Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Знаменщикова Р.В, судей Никитиной Г.Н. и Роженцевой Ю.В.
при секретаре Таран И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика администрации города Рубцовска на решение Алтайского краевого суда от 29 апреля 2021 года
по административному делу N 3а-805/2021 по административному исковому заявлению Добрицкой О.Ю. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Заслушав доклад судьи Знаменщикова Р.В, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Добрицкая О.Ю. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации города Рубцовска и комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации города Рубцовска о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 300 000 рублей и взыскании судебных расходов в размере 300 рублей.
В обоснование административных исковых требований указала, что решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 15 июня 2017 года на администрацию города Рубцовска возложена обязанность по проведению работ по ремонту жилого дома N по "адрес". На основании исполнительного листа судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов города Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов 16 августа 2018 года возбуждено исполнительное производство N. Между тем, до настоящего времени указанный судебный акт не исполнен в полном объеме. В этой связи административный истец полагала, что общая продолжительность исполнения решения суда, составляющая три года шесть месяцев, превышает разумный срок, нарушает ее права и свидетельствует о наличии оснований для присуждения соответствующей компенсации.
Решением Алтайского краевого суда от 29 апреля 2021 года административные исковые требования удовлетворены частично, с муниципального образования городской округ - город Рубцовск Алтайского края в лице комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации города Рубцовска за счет средств муниципального образования городской округ - город Рубцовск Алтайского края в пользу Добрицкой О.Ю. взыскана компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 25 000 рублей и судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе администрация города Рубцовска просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме, поскольку решение суда основано на неверном толковании юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для дела, а также судом неправильно применены нормы материального права. Указывает, что исполнить решение суда у административного ответчика нет возможности в связи со сложной финансово-экономической ситуацией, с низким уровнем доходов муниципального образования и большим количеством исполнительных производств. С учетом существующего механизма заключения контрактов для муниципальных нужд, объема предстоящих работ, исполнение решения суда в установленные сроки изначально было невозможным. Принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Обязанность исполнения судебных актов возлагается на финансовый орган муниципального образования лишь при неисполнении денежного обязательства, возникшего на основании решения суда о взыскании определенной денежной суммы за счет средств казны муниципального образования. Кроме того, судебный акт, предусматривающий обязанность администрации города Рубцовска по проведению работ по капитальному ремонту, не является судебным актом, неисполнение которого в разумные сроки по смыслу Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) предоставляет лицу право на подачу заявления о компенсации, так как он не предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Также полагает сумму взысканной компенсации чрезмерно завышенной.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть административное дело с апелляционной жалобой при указанной явке.
Исследовав материалы административного дела N 3а-805/2021, гражданского дела N, исполнительного производства N, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от N 68-ФЗ граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
На основании части 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
При рассмотрении административного дела судом первой инстанции установлено, что решением Рубцовского городского суда от 15 июня 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 04 октября 2017 года, исковые требования Добрицкой О.Ю. удовлетворены частично. На администрацию города Рубцовска Алтайского края возложена обязанность произвести работы по капитальному ремонту системы отопления, системы канализации, системы электроснабжения и системы холодного водоснабжения многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес" за счет собственных средств в срок до 01 июля 2018 года.
На основании предъявленного исполнительного листа серии N постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов города Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов от 16 августа 2018 года возбуждено исполнительное производство N в отношении названного выше должника, поскольку судебное решение не было исполнено в добровольном порядке.
На момент обращения Добрицкой О.Ю. в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением исполнительное производство не было окончено и осуществлялось более двух с половиной лет.
В связи с этим судом при рассмотрении административного дела по существу сделан обоснованный вывод о том, что административным истцом соблюден срок обращения с административным иском в суд, предусмотренный частью 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и последняя имеет право на обращение в суд за присуждением компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Указание в апелляционной жалобе на то, что решение Рубцовского городского суда, возлагающее на администрацию города Рубцовска обязанность по проведению работ по капитальному ремонту, не является судебным актом, неисполнение которого в разумные сроки по смыслу Федерального закона N 68-ФЗ предоставляет лицу право на подачу заявления о компенсации, так как он не предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, противоречит содержанию части 1 статьи 1 Федерального закона от N 68-ФЗ, где закреплено право на обращение в суд с заявлением о присуждении компенсации граждан Российской Федерации, являющихся в судебном процессе сторонами, взыскателей при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера.
Исходя из положений пункта 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", общая продолжительность производства по исполнению судебного акта включает в себя период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 3.1 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 428 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4 и пункт 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В данном случае из представленных по административному делу доказательств следует, что исполнительный лист предъявлен административным истцом 15 августа 2018 года, однако, судебное решение до настоящего времени не исполнено. Следовательно, со дня предъявления исполнительного документа к исполнению (15 августа 2018 года) до дня поступления заявления о компенсации в суд, уполномоченный его рассматривать, (09 апреля 2021 года) продолжительность исполнения решения Рубцовского городского суда составила два года семь месяцев двадцать пять дней; общий срок исполнения решения суда с момента вступления решения суда в законную силу (04 октября 2017 года) - три года шесть месяцев пять дней.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 1 Федерального закона N 68-ФЗ компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации (далее - заявитель), за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы).
Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
При рассмотрении административного дела судом первой инстанции не установлено, что неисполнение судебного акта в предусмотренный для этого срок произошло по причине совершения каких-либо действий либо в силу бездействия взыскателя Добрицкой О.Ю.
Также, оценивая имеющие юридическое значение обстоятельства, связанные с достаточностью и эффективностью принимаемых мер к исполнению судебного акта, суд обоснованно констатировал, что со стороны службы судебных приставов принимались достаточные меры к принудительному исполнению решения Рубцовского городского суда от 15 июня 2017 года. Так, судебным приставом-исполнителем 14 сентября 2018 года было вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, который был уменьшен решением Центрального районного суда города Барнаула от 26 ноября 2018 года до 37 500 рублей, последнему устанавливались новые сроки для исполнения требований исполнительного документа, руководитель администрации города Рубцовска неоднократно предупреждался об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации, совершались иные исполнительские действия. Постановлением от 12 февраля 2019 года администрация города Рубцовска признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем 11 июня 2019 года вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. После этого должник трижды привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов гражданского дела N следует, что и со стороны суда не допущено каких-либо деяний, связанных с несвоевременностью исполнения его решения. Вступивший в законную силу судебный акт в резолютивной части не содержит описок и неясностей.
Судом первой инстанции в соответствии с положениями статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дана оценка мер, принимаемых органами и должностными лицами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, в том числе доводам администрации города Рубцовска о значительном объеме исполнительных документов за счет средств местного бюджета, недостаточности финансирования, сложности механизма заключения контрактов для муниципальных нужд, объему предстоящих работ, и обоснованно указано на то, что данные обстоятельства в рамках рассматриваемого спора не имеют правового значения, поскольку государство обязано таким образом организовать систему исполнения судебных актов, возлагающих на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, чтобы обеспечить координацию между различными государственными органами с целью реального и своевременного исполнения решений суда, вступивших в законную силу. Судом верно указано на то, срок исполнения решения нельзя признать соответствующим критерию разумности, что свидетельствует о наличии оснований для присуждения компенсации.
Материалы исполнительного производства содержат сведения о том, что для исполнения решения суда по проведению капитального ремонта в многоквартирных домах разработана муниципальная программа "Капитальный ремонт многоквартирных домов во исполнение судебных решений в городе Рубцовске на 2019-2024 годы", согласно которой капитальный ремонт спорного многоквартирного дома был запланирован на 2021 год.
Вместе с тем, утверждение муниципальной программы и включение в нее работ по капитальному ремонту жилого дома административного истца, не свидетельствуют об отсутствии оснований для присуждения компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, так как исполнение решения должно быть осуществлено в установленный срок, который был определен решением Рубцовского городского суда от 15 июня 2017 года - до 01 июля 2018 года.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции, изучив и оценив все представленные доказательства в их совокупности, учитывая обстоятельства административного дела, продолжительность исполнения указанного выше решения, предмет его исполнения, связанный с проведением капитального ремонта объекта, являющегося жилым, значимость последствий для взыскателя, а также то обстоятельство, что администрация города Рубцовска является бюджетным учреждением, у которого объем исполнения обязательств по решениям судов связан с объемом выделенных на соответствующие цели средств, пришел к верному выводу о том, что право Добрицкой О.Ю. на исполнение судебного акта в разумные сроки нарушено, в связи с чем, руководствуясь вышеприведенными положениями Федерального закона N 68-ФЗ, постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", правовыми позициями Европейского Суда по правам человека, принял решение о частичном удовлетворении заявленных требований, обоснованно определив размер компенсации равной 25 000 рублей.
Довод апелляционной жалобы о том, что принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы, а на финансовый орган муниципального образования обязанность исполнения судебных актов возлагается лишь при неисполнении денежного обязательства, возникшего на основании решения суда о взыскании определенной денежной суммы за счет средств казны муниципального образования, является несостоятельными, поскольку решением Рубцовского городского суда от 15 июня 2017 года обязанность по проведению соответствующих работ по капитальному ремонту возложена на администрацию города Рубцовска, которая подлежит исполнению за счет средств городского бюджета.
В силу пункта 3 части 2 статьи 5 Федерального закона N 68-ФЗ, исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовыми органами являются Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).
На основании пункта 3.36 Положения о комитете по финансам, налоговой и кредитной политике администрации города Рубцовска Алтайского края, утвержденного решением Рубцовского городского Совета депутатов от 15 сентября 2011 года N 656, комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации города Рубцовска осуществляет исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета города в порядке, установленном действующим законодательством.
С учетом изложенного, поскольку судебный акт подлежит исполнению муниципальным образованием в лице уполномоченных органов, компенсация обоснованно взыскана с комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации города Рубцовска за счет средств местного бюджета.
Исходя из положений статьей 103 и 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает верным вывод суда о праве административного истца на возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию административного ответчика с решением суда, направлены на переоценку собранных по административному делу доказательств, не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность обжалуемого решения, поэтому не могут служить основанием для его отмены или изменения. Нарушений норм процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, не допущено.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Алтайского краевого суда от 29 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика администрации города Рубцовска - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба через Алтайский краевой суд в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 20 августа 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.