Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края на решение Камчатского краевого суда от 10 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 декабря 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению акционерного общества "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова" о признании не действующим в части постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 27 декабря 2019 года N 470 "Об утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую акционерным обществом "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова" на 2020-2022 годы".
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения представителя Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края Шишковой И.Н, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения относительно кассационной жалобы представителей акционерного общества "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова" Жарикова Н.В. и Баранкова Ю.О, а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маториной О.А, считавшей решение суда первой инстанции и апелляционное определение законными и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края (далее - Региональная служба по тарифам, регулирующий орган) от 27 декабря 2019 года N 470 "Об утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую акционерным обществом "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова" на 2020 - 2022 годы" (далее - Постановление от 27 декабря 2019 года N 470), опубликованным 30 декабря 2019 года в печатном издании "Официальные ведомости" (спецвыпуск N 7 (5213-5216)), а также размещённом 30 декабря 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, для акционерного общества "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова" (далее - АО "КЭС", предприятие) утверждены и введены в действие:
- долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые для формирования тарифов с использованием метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на 2020 - 2022 годы, по производству электрической энергии (мощности) в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах (приложение 1);
- долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые для формирования тарифов с использованием метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на 2020 - 2022 годы, в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций (приложение 2);
- на 2020 год цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую предприятием покупателям на розничных рынках, расположенных в территориально изолированных технологических системах и (или) на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением населения и (или) приравненных к нему категорий потребителей по договорам энергоснабжения (договорам купли-продажи), с календарной разбивкой (приложение 3);
- на 2020 год цены (тарифы) на электрическую энергию, поставляемую предприятием для населения и приравненным к нему категориям потребителей, с календарной разбивкой (приложение 4);
- на 2020 год цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) ДЭС-5 (п. Октябрьский, Усть-Большерецкого района Камчатского края), поставляемую предприятием покупателям на розничных рынках на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, а также в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах по договорам купли-продажи (договорам энергоснабжения), без дифференциации по уровням напряжения, с календарной разбивкой (приложение 5);
- на 2020 год цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) ВЭУ (п. Октябрьский, Усть-Большерецкого района Камчатского края), поставляемую предприятием покупателям на розничных рынках на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, а также в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах по договорам купли-продажи (договорам энергоснабжения), без дифференциации по уровням напряжения, с календарной разбивкой (приложение 6);
- необходимая валовая выручка предприятия на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) на 2020 - 2022 годы (приложение 7);
- на 2020 год тарифы на электрическую энергию (мощность), отпускаемую предприятием другим гарантирующим поставщикам, энергоснабжающим, энергосбытовым организациям Камчатского края в целях поставки группе "прочие потребители" и группе "сетевые организации, покупающие электрическую энергию для компенсации потерь" на розничных рынках в технологически изолированных территориальных энергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами (приложение 8).
АО "КЭС" обратилось в Камчатский краевой суд с административным иском, в котором (с учётом последующего уточнения заявленных административных исковых требований) просило признать недействующими приложения 3, 4, 7, 8 к Постановлению от 27 декабря 2019 года N 470.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в нарушение требований действующего законодательства, регулирующего вопросы установления цен (тарифов) в электроэнергетике, Региональная служба по тарифам необоснованно исключила из необходимой валовой выручки экономически обоснованные расходы предприятия в сумме 81 882 тыс. руб, чем нарушила права и законные интересы АО "КЭС".
Решением Камчатского краевого суда от 10 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 декабря 2020 года, административное исковое заявление удовлетворено: признаны недействующими с даты принятия приложения 3, 4, 7, 8 к Постановлению от 27 декабря 2019 года N 470. Кроме того, решением суда с Региональной службы по тарифам в пользу административного истца взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 руб.
28 мая 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Региональной службы по тарифам, поданная 28 апреля 2021 года через Камчатский краевой суд, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела и неправильным применением судами норм материального права, а также о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Камчатского краевого суда от 10 августа 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 декабря 2020 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 20, части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, вправе обратиться лица, в отношении которых применён такой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Государственное регулирование тарифов в сфере электроэнергетики осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ), иными регулирующими отношения в сфере электроэнергетики федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 2 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ).
К таким нормативным правовым актам, в том числе, относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования тарифов в электроэнергетике, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", а также Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утверждённые приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее - Методические указания).
Согласно пункту 3 статьи 24 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Из содержания пунктов 20.2 - 20.10 Положения о Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края, утверждённого постановлением Правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 года N 424-П, следует, что Региональная служба по тарифам является органом исполнительной власти Камчатского края, осуществляющим государственное регулирование цен и тарифов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, включая цены (тарифы), предусмотренные Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ.
По делу установлено, что Постановлением от 27 декабря 2019 года N 470, опубликованным 30 декабря 2019 года в печатном издании "Официальные ведомости" (спецвыпуск N 7 (5213-5216)), а также размещённом 30 декабря 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, для предприятия утверждены долгосрочные параметры регулирования с использованием метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, а также установлены цены (тарифы) на электрическую энергию, поставляемую АО "КЭС", на 2020 - 2022 годы.
Исходя из содержания представленного в материалы административного дела экспертного заключения, регулирующий орган признал экономически обоснованной необходимую валовую выручку предприятия на 2020 год в размере 380 994 тыс. руб. (с учётом расходов на оплату потерь), включая расходы на производство электрической энергии - 158 319 тыс. рублей, а также расходы на передачу и сбыт электрической энергии - 222 674 тыс. руб.
В то же время, Региональная служба по тарифам в целях сглаживания тарифов уменьшила необходимую валовую выручку АО "КЭС" на 2020 год в части расходов на передачу и сбыт электрической энергии на сумму 81 882 тыс. руб, то есть до 140 792 тыс. руб. (222 674 тыс. руб. - 81 882 тыс. руб.).
Оценив представленные в материалы дела доказательства, Камчатский краевой суд и судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями пункта 7 Основ ценообразования, пунктов 9 и 11 Методических указаний, пришли к выводу, что регулирующий орган в данном случае был не вправе исключать из необходимой валовой выручки административного истца его экономически обоснованные расходы в целях сглаживания тарифов, в связи с чем произведённый административным ответчиком расчёт тарифов АО "КЭС" на электрическую энергию (мощность), поставляемую (отпускаемую): покупателям на розничных рынках, расположенных в территориально изолированных технологических системах и (или) на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением населения и (или) приравненных к нему категорий потребителей по договорам энергоснабжения (договорам купли-продажи); для населения и приравненным к нему категориям потребителей; другим гарантирующим поставщикам, энергоснабжающим, энергосбытовым организациям Камчатского края, - также нельзя признать правильным.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций, положенные в основу обжалуемых решения и апелляционного определения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции признаёт верными, основанными на правильном применении норм материального права и надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются, в том числе, соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных данной нормой.
Согласно абзацу одиннадцатому пункта 7 Основ ценообразования исключение экономически не обоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных в том числе по результатам проверки их хозяйственной деятельности, учёт экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтённых при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по не зависящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет. В этом случае распределение исключаемых экономически не обоснованных доходов и расходов, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтённых при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, осуществляется при расчёте необходимой валовой выручки соответствующего годового периода регулирования с учётом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Действие положений, установленных настоящим абзацем, не распространяется на территориальные сетевые организации, необходимая валовая выручка которых с учётом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за три последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтённой при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Пункт 9 Методических указаний предусматривает, что регулирующий органам ежегодно должен производить корректировку необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной финансовый год, с учётом отклонения фактических значений параметров расчёта тарифов от планировавшихся значений параметров расчёта тарифов, корректировки планируемых значений параметров расчёта тарифов, а также с учётом величины распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов, выявленных в том числе по результатам проверки хозяйственной деятельности регулируемой организации, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтённых при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, в том числе относящихся к предыдущему долгосрочному периоду регулирования.
Распределение в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтённых при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, осуществляется на период не более 5 лет. Такие доходы и расходы включаются в необходимую валовую выручку регулируемой организации с учётом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации (пункт 11 Методических указаний).
Из анализа содержания приведённых правовых норм следует, что правило распределения исключаемых экономически не обоснованных доходов и расходов, а также экономически обоснованных расходов, не учтённых при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, - не распространяется на территориальные сетевые организации, необходимая валовая выручка которых с учётом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за три последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтённой при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии; также это правило не распространяется на экономически обоснованные расходы предприятия, которые ещё не были понесены, но которые запланированы и признаны в качестве необходимых тарифным органом на предстоящий период регулирования.
Как верно указали суды первой и апелляционной инстанций, необходимых условий для применения положений пункта 7 Основ ценообразования у Региональной службы по тарифам при определении размера необходимой валовой выручки АО "КЭС" на 2020 год (уменьшении необходимой валовой выручки на 81 882 тыс. руб.) не имелось.
Доводы кассационной жалобы не опровергают верных выводов судов первой и апелляционной инстанций, по существу они воспроизводят позицию административного ответчика, которая ранее приводилась им при рассмотрении настоящего административного дела нижестоящими судами и которым дана надлежащая правовая оценка в решении и апелляционном определении. Несогласие Региональной службы по тарифам с такой оценкой, равно как и неправильное толкование положений действующего законодательства о тарифном регулировании в области электроэнергетики, не может повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Камчатского краевого суда от 10 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 10 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.