Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Гусева Д.А, Шефер И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1491/2020 (УИД 38RS0023-01-2020-002274-96) по иску Семенюк Олега Владимировича, Семенюк Оксаны Михайловны, Семенюк Светланы Александровны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО4, Семенюк Станислава Олеговича, Семенюк Евгения Олеговича к областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по г. Тулуну и Тулунскому району", Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Тириковой- ФИО15 ФИО7 о признании решения о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения недействительным, признании права на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения, возложении обязанности устранить допущенное нарушение путем выдачи свидетельства, удостоверяющего право гражданина на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, по кассационным жалобам Тириковой-Семенюк Яны Игоревны, Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на решение Тулунского городского суда Иркутской области от 19 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 марта 2021 г, заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Семенюк Олег Владимирович (далее по тексту - Семенюк О.В.), Семенюк Оксана Михайловна (далее по тексту - Семенюк О.М.), Семенюк Светлана Александровна (далее по тексту - Семенюк С.А.), действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО4 (далее по тексту - ФИО4), Семенюк Станислав Олегович (далее по тексту - Семенюк С.О.), Семенюк Евгений Олегович (далее по тексту - Семенюк Е.О.) обратились в суд с исковым заявлением к областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по г. Тулуну и Тулунскому району" (далее по тексту - ОГКУ "Управление социальной защиты населения по г. Тулуну и Тулунскому району"), Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Тириковой-Семенюк Яне Игоровне (далее по тексту - Тирикова-Семенюк Я.И.). В обоснование исковых требований указали, что Семенюк О.В. принадлежало право собственности в размере "данные изъяты" доли в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", а "данные изъяты" доля в праве собственности на данный жилой дом принадлежала Тириковой-Семенюк Я.И. Членами семьи долевого собственника Семенюк О.В. являются Семенюк С.О, Семенюк О.М, Семенюк Е.О, Семенюк С.А, ФИО15 ФИО16.
B результате паводка в июне 2019 г. вышеуказанное жилое помещение было повреждено, признано непригодным для проживания и снесено.
Тирикова-Семенюк Я.И. самостоятельно обратилась в ОГКУ "Управление социальной защиты населения по г. Тулуну и Тулунскому району" и как собственник указанного жилого дома, получила свидетельство, удостоверяющее право гражданина на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в размере "данные изъяты".
Семенюк О.В. выдано свидетельство с учетом состава семьи 6 человек на сумму "данные изъяты" рублей, в том числе, в указанное свидетельство включена Тирикова-Семенюк Я.И.
Исходя из действующего законодательства, с учетом количества членов семьи, к выплате подлежит сумма "данные изъяты" руб. ("данные изъяты".). Ответом ОГКУ "Управление социальной защиты населения по г. Тулуну и Тулунскому району" от 23 марта 2020 г. им отказано в выплате социальной компенсации в отношении утраченного жилого помещения в предусмотренном законом размере.
Считают, что ответчиками необоснованно выплачены денежные средства в большем размере Тириковой- ФИО15 Я.И, при этом ни Семенюк О.В, ни члены его семьи не делегировали свои полномочия Тириковой- ФИО15 Я.И, они также не были включены ответчиками в свидетельство, выданное Тириковой-Семенюк Я.И, при этом свидетельство, выданное Семенюку О.В, включает Тирикову-Семенюк Я.И.
Вступившим в законную силу решением Ангарского городского суда Иркутской области от 17 марта 2020 г. Семенюк О.В, Семенюк С.О, Семенюк О.М, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО14, Семенюк С.А, действующей в свих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО4 отказано в удовлетворении исковых требований к Тириковой-Семенюк Я.И. о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 2674253 рублей.
Просили суд признать недействительным решение Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о выдаче свидетельства на получение или строительство жилого помещения на имя Тириковой-Семенюк Я.И, признать за ними право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения на сумму 3485999 рублей, обязать ответчиков устранить допущенные нарушения путем выдачи истцам свидетельства, удостоверяющего право гражданина на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на сумму 3485999 руб.
Решением Тулунского городского суда Иркутской области от 19 ноября 2020 г, с учетом определения суда об исправлении описки от 21 декабря 2020 г, частично удовлетворены заявленные исковые требования, удовлетворено ходатайство о восстановлении срока для подачи искового заявления, признано недействительным решение от 16 сентября 2019 г. N N о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области на имя Тириковой-Семенюк Я.И, в остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 марта 2021 г. решение Тулунского городского суда Иркутской области от 19 ноября 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационных жалобах, поданных в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Тирикова-Семенюк Я.И. и Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области просят отменить решение Тулунского городского суда Иркутской области от 19 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 марта 2021 г. как незаконные.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационных жалобах, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационные жалобы подлежащими оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, сособственниками жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" "адрес", на момент чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области, являлись Семенюк О.В. и Тирикова-Семенюк Я.И.
Первоначально 16 августа 2019 г, а затем 12 октября 2019 г. истец Семенюк О.В. обратился в Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате паводка, указав в данном заявлении, что совместно с ним в утраченном жилом помещении, располагавшимся по адресу: "адрес" "адрес", проживали (были зарегистрированы) члены его семьи: Семенюк Оксана Михайловна (жена Семенюк О.В.), Семенюк Станислав Олегович (сын Семенюк О.В.), Семенюк Евгений Олегович (сын Семенюк О.В.), Семенюк Светлана Александровна (невестка Семенюк О.В.), ФИО4 (внучка Семенюк О.В.).
15 ноября 2019 г. Семенюк О.В. выдано свидетельство, удостоверяющее право гражданина на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения N N, с учетом членов его семьи: Семенюк Е.О, Семенюк С.О, Семенюк О.М, Семенюк С.А, ФИО4, Тириковой-Семенюк Я.И, о том, что он имеет право на предоставление социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в размере N руб.
Кроме того, 12 сентября 2019 г. Тирикова- ФИО15 Я.И. самостоятельно обратилась в Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного жилого помещения, располагавшегося по адресу: "адрес" "адрес". В заявлении не указано о проживании в данном жилом помещении Семенюк О.В. и членов его семьи. К заявлению были представлены копия паспорта, копия свидетельства о рождении, копия постановлении о признании жилого помещения непригодным для проживания, копия заключения, копия свидетельства о праве на наследство, копия свидетельства о заключении брака и копия выписки из единого государственного реестра недвижимости.
На основании решения ОГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Тулуну и Тулунскому району" от 16 сентября 2019 г. N N о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещении в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области, Тириковой-Семенюк Я.И. выдано свидетельство, удостоверяющее право гражданина на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в размере N руб, без учета членов семьи, исходя из общей площади утраченного жилого помещения N кв.м.
Проанализировав в совокупности представленные доказательства, руководствуясь нормами права, регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение от 16 сентября 2019 г. N N о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на имя Тириковой-Семенюк Я.И. принято ОГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Тулуну и Тулунскому району" в отношении только одного собственника утраченного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" "адрес", Тириковой-Семенюк Я.И, без учета второго сособственника утраченного жилого дома Семенюк О.В. и членов его семьи, а также без учета свидетельства о праве на наследство в отношении Тириковой-Семенюк Я.И, согласно которому она являлась собственником только 1/3 доли утраченного жилого помещения.
При указанных обстоятельствах суд обоснованно признал недействительным решение от 16 сентября 2019 г. N N о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области на имя Тириковой-Семенюк Я.И, поскольку указанным решением нарушены права истцов по данному делу на получение социальной выплаты в размере, установленном Положением о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождям, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, поскольку они подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на представленных доказательствах и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что судами первой и апелляционной инстанций при разрешении спора правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера") определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно статье 2 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным Законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Как указано в пункте "в" статьи 8 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
В силу пунктов 1 и 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Указом Губернатора Иркутской области от 27 июня 2019 г. N 134-уг "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области" на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 г. введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Постановлением Администрации городского округа муниципального образования - "город Тулун" от 27 июня 2019 г. N 1042 "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования - "город Тулун" с 15 часов 00 минут 27 июня 2019 г. на территории муниципального образования - "город Тулун" введен режим чрезвычайной ситуации.
Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 2019 г. N 316 "О мерах по ликвидации последствий наводнений на территории Иркутской области" наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2019 г. N 916 утверждены Правила предоставления в 2019 году иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что трансферт предоставляется на следующие цели:
а) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений на территории Российской Федерации;
б) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан;
в) приобретение, строительство жилых помещений уполномоченным органом государственной власти Иркутской области для передачи их гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения;
г) предоставление бюджетам муниципальных образований Иркутской области межбюджетных трансфертов из бюджета Иркутской области на приобретение, строительство жилых помещений для передачи их гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил;
д) предоставление бюджетам муниципальных образований Иркутской области межбюджетных трансфертов из бюджета Иркутской области на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 4 Правил мероприятия реализуются в том числе в отношении граждан, не являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или поврежденных жилых помещений, но имеющих постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях или поврежденных жилых помещениях, относящихся к членам семьи граждан, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, и не имеющих в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющих в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
К членам семьи гражданина относятся его супруг или супруга, дети (в том числе усыновленные), родители, усыновители этого гражданина и его внуки, а также иные лица, признанные решением суда членами семьи гражданина.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - Положение от 17 июля 2019 г. N 556-пп).
Пунктом 6 указанного Положения от 17 июля 2019 г. N 556-пп предусмотрено, что предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, отвечающим на момент обращения за предоставлением социальной выплаты одному из следующих условий:
1) являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма (далее - собственники (наниматели) утраченных жилых помещений) и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
3) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
К членам семьи гражданина относятся его супруг или супруга, дети (в том числе усыновленные, принятые под опеку (попечительство), переданные на воспитание в приемную семью, а также рожденные или усыновленные после дня введения режима чрезвычайной ситуации), несовершеннолетние братья и сестры, родители и усыновители этого гражданина и его внуки (в том числе рожденные или усыновленные детьми гражданина после дня введения режима чрезвычайной ситуации), а также иные лица, признанные решением суда членами семьи гражданина (далее - члены семьи).
4) являвшимся собственниками (нанимателями) утраченных жилых помещений или имеющим документы и имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) составляет более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
5) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпункте 4 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) составляет более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением граждан, в отношении которых принято решение о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - свидетельство).
Пунктом 25 указанного Положения от 17 июля 2019 г. N 556-пп установлено, что размер социальной выплаты рассчитывается исходя из следующей нормы общей площади жилого помещения, причитающегося взамен утраченного жилого помещения:
1) 33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан, но не менее общей площади утраченного жилого помещения;
2) 42 кв. метра - для семьи, состоящей из двух человек, но не менее общей площади утраченного жилого помещения;
3) по 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из трех человек и более, но не менее общей площади утраченного жилого помещения.
Расчет размера социальной выплаты осуществляется исходя из стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения в размере 45 097 рублей (п. 26 Положения).
Таким образом, установив, что решение от 16 сентября 2019 г. N N о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты имя Тириковой-Семенюк Я.И. принято ОГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Тулуну и Тулунскому району" в отношении только одного собственника утраченного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" "адрес" - Тириковой- ФИО15 Я.И, без учета второго сособственника утраченного жилого дома Семенюк О.В. и членов его семьи, а также без учета сведений о том, что Тирикова-Семенюк Я.И. не является единоличным собственником утраченного жилого помещения, суд правомерно признал его недействительным.
Являются несостоятельными доводы кассационной жалобы Тириковой-Семенюк Я.И. об отсутствии уважительных причин для восстановления истцам срока обращения в суд за защитой нарушенных прав, поскольку данным доводам судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно указано, что дело рассмотрено в порядке гражданского судопроизводства, срок обращения с указанными требованиями истцами не пропущен.
Доводы кассационной жалобы Тириковой-Семенюк Я.И. о том, что суды не полной мере установили доли на утраченное жилое помещение не влекут отмены состоявшихся по делу судебных актов, поскольку, как указано выше, Тириковой-Семенюк Я.И. при подаче документов не указано о проживании в данном жилом помещении Семенюк О.В. и членов его семьи, решение от 16 сентября 2019 г. N N о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты имя Тириковой-Семенюк Я.И. принято ОГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Тулуну и Тулунскому району" в отношении нее как одного собственника утраченного жилого помещения, без учета сведений о том, что сособственником данного жилого помещения является Семенюк О.В.
В целом доводы кассационных жалоб повторяют позицию заявителей жалоб, изложенную в суде первой и апелляционной инстанций, им судами дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения обжалуемых судебных актов, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией заявителей жалоб, основаны на их субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены нарушения, влекущие отмену обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Доводы кассационных жалоб фактически направлены на несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, на переоценку доказательств по делу и оспаривание правильности выводов судов первой и апелляционной инстанций об установленных ими обстоятельствах.
Однако эти доводы, сами по себе не могут служить основанием для отмены судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции, поскольку согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
Определение же наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые могли бы явиться основанием для изменения или отмены состоявшихся по делу решения суда и апелляционного определения или которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта по доводам кассационных жалоб, судебной коллегией не установлено, в связи с чем принятые по делу судебные акты отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тулунского городского суда Иркутской области от 19 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Тириковой-Семенюк Яны Игоревны, Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.