988 - 1989 гг, с 21 июня 1990 г. по 21 июля 1990 г. за период 1989 -1990 гг... Продолжительность отпусков составила от 28 до 31 календарных дней.
Штатным расписанием от 1 января 1983 г. в цехе стеклоизделий предусмотрены в отделении прокатной плитки: машинисты прокатных машин 5 разряда численностью 9 человек.
Штатным расписанием рабочих Анжеро-Судженского стекольного завода на 1988 год в цехе стеклоизделий предусмотрены в отделении прокатной плитки машинисты прокатной машины 5 разряда численностью 9 человек.
На основании приказов от 7 ноября 1990 г. и от 7 декабря 1990 г. Петров П.А. принят в кооператив "Кристалл-2" машинистом пр. машин 7 ноября 1990 г, уволен 10 декабря 1990 г.
Кооператив "Кристалл-2" находился на территории стекольного завода. В 1990 году именовался цех стеклоизделий. Работал Петров П.А. на том же самом оборудовании и выполнял ту же работу, что и в цехе стеклоизделий.
Из исторической справки, выданной МБУ Анжеро-Судженского городского округа "Городской архив" следует, что с 1980 года МПСМ РСФСР "Росстройтехстекло" Анжеро-Судженский стекольный завод (приказы производственные/кадровые за 1980 год), с 1988 года МПСМ РСФСР п/о "Стройтехстекло" Анжеро-Судженский стекольный завод (приказы производственные/кадровые за 1988 год), с сентября 1992 г. АООТ "Сибстекло" (приказы производственные/кадровые за 1992 год), с ноября 1997 г. по 2000 год ОАО "Сибстекло" (приказы производственные/кадровые за 1997-2000 годы), в январе 2000 г. объявлена процедура банкротства ОАО "Сибстекло" (приказы производственные/кадровые за 2000 год), в сентябре 2000 г. полное сокращение штатов (приказы производственные / кадровые за 2000 год). АО "Стекло России", филиал ПТМ "Стекло", ПТМ "Стекло", МП "Реконструкция", "Терминал", "Кристалл-2" - данные предприятия являлись дочерними предприятиями ОАО "Сибстекло" (приказы ОАО "Сибстекло").
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции по ходатайству представителя истца назначена государственная экспертиза условий труда.
Из заключения государственной экспертизы условий труда Министерства труда и занятости населения Кузбасса от 8 октября 2020 г..N следует, что условия и характер труда работы, выполняемой Петровым П.А. в период с 3 марта 1986 г..по 10 мая 1986 г, с 7 июня 1986 г..по 2 февраля 1987 г..(спорный период с 3 марта 1986 г..по 6 ноября 1990 г, военные сборы с 11 мая 1986 г..по 6 июня 1986 г..) по профессии машинист стеклоформующих машин (приказ от 7 марта 1986 г..N) в цехе стеклоизделий на Анжеро-Судженском стекольном заводе, не соответствуют характеру и условиям труда работ по профессии машиниста прокатных машин. Условия и характер труда работы, выполняемой Петровым П.А. в период с 3 февраля 1987 г..по 28 июня 1988 г, с 24 июля 1988 г..по 6 ноября 1990 г..(спорный период с 3 марта 1986 г..по 6 ноября 1990 г, военные сборы с 29 июня 1988 г..по 23 июля 1988 г..) по профессии машинист прокатных машин (приказ от 3 февраля 1987 г..N) в цехе стеклоизделий на Анжеро-Судженском стекольном заводе соответствуют характеру и условиям труда работ по профессии машиниста прокатных машин. Условия и характер труда работы, выполняемой Петровым П.А. в период с 3 марта 1986 г..по 10 мая 1986 г, с 7 июня 1986 г..по 2 февраля 1987 г..(спорный период с 3 марта 1986 г..по 6 ноября 1990 г, военные сборы с 11 мая 1986 г..по 6 июня 1986 г..) по профессии машинист стеклоформующих машин в цехе стеклоизделий (приказ от 7 марта 1986 г..N) на Анжеро-Судженском стекольном заводе, не соответствуют характеру и условиям труда работ с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах по Списку N 1 от 22 августа 1956 г..N машиниста прокатных машин.
Условия и характер труда работы, выполняемой Петровым П.А. в период с 3 февраля 1987 г..по 28 июня 1988 г, с 24 июля 1988 г..по 6 ноября 1990 г..(спорный период с 3 марта 1986 г..по 6 ноября 1990 г, военные сборы с 29 июня 1988 г..по 23 июля 1988 г..) по профессии машинист прокатных машин в цехе стеклоизделий (приказ от 3 февраля 1987 г..N) на Анжеро-Судженском стекольном заводе, соответствуют характеру и условиям труда работ с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах по Списку N 1 от 22 августа 1956 г..N 1173 машиниста прокатных машин. Характер и условия труда работы, выполняемой Петровым П.А. на Анжеро-Судженском стекольном заводе в период с 3 марта 1986 г..по 10 мая 1986 г, с 7 июня 1986 г..по 2 февраля 1987 г..(спорный период с 3 марта 1986 г..по 6 ноября 1990 г, военные сборы с 11 мая 1986 г..по 6 июня 1986 г..) в качестве машиниста стеклоформующих машин 3 разряда соответствуют характеру и условиям труда работ: с тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях со Списком N 2 от 26 января 1991 г..N 10 в соответствии с п. 2 ч. 1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (позиция 2190100а-16049); с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах по Списку N 2 от 22 августа 1956 г..N 1173 в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Характер и условия труда работы, выполняемой Петровым П.А. на Анжеро-Судженском стекольном заводе в период с 3 февраля 1987 г..по 28 июня 1988 г, с 24 июля 1988 г..по 6 ноября 1990г. (спорный период с 3 марта 1986 г..по 6 ноября 1990 г, военные сборы с 29 июня 1988 г..по 23 июля 1988 г..) в качестве машиниста прокатных машин (приказ от 3 февраля 1987 г..N) соответствуют характеру и условиям труда работ: с тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях со Списком N 2 от 26 января 1991 г..N 10 в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (позиция 2190100а-14061); с вредными условиями и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах по Списку N 1 от 22 августа 1956 г..N 1173 в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях". Характер и условия труда работы, выполняемой Петровым Петром Анатольевичем в спорный период с 7 ноября 1990 г..по 10 декабря 1990 г..в качестве машиниста прокатных машин в Кооперативе "Кристалл-2", соответствуют характеру и условиям труда работ: с тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях со Списком N 2 от 26 января 1991 г..N 10 в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (позиция 2190100а-14061); с вредными условиями и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах по Списку N 1 от 22 августа 1956 г..N 1173 в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Разрешая спор по существу, оценив представленные доказательства, в том числе заключение государственной экспертизы условий труда, установив, что Петров П.А. в периоды с 3 марта 1986 г. по 10 мая 1986 г, с 7 июня 1986 г. по 2 февраля 1987 г, с 3 февраля 1987 г. по 28 июня 1988 г, 24 июля 1988 г. по 6 ноября 1990 г. работал на Анжеро-Судженском стекольном заводе по профессии машиниста 3 разряда, с 7 ноября 1990 г. по 10 декабря 1990 г. в кооперативе "Кристалл" по профессии машиниста прокатных машин, работа в указанных профессиях соответствует работе по профессии "машиниста стеклоформующих машин" и "машиниста прокатных машин", суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для включения указанных периодов в специальный стаж Петрова П.А, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Установив, что на момент обращения Петрова П.А. в пенсионный орган его специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", составлял 6 лет 4 месяца 28 дней, при требуемом - 5 лет, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для возложения обязанности на пенсионный орган назначить Петрову П.А. досрочную страховую пенсию по старости по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" со дня обращения - с 9 июля 2019 г.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, основаны на неправильном толковании закона и исследованных судом доказательствах.
Исследовав и оценив доказательства, в силу полномочий, предусмотренных ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что поскольку истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", а не по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", следовательно, основания для суммирования периодов работы истца у суда первой инстанции отсутствовали, в связи с чем, отсутствовали у суда первой инстанции и основания для включения истцу в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", спорных периодов, для назначения пенсии с даты обращения с заявлением.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции, незаконными.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "а" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах для учета периодов выполнения соответствующих работ применяются:
Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 1 от 26 января 1991 г.);
Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (далее - Список N 1 от 22 августа 1956 г.).
Подпунктом "б" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2 от 26 января 1991 г.);
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (далее - Список N 2 от 22 августа 1956 г.).
Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 26 июля 1984 г. N 227/14-43 утвержден Перечень наименований профессий рабочих, предусмотренных действовавшим разделом с указанием измененных наименований, разделов и номеров выпусков.
В соответствии с Перечнем в выпуске ЕТКС, издание 1976 г. наименование профессии "машинист стеклоформующих машин", издание 1984 г. наименование профессии "оператор стеклоформующих машин".
Согласно разъяснениям Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1976 г. N 5/8, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1976 г. установлено, что пенсии следует назначать машинистам стеклоформующих машин и их помощникам как операторам стеклоформующих машин (подраздел 10 раздела XIX "Стекольное и фарфоро-фаянсовое производство" Списка N 2 от 22 августа 1956 г.).
Подразделом 1 "Стекольное производство (Производство прокатного стекла)" раздела XV "Стекольное и фарфоро-фаянсовое производство" Списка N 1 от 22 августа 1956 г. предусмотрено, что право на льготное пенсионное обеспечение имеют машинисты прокатных машин и их помощники.
Подразделом 10 "Производство технического стекла" раздела XIX "Стекольное и фарфоро-фаянсовое производство" Списка N 2 от 22 августа 1956 г. предусмотрено, что право на льготное пенсионное обеспечение имеют операторы стеклоформующих машин.
Из штатных расписаний от 1 января 1983 г. и от 1988 года следует, что машинисты прокатных машин предусмотрены в отделении прокатной плитки, между тем как Петров П.А. в спорные периоды работал машинистом в цехе стеклоизделий.
Вопреки доводам кассационной жалобы, доказательств того, что в спорные периоды Петров П.А. работал по профессии, предусмотренной Списком N 1 от 22 августа 1956 г. и был занят в производстве прокатного стекла (Раздел XV "Стекольное и фарфоро-фаянсовое производство") материалы дела не содержат.
В соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости).
В соответствии с п. 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются в том числе периоды следующих работ: подп. 1 подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах; подп. 2 работы с тяжелыми условиями труда.
В соответствии с п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке путем прибавления: к периодам работ, указанных в подп. 1, - периодов работы, указанной в под. 12; к периодам работ, указанных в подп. 2, - периодов работ, указанных в подп. 1, а также периодов работ, указанных в подпунктах 5 - 7, 9, 12, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, суммирование работ с тяжелыми условиями труда (Список N 2) к периодам работ по Списку N 1 (вредные условия труда) предусмотрено только при назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях". При назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", такое суммирование не производится.
Судебная коллегия находит правильными выводы суда апелляционной инстанции о том, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для суммирования периодов работы истца, поскольку истец обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях". Также правильными являются и выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для включения Петрову П.А, в стаж дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периодов работы с 3 марта 1986 г. по 10 мая 1986 г, с 7 июня 1986 г. по 2 февраля 1987 г, с 3 февраля 1987 г. по 28 июня 1988 г, 24 июля 1988 г. по 6 ноября 1990 г. на Анжеро-Судженском стекольном заводе машинистом 3 разряда, с 7 ноября 1990 г. по 10 декабря 1990 г. в кооперативе "Кристалл" машинистом прокатных машин и назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 1 ч.1 ст.30 Федерального закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 9 июля 2019 г.
Доводы кассационной жалобы, оспаривающие вывод суда апелляционной инстанции, несогласие заявителя кассационной жалобы с произведенной оценкой доказательств, не могут служить основанием для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке, поскольку правом переоценки доказательств и правом устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судебными инстанциями кассационный суд общей юрисдикции в силу положений ч. 3 ст. 390 ГПК РФ не наделен.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о незаконности обжалуемого судебного постановления, принятого по данному делу, поскольку основаны на неверном толковании вышеприведенных норм пенсионного законодательства, подлежащего применению к спорным отношениям.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом второй инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленного судебного акта, либо опровергали выводы суда апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены судебного постановления в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Поскольку судом апелляционной инстанции материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 4 февраля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Петрова Петра Анатольевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.