Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Клинический Центр восстановительной медицины и реабилитации" министерства здравоохранения Хабаровского края на решение Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 14 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 10 марта 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Клинический Центр восстановительной медицины и реабилитации" министерства здравоохранения Хабаровского края к прокурору Центрального района города Хабаровска о признании представления незаконным.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения представителя краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Клинический Центр восстановительной медицины и реабилитации" Глюза Т.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения относительно кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Царевой М.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 14 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 10 марта 2021 года, отказано в удовлетворении административного искового заявления краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Клинический Центр восстановительной медицины и реабилитации" министерства здравоохранения Хабаровского края (далее - КГБУЗ "КЦВМР", медицинское учреждение) к прокурору Центрального района города Хабаровска о признании незаконным представления об устранении нарушений федерального законодательства от 23 июня 2020 года N 2-30-2020 и о его отмене.
28 мая 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба КГБУЗ "КЦВМР", поданная 11 мая 2021 года через Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с допущенными судами неправильным применением норм материального и процессуального права, а также о направлении административного дела на новое рассмотрение.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 14 декабря 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 10 марта 2021 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 1 статьи 218 и части 2 статьи 227 КАС РФ для признания решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
В силу пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17 января 1992 года N 2202-1) органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки (пункт 2 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1).
В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона со стороны органов и должностных лиц, указанных в пункте 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1, вправе внести им представление об устранении нарушений закона.
Частью 1 статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 предусмотрено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов административного дела, 23 июня 2020 года прокурором Центрального района города Хабаровска ФИО4 в адрес главного врача КГБУЗ "КЦВМР" ФИО5 в соответствии со статьёй 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N внесено представление N об устранении нарушений федерального законодательства.
В данном представлении прокурор ссылался на результаты проведённой проверки исполнения действующего законодательства о профилактике и о противодействии распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), в рамках которой установлено, что КГБУЗ "КЦВМР" в нарушение требований Временных правил оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2020 года N 402 (далее - Временные правила), не направило сведения в отношении семи работников медицинского учреждения старше 65 лет (ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 и ФИО12), на которых фактически распространялся режим самоизоляции, в Фонд социального страхования Российской Федерации для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности.
В представлении содержались требования к главному врачу КГБУЗ "КЦВМР" безотлагательно его рассмотреть с участием представителя прокуратуры и принять конкретные меры, направленные на устранение выявленных нарушений действующего законодательства, причин и условий, им способствующих; рассмотреть вопрос об ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях закона; заблаговременно сообщить в прокуратуру о времени и месте рассмотрения представления; о результатах принятых мер в срок до 6 июля 2020 года сообщить письменно в прокуратуру, приложив документы, свидетельствующие об устранении нарушений закона.
В ответ на представление в письме от 2 июля 2020 года за исходящим N 02-12-532 главный врач КГБУЗ "КЦВМР" ФИО13 изложил прокурору района своё мнение о том, что каких-либо нарушений со стороны медицинского учреждения не допущено и оснований для привлечения к ответственности должностных лиц КГБУЗ "КЦВМР" не имеется, поскольку все сотрудники медицинского учреждения старше 65 лет находились в вынужденном простое и на них не распространялся режим самоизоляции.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края и судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, руководствуясь положениями статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1, статей 7, 9 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и содержанием Временных правил, пришли к выводу, что у прокурора Центрального района города Хабаровска по состоянию на 23 июня 2020 года имелись предусмотренные законом основания для внесения обжалуемого представления в адрес главного влача КГБУЗ "КЦВМР", поскольку фактически работники медицинского учреждения в возрасте старше 65 лет были не допущены к работе по причине карантинных мероприятий, связанных с противодействием распространению новой коронавирусной инфекции, то есть им предписывалось соблюдать режим самоизоляции по месту жительства либо месту пребывания (фактического нахождения), следовательно, к спорным правоотношениям подлежали применению положения действовавших до 30 апреля 2021 года Временных правил, пункт 4 которых предусматривал, что страхователь с использованием своего личного кабинета, доступ к которому обеспечивается посредством единой системы идентификации и аутентификации, или иным доступным способом с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных должен был направить в Фонд социального страхования Российской Федерации перечень застрахованных лиц, состоящих с ним в трудовых отношениях и соблюдающих режим самоизоляции для оформления листков нетрудоспособности, а также документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, в соответствии с Положением об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному
страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 года N 29. Издание медицинским учреждением в период с 23 марта 2020 года по 8 мая 2020 года приказов о простое данной категории работников, не освобождало КГБУЗ "КЦВМР" от обязанности направить в Фонд социального страхования Российской Федерации сведения, предусмотренные Временными правилами.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций, положенные в основу обжалуемых решения и апелляционного определения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции признаёт верными, основанными на правильном применении норм материального права и надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств.
В данном случае, выявив ходе проведённой проверки факты нарушений требований действующего законодательства, регламентирующего порядок предоставления указанных выше сведений в Фонд социального страхования Российской Федерации, прокурор района был вправе, руководствуясь статьями 21, 22 и 24 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1, внести обжалуемое представление главному влачу КГБУЗ "КЦВМР".
Согласно правовым позициям, изложенным Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 24 февраля 2005 года N 84-О, само по себе представление прокурора силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 органы и должностные лица устранить допущенные нарушения, прежде всего, в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путём специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путём обращения в суд.
Вопреки доводам кассационной жалобы, в материалах дела имеется текст протокола судебного заседания Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края от 14 декабря 2020 года (л.д. 44-45), а также аудиопротокол данного судебного заседания (л.д. 43).
Иные доводы кассационной жалобы о том, что фактически прокурорская проверка прокуратурой района в отношении медицинского учреждения не проводилась; что обжалуемое представление не отвечает требованиям Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1; что в представлении отсутствует указание на нормы федеральных законов, которые были нарушены КГБУЗ "КЦВМР", и указание на конкретные меры, которые должно принять медицинское учреждение в целях устранения выявленных нарушений; что сотрудники КГБУЗ "КЦВМР" в возрасте старше 65 лет находились в вынужденном простое и сведения о них не должны были направляться в Фонд социального страхования Российской Федерации; что доверенность помощника прокурора Центрального района города Хабаровска Чаусовой А.А, которая участвовала в судебном заседании от 14 декабря 2020 года, поступила в Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края только 15 декабря 2020 года, - по существу направлены на переоценку доказательств и установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, а также основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права. Эти доводы не опровергают верных выводов нижестоящих судов и не могут повлечь отмену или изменение обжалуемых судебных постановлений.
Таким образом, при рассмотрении административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, обстоятельства, влекущие отмену решения и апелляционного определения, по делу не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 14 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 10 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Клинический Центр восстановительной медицины и реабилитации" министерства здравоохранения Хабаровского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.