Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Хабаровска на решение Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 5 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 13 ноября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Кировского района города Хабаровска, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации города Хабаровска о признании постановления незаконным и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Царевой М.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Кировского района города Хабаровска в интересах неопределённого круга лиц обратился в Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края с административным исковым заявлением к администрации города Хабаровска (далее - Администрация), в котором просил суд признать незаконным постановление Администрации от 18 декабря 2018 года N 4432 "О признании многоквартирного дома N 4 по ул. Марсовой аварийным и подлежащим реконструкции и определении сроков отселения жильцов" (далее - Постановление 18 декабря 2018 года N 4432) в части установления срока отселения физических и юридических лиц до 2025 года; возложить на Администрацию обязанность установить разумный срок отселения физических и юридических лиц из жилого дома N 4 по ул. Марсовой в городе Хабаровске, не превышающий шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование своих требований административный истец указал, что в ходе проведённой прокуратурой города Хабаровска проверки жилищных прав граждан, проживающих в многоквартирном доме N 4 по ул. Марсовой Марсовой в городе Хабаровске, установлено, что заключением городской межведомственной комиссии от 30 ноября 2018 года N 619 данный многоквартирный дом признан аварийным.
Постановлением 18 декабря 2018 года N 4432 срок отселения жильцов в жилые помещения маневренного фонда установлен до 2025 года.
Вместе с тем состояние основных конструкций и элементов здания создаёт опасность для жизни и здоровья находящихся в нём граждан, нормальная его эксплуатация с учётом имеющегося уровня физического износа невозможна.
По мнению прокурора, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что установленный Администрацией срок отселения жильцов многоквартирного дома не является разумным, противоречит требованиям жилищного законодательства.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 5 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 13 ноября 2020 года, административное исковое заявление прокурора удовлетворено частично: признан незаконным пункт 3.2 Постановления от 18 декабря 2018 года N 4432 в части установления срока отселения жильцов многоквартирного дома N 4 по ул. Марсовой до 2025 года; на административного ответчика возложена обязанность установить срок отселения физических и юридических лиц многоквартирного дома N 4 по ул. Марсовой в г. Хабаровске, не превышающий двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
28 мая 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Администрации, поданная 18 мая 2021 года через Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения по мотиву их незаконности и необоснованности, а также о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Представитель Администрации, извещённой о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явился. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 5 августа 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 13 ноября 2020 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, 30 ноября 2018 года в заключении N 619 межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, созданная в соответствии с постановлением Администрации от 9 февраля 2017 года N 417, указала на наличие оснований для признания многоквартирного дома N 4 по ул. Марсовой в городе Хабаровске аварийным и подлежащим реконструкции.
Так, межведомственной комиссией было установлено, что физический износ данного 4-квартирного деревянного жилого дома (две из которых находятся в муниципальной собственности), 1936 года постройки, по состоянию на 2010 год составлял 74 %; техническое состояние фундамента здания, стен, перекрытий - аварийное; крыши - недопустимое; систем печного отопления, электроснабжения - неудовлетворительное.
Постановлением от 18 декабря 2018 года N 4432 многоквартирный дом N 4 по ул. Марсовой в городе Хабаровске признан аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 1); управлению жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда Администрации поручено организовать работу по проведению реконструкции многоквартирного жилого дома, по отселению жильцов в жилые помещения маневренного фонда в срок до 2025 года (пункт 3); управлению жилищного фонда и приватизации жилья Администрации поручено в срок до 2025 года заключить с гражданами, подлежащими отселению, договоры найма жилых помещений маневренного фонда на период до завершения проведения реконструкции многоквартирного дома (пункт 4).
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации; в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания (часть 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При проведении капитального ремонта или реконструкции дома, если такой ремонт или реконструкция не могут быть проведены без выселения нанимателя, наймодатель обязан предоставить нанимателю и членам его семьи на время проведения капитального ремонта или реконструкции другое жилое помещение без расторжения договора социального найма жилого помещения, находящегося в указанном доме. На время проведения капитального ремонта или реконструкции по договору найма предоставляется жилое помещение маневренного фонда. В случае отказа нанимателя и членов его семьи от переселения в это жилое помещение наймодатель может потребовать переселения в судебном порядке. Переселение нанимателя и членов его семьи в жилое помещение маневренного фонда и обратно осуществляется за счёт наймодателя (часть 1 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Основания и порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания определены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (далее - Положение).
Пункт 7 Положения предусматривает, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям. Решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
Согласно пункту 49 Положения на основании полученного заключения комиссии соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издаёт распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Из приведённых положений указанных правовых норм следует, что определение срока реконструкции многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим реконструкции, а также срока отселения из него физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Принимая решение об удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, указал в решении, что имеющиеся в материалах дела доказательства объективно подтверждают нахождение многоквартирного дома в техническом состоянии, создающем реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью проживающих в нём граждан, а также их имуществу. В связи с этим, установленный Администрацией срок для отселения жильцов из многоквартирного дома N 4 по ул. Марсовой в г. Хабаровске (до 2025 года) признан судами первой и апелляционной инстанций несоответствующим интересам неопределённого круга лиц и влекущим нарушение прав граждан на безопасное проживание и права на жилище, на Администрацию возложена обязанность установить разумный срок отселения физических и юридических лиц, не превышающий двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций, положенные в основу обжалуемых решения и апелляционного определения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции признаёт верными, основанными на правильном применении норм материального права и надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств, осуществлённой по правилам статьи 84 КАС РФ.
Вопреки доводам кассационной жалобы, несмотря на то, что действующее жилищное законодательство не устанавливает конкретные сроки, в течение которых осуществляется отселение жильцов дома, признанного аварийным и подлежащим реконструкции, такие сроки должны отвечать требованиям разумности.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года, утверждён постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2009 года и Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждён Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года) определение срока отселения физических и юридических лиц из аварийного многоквартирного дома является компетенцией органа местного самоуправления.
Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном доме, других благоустроенных жилых помещений, направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
Вместе с тем, если при рассмотрении жалоб на решения органов местного самоуправления в части определения сроков расселения многоквартирных жилых домов, судами будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Применительно к обстоятельствам, установленным в ходе рассмотрения настоящего административного дела, выводы судов о том, что определённый Администрацией срок для отселения жильцов многоквартирного дома (до 2025 года) является неразумным и нарушает права неопределённого круга лиц, связанные с обеспечением безопасности и права на жилище, судебной коллегией суда кассационной инстанции признаются правильными.
Соответствующий вывод основывается на имеющихся в материалах дела экспертном заключении Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае" от 13 июля 2018 года N 02.1/1641 о несоответствии многоквартирного дома требованиям СанПин 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утверждённого постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года N 64; отчёте по результатам обследования технического состояния жилого дома N 4 по ул. Марсовой в городе Хабаровске, выполненном индивидуальным предпринимателем Третьяковым Р.А. в 2018 году; отчёте Хабаровского краевого отделения Всероссийского добровольного пожарного общества по результатам обследования и оценки степени огнестойкости жилого дома, квартир в жилом доме N 50 "Ж" по ул. Марсовой в г. Хабаровске, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, проведённых в 2018 году, согласно которым техническое состояние многоквартирного дома N 4 по ул. Марсовой в городе Хабаровске представляет угрозу жизни и здоровью граждан, причинения ущерба их имуществу.
Ссылки Администрации в кассационной жалобе на пропуск прокурором трёхмесячного срока обращения с административным исковым заявлением в суд следует признать несостоятельными.
Действительно, по общему правилу (часть 1 статьи 219 КАС РФ) административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Однако в период до 2025 года, то есть в течение всего срока, установленного Постановлением от 18 декабря 2018 года N 4432 для отселения жильцов многоквартирного дома, прокурор был вправе поставить вопрос о его неразумности в той мере, в которой истекший после принятия обжалуемого постановления и до обращения прокурора в суд с административным иском период (в данном случае период с декабря 2018 года по июнь 2020 года) стал являться чрезмерно длительным, нарушающим права и законные интересы граждан.
Иные доводы кассационной жалобы о том, что Постановление от 18 декабря 2018 года N 4432 не противоречит действующему законодательству; что суды нарушили компетенцию органа местного самоуправления по установлению предельного срока расселения жильцов аварийного многоквартирного дома; что обжалуемое постановление прав и законных интересов неопределённого круга лиц не нарушает; что осуществить переселение граждан из многоквартирного дома в установленные судом сроки не представляется возможным, - по существу направлены на переоценку доказательств и установленных судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, а также основаны на неверном толковании норм материального права.
Вместе с тем положениями КАС РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия по иной оценке установленных судами фактических обстоятельств дела и представленных участвующими в деле лицами доказательств.
Таким образом, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что, разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, дали им надлежащую правовую оценку.
Выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильной оценке доказательств и верном применении норм материального и процессуального права. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения суда первой инстанции и апелляционного определения, по делу не установлены.
Исходя из разъяснений, приведённых в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", в кассационном определении должен разрешаться вопрос об отмене приостановления исполнения судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 5 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 13 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Хабаровска - без удовлетворения.
Приостановление исполнения вступившего в законную силу решения Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 5 августа 2020 года отменить.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.