Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального района "Вилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 5 апреля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Алексеев И.Н, Иннокентьева И.М, Михайлов А.П, которым поручено ведение административного дела в интересах группы лиц, к администрации муниципального района "Вилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) о признании действий незаконными.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Вилюйского районного суда Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 2020 года отказано в удовлетворении административного искового заявления Алексеева И.Н, Иннокентьевой Н.М, Михайлова А.П, которым поручено ведение административного дела в интересах группы лиц, к администрации муниципального района "Вилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) (далее - Администрация) о признании незаконными действий Администрации по проведению публичных слушаний по вопросу оценки воздействия на окружающую среду по объекту "Строительство полигона комплексной обработки твёрдых коммунальных отходов в г. Вилюйске", о признании недействительными протокола публичных слушаний от 4 ноября 2020 года и заключения по результатам слушаний от 5 ноября 2020 года, а также о признании публичных слушаний несостоявшимися.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 5 апреля 2021 года решение Вилюйского районного суда Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 2020 года отменено. По делу принято новое решение, которым административный иск Алексеева И.Н, Иннокентьевой Н.М, Михайлова А.П. удовлетворён: признаны незаконными действия Администрации по проведению публичных слушаний по оценке воздействия на окружающую среду по проекту "Строительство полигона комплексной обработки твёрдых коммунальных отходов в г. Вилюйске"; признаны недействительными протокол публичных слушаний по оценке воздействия на окружающую среду по проекту "Строительство полигона комплексной обработки твёрдых коммунальных отходов в г. Вилюйске" от 4 ноября 2020 года и заключение по результатам публичных слушаний от 5 ноября 2020 года; публичные слушания по оценке воздействия на окружающую среду по указанному проекту признаны несостоявшимися.
28 мая 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Администрации, поданная 20 мая 2021 года через Вилюйский районный суд Республики Саха (Якутия), в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения по мотиву его незаконности и необоснованности, а также об оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 5 апреля 2021 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания частей 1, 2 и 3 статьи 42 КАС РФ следует, граждане, являющиеся участниками административных или иных публичных правоотношений, вправе обратиться с коллективным административным исковым заявлением в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц. Коллективным считается административный иск, к требованиям которого присоединилось не менее двадцати лиц. В коллективном административном исковом заявлении должно быть указано лицо или несколько лиц, которым поручено ведение соответствующего административного дела в интересах группы лиц (такие лицо или лица действуют без доверенности, пользуются правами и несут процессуальные обязанности административных истцов).
Как установлено судами, а также следует из материалов настоящего административного дела, распоряжением главы муниципального района "Вилюйский улус (район)" Винокурова С.Н. от 16 сентября 2020 года N 897 на 4 ноября 2020 года в 15 часов 00 минут назначены публичные слушания по вопросу оценки воздействия на окружающую среду по проекту "Строительство полигона комплексной обработки твёрдых коммунальных отходов в г. Вилюйске", проведение которых инициировалось Администрацией и организовывалось в форме видеоконференц-связи на основе платформы "ZOOM". В распоряжении была приведена ссылка на электронный адрес страницы платформы "ZOOM" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на номер идентификатора конференции и код доступа, а также указывалось, что материалы оценки воздействия планируемого к строительству полигона на окружающую среду доступны до 3 ноября 2020 на официальном сайте Администрации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://mr-viljuiskij.sakha.gov.ru).
Информация о проведении указанных публичных слушаний 16 сентября 2020 года была размещена на официальном сайте Администрации, а 24, 25 сентября и 2 октября 2020 года опубликована соответственно в печатных изданиях "Российская газета", "Якутия", "Олох суола".
Согласно протоколу публичных слушаний от 4 ноября 2020 года в них приняло участие 58 человек, по результатам обсуждения проект "Строительство полигона комплексной обработки твёрдых коммунальных отходов в г. Вилюйске" получил положительную оценку.
Заключением по результатам проведённых публичных слушаний от 5 ноября 2020 года, утверждённым председателем организационного комитета по подготовке публичных слушаний н основании распоряжения Администрации от 16 сентября 2020 года N 897 Саввиновым Н.В, публичные слушания признаны состоявшимися, а их результаты - достаточными для организации работы по получению государственной экспертизы проекта.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, в том числе посредством его размещения на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 4 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Частью 2 статьи 25 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ) предусмотрено, что общественные (публичные) слушания проводятся по вопросам государственного и муниципального управления в сферах охраны окружающей среды, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в других сферах в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Из содержания частей 3, 4, 5 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ следует, что общественные (публичные) слушания проводятся в помещении, пригодном для размещения в нём представителей различных групп населения, права и законные интересы которых затрагивают вопросы, вынесенные на общественные (публичные) слушания; организатор слушаний не вправе ограничить доступ в помещение заинтересованных лиц или их представителей; общественные (публичные) слушания проводятся публично и открыто; участники общественных (публичных) слушаний вправе свободно высказывать свое мнение и вносить предложения и замечания по вопросу, вынесенному на общественные (публичные) слушания; организатор общественных (публичных) слушаний должен обеспечить всем их участникам свободный доступ к имеющимся в его распоряжении материалам, касающимся вопроса, вынесенного на общественные (публичные) слушания.
По результатам общественных (публичных) слушаний их организатор составляет итоговый документ (протокол), содержащий обобщенную информацию о ходе общественных (публичных) слушаний, в том числе о мнениях их участников, поступивших предложениях и заявлениях, об одобренных большинством участников слушаний рекомендациях (часть 6 статьи 25 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 1 Порядка организации и проведения публичных слушаний в муниципальном районе "Вилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия), утверждённого решением районного Совета депутатов муниципального района "Вилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) от 19 июня 2018 года N 567 (далее - Порядок), публичные слушания проводятся посредством принятия предложений и замечаний (в письменном, электронном виде) жителей муниципального района к проекту муниципального правового акта, вынесенного на слушания, и (или) проведения собрания либо нескольких собраний с участием жителей муниципального района для обсуждения проекта муниципального правового акта, вынесенного на слушания.
Каждый участник слушаний имеет право, предварительно записавшись, выступить на публичных слушаниях для высказывания своего отношения к проекту муниципального правового акта, вынесенного на слушания, и вынесения предложений и замечаний к указанному проекту (часть 3 статьи 10 Порядка).
Обращаясь в Вилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) с коллективным административным исковым заявлением, 27 граждан, обжалуя действия Администрации и обосновывая наличие нарушения своих прав, указывали, что проведение публичных слушаний посредством видеоконференц-связи на основе платформы "ZOOM" не предусмотрено положениями действующего законодательства, технические возможности указанной платформы являются ограниченными и не позволяют устанавливать связь более чем со 100 участниками. Кроме того, для участия в видеоконференц-связи необходимы электронные устройства, соответствующее программное обеспечение и возможность высокоскоростного доступа в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", что само по себе ограничивает число участников таких публичных слушаний.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд первой инстанции указал в решении, что проект по строительству полигона твёрдых коммунальных отходов находился в разработке длительное время (с 2019 года), соответствующая информация доводилась до сведения жителей Вилюйского района, которые могли предоставить свои письменные замечания по проекту в Администрацию до 3 ноября 2020 года. Что касается последующих письменных обращений граждан в органы местного самоуправления и органы государственной власти Республики Саха (Якутия), а также публичных мероприятий в форме пикетирования, на которых выражался протест жителей против строительства полигона, то по данным вопросам проводились совещания с представителями органов государственной власти Республики Саха (Якутия). Публичные слушания являются способом информирования населения и не порождают для административных истцов каких-либо прав и обязанностей. Составленный протокол публичных слушаний и заключение отражают порядок проведения и итоги публичных слушаний, оснований для признания их недействительными не имеется.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, в том числе заслушав показания свидетеля, проанализировав положения статьи 25 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ, статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ и Порядка, установив, что в организованных посредством видеоконференц-связи публичных слушаниях мог принять участие ограниченный круг лиц, следовательно, реализованная органом местного самоуправления форма их проведения не дала возможность высказать своё мнение относительно проекта строительства полигона комплексной обработки твёрдых коммунальных отходов всем заинтересованным гражданам, пришёл к обоснованному выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции и об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Изложенную позицию суда апелляционной инстанции судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции признаёт верной, основанной на правильном применении норм материального права, на надлежаще установленных обстоятельствах, имеющих значение для дела, и на правильной оценке имеющихся в деле доказательств.
Вопреки доводам кассационной жалобы, указанный вывод судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) также согласуется с правовыми позициями, приведёнными Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 15 июля 2010 года N 931-О-О, в соответствии с которыми публичные слушания должны предоставлять каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определённым организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Публичные слушания призваны обеспечить каждому заинтересованному лицу возможность выразить свою позицию в отношении предполагаемых решений, гласность при их подготовке и принятии, а также учёт мнения участников публичных слушаний, в том числе путём предоставления гражданам реальной возможности довести до сведения уполномоченного органа свое мнение по соответствующему вопросу.
Ссылки в кассационной жалобе на то, что нормы Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ не применимы к рассматриваемым правоотношениям, основаны на неправильном понимании закона. Положения статьи 25 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ и статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ необходимо рассматривать во взаимосвязи как единый механизм, определяющий порядок организации и проведения публичных слушаний по вопросам, касающимся, в том числе, охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления (статья 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Иные доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку собранных по административному делу доказательств и на установление новых обстоятельств по делу, однако эти доводы не опровергают верных выводов суда апелляционной инстанции. В свою очередь, несогласие административного ответчика с оценкой доказательств, которую дал суд, равно как и несогласие с положениями действующего законодательства, не может повлечь отмену либо изменение правильного по существу судебного акта.
Таким образом, выводы суда апелляционной инстанции, изложенные в обжалуемом апелляционном определении, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильной оценке доказательств и верном применении норм материального и процессуального права. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену обжалуемого судебного акта, по делу не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 5 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального района "Вилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.