Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Катанаевой А.С, Сафонова К.С, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сапожниковой А.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-215/2021 по административному исковому заявлению Кадиева Расула Ахмедовича о признании недействующей части 2 статьи 3 Закона Республики Дагестан от 1 ноября 2006 г. N 50 "О выборах депутатов Народного Собрания Республики Дагестан"
по апелляционной жалобе Кадиева Расула Ахмедовича на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 17 июня 2021 г, которым отказано в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С, объяснения административного истца Кадиева Р.А, представителя административного ответчика Народного Собрания Республики Дагестан Мусаева Б.З, представителя заинтересованного лица Избирательной комиссии Республики Дагестан Халидовой С.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, судебная коллегия
установила:
1 ноября 2006 г. принят Закон Республики Дагестан N 50 "О выборах депутатов Народного Собрания Республики Дагестан" (далее также - Закон Республики Дагестан N 50), опубликованный в изданиях "Дагестанская правда" N 279-280 от 2 ноября 2006 г, "Собрание законодательства Республики Дагестан" от 30 ноября 2006 г. N 11, ст. 656.
Кадиев Р.А, "адрес", обратился с административным исковым заявлением, в котором с учетом его дополнений, просил признать часть 2 статьи 3 Закона Республики Дагестан N 50 не соответствующей пункту 2 части 1 статьи 3, пункту "в" части 3 статьи 4, части 4 статьи 4, пункту "а" части 1 статьи 5, пункту "к" части 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", части 1 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", как ограничивающую его право на участие в выборах в качестве избирателя и кандидата в депутаты по признаку места проживания и отношения к партии и политической идеологии.
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 17 июня 2021 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Кадиевым Р.А. ставится вопрос об отмене принятого решения и вынесении нового решения об удовлетворении заявленных им требований. Административный истец полагает, что судом рассмотрена недействительность всей части 2 статьи 3 Закона Республики Дагестан N 50 при заявленных требованиях об ограничении положениями оспариваемой нормы в части его права на участие в выборах в качестве избирателя и кандидата в депутаты по признаку места проживания и отношения к партии и политической идеологии. Судом не дана оценка доводам об отсутствии обоснования необходимости лишения права граждан выбираться и выбирать депутатов вне партии, а также о несоответствии оспариваемой нормы положениям части 4 статьи 4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", предусмотревшей снижение нормы партийного представительства в региональных парламентах до 25%.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителями Народного Собрания Республики Дагестан, Избирательной комиссии Республики Дагестан представлены письменные возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации гражданам Российской Федерации гарантировано право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Аналогичная норма содержится в части 2 статьи 31 Конституции Республики Дагестан.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
Указанным федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим федеральным законом (пункты 1 и 3 статьи 1 данного федерального закона).
Подпунктом "к" пункта 2 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закреплено, что законом субъекта Российской Федерации устанавливается порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 указанного Закона граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с Федеральным законом, иным законом.
Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня (пункт 3 этой же нормы).
При этом в силу пункта 3.1 приведенной статьи, если конституцией, уставом, законом субъекта Российской Федерации предусмотрено, что в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, представительном органе муниципального образования все депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов, законом субъекта Российской Федерации должны быть предусмотрены гарантии реализации права граждан Российской Федерации, не являющихся членами избирательных объединений, быть избранными депутатами соответственно этого законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования.
Как следует из части 2 статьи 3 Закона Республики Дагестан N 50, депутаты Народного Собрания Республики Дагестан избираются по республиканскому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за республиканские списки кандидатов в депутаты Народного Собрания.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 17 июня 2008 г. N 436-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шейхова Абдурашида Абдурахмановича на нарушение его конституционных прав положениями Закона Республики Дагестан "О выборах депутатов Народного Собрания Республики Дагестан", законодатель субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять порядок формирования своего законодательного (представительного) органа государственной власти и с учетом федерального законодательства устанавливать либо пропорциональную, либо пропорционально-мажоритарную избирательную систему, что само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционного права заявителя избирать и быть избранным в депутаты соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Выборы депутатов Народного Собрания Республики Дагестан проводятся по пропорциональной избирательной системе, что, вопреки доводам апелляционной жалобы, не противоречит положениям федерального законодательства, в том числе положениям части 1 статьи 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, а также согласуется с приведенной правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации.
По данным основаниям остаются без удовлетворения и доводы апелляционной жалобы об ограничении избирательных прав истца, как жителя Республики Дагестан, поскольку законодателю субъекта Российской Федерации предоставлено право самостоятельно определять порядок формирования своего законодательного (представительного) органа государственной власти.
Как правомерно указал суд в оспариваемом решении, статьей 29 Закона Республики Дагестан N 50 установлены гарантии реализации конституционного права граждан Российской Федерации, не являющихся членами политических партий, быть избранными депутатами законодательного (представительного) органа, согласно которой каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, не позднее чем через три дня со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Народного Собрания, а в случае досрочных выборов - не позднее чем через три дня со дня официального опубликования решения о назначении досрочных выборов депутатов Народного Собрания вправе обратиться в любое избирательное объединение с предложением включить его в список кандидатов, выдвигаемый этим избирательным объединением. При поддержке этой кандидатуры не менее чем десятью членами политической партии (при наличии в Республике Дагестан регионального отделения политической партии указанные десять членов политической партии должны состоять в данном региональном отделении) она подлежит обязательному рассмотрению на заседании постоянно действующего органа политической партии, конференции или общем собрании ее регионального отделения наравне с иными кандидатурами, которые предлагаются к включению в соответствующий список кандидатов.
Отсутствие таких обращений не препятствует принятию избирательным объединением по собственной инициативе и в соответствии с его уставом решения о включении гражданина Российской Федерации, не являющегося членом данного избирательного объединения, в выдвигаемый им список кандидатов при наличии письменного заявления этого гражданина о согласии баллотироваться в составе списка кандидатов и при условии соблюдения требований, предусмотренных статьей 28 настоящего Закона. При этом такая кандидатура подлежит обязательному рассмотрению на заседании постоянно действующего органа политической партии, конференции или общем собрании ее регионального отделения наравне с иными кандидатурами, которые предлагаются к включению в соответствующий список кандидатов (части 1 и 2).
Нарушение избирательным объединением требований, предусмотренных частями 1 и 2 указанной статьи, влечет за собой ответственность в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (часть 3 этой же нормы).
В части доводов апелляционной жалобы об установлении частью 2 статьи 3 Закона Республики Дагестан N 50 ограничения прав участия в выборах в качестве избирателя и голосовать, в том числе, за внепартийного кандидата, судебная коллегия отмечает, что закрепленный статьей 29 Закона порядок как раз направлен на реализацию участия граждан, не являющихся членами избирательных объединений, быть избранными депутатами, и включение их в список кандидатов, выдвигаемый этим избирательным объединением, не делает их членами данных объединений.
Изменения в пункт 4 статьи 4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в части изменения нормы партийного представительства с 50% до 25 % не влечет основания признания оспариваемой нормы недействительной, поскольку данной статьей установлено минимальное пороговое значение партийного представительства в региональных парламентах.
Доводы административного истца о нарушении его избирательных прав по территориальному признаку путем установления статьей 28 Закона Республики Дагестан N 50, в отличие от правовых норм других регионов Российской Федерации, порядка выдвижения списка кандидатов путем разбивки на региональные группы, остаются без удовлетворения, поскольку оспариваемая часть 2 статьи 3 Закона Республики Дагестан N 50 содержит общие положения, устанавливающие вид избирательной системы. Сама процедура проведения выборов предметом настоящего рассмотрения и проверки не является.
Вопреки доводам апелляционной жалобы административный иск рассмотрен в пределах заявленных требований, процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного акта, судом не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене или изменению не подлежит.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Дагестан от 17 июня 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Кадиева Расула Ахмедовича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 20 августа 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.