Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ягубкиной О.В.
судей
Козловой Н.И.
Селезневой Е.Н.
при секретаре
Мелоян Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 8 июля 2021 года гражданское дело N2-64/2021 по апелляционным жалобам Гришиной С. Л, Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Московском районе Санкт-Петербурга на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 10 февраля 2021 года по иску Гришиной С. Л. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Московском районе Санкт-Петербурга о включении в страховой стаж периода учебы и перерасчете пенсии.
Заслушав доклад судьи Ягубкиной О.В, выслушав объяснения истца Гришиной С.Л. и ее представителя - Руденко С.В, поддерживающих доводы своей апелляционной жалобы в полном объеме, объяснения представителя ответчика - Яковлева Ю.С, поддерживающего доводы своей апелляционной жалобы в полном объеме, Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Гришина С.Л. обратилась в Московский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе Санкт-Петербурга (далее по тексту - УПФР в Московском районе Санкт-Петербурга), в котором просила обязать УПФР в Московском районе Санкт-Петербурга включить в ее страховой стаж период работы до 01 января 1991 года, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, с 01 октября 1981 года по 30 июля 1982 года как стаж работы в Леноблпотребсоюзе, входящего в систему Роспотребсоюза (Центросоюза); обязать УПФР в Московском районе Санкт-Петербурга произвести перерасчет страховой пенсии по старости с 01 февраля 2017 года; признать решение УПФР Московского района от 26 марта 2018 года N05-29/10232 незаконным; взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей и расходы за совершенные нотариальные действия по оформлению доверенности на представителя в сумме 1470 рублей.
В обоснование заявленных исковых требований истец указала, что с 01 февраля 2017 года она является получателем пенсии по старости; по ее повторному обращению за перерасчетом пенсии ответчиком принято решение N... от 26 марта 2018 года, которым ей отказано в перерасчёте страховой пенсии по старости по пункту 1 части 2 статьи 18 ФЗ N 400-ФЗ ввиду отсутствия увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01 января 2015 года по представленным истцом документам, с чем Гришина С.Л. не согласна, полагает свои права нарушенными и подлежащими восстановлению в объеме заявленных исковых требований.
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 10 февраля 2021 года исковые требования Гришиной С.Л. частично удовлетворены: суд обязал УПФР в Московском районе Санкт-Петербурга включить Гришиной С.Л. в трудовой стаж период работы с 01 октября 1981 года по 30 июля 1982 года, как стаж работы в Леноблпотребсоюзе, входящего в систему Роспотребсоюза (Центросоюза); решение УПФР Московского района Санкт-Петербурга от 26 марта 2018 года N... признано незаконным; суд обязал УПФР в Московском районе Санкт-Петербурга произвести Гришиной С.Л. перерасчет страховой пенсии по старости с 01 февраля 2017 года (даты подачи заявления о ее назначении); с УПФР в Московском районе Санкт-Петербурга в пользу Гришиной С.Л. взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.
Не согласившись с постановленным решением, ответчик подал апелляционную жалобу, по доводам которой просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, в удовлетворении требований Гришиной С.Л. отказать в полном объеме.
В апелляционной жалобе истец Гришина С.Л. выражает несогласие с решением суда в части отказа в удовлетворении требований о взыскании с ответчика расходов за совершение нотариальных действий в размере 1470 рублей, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции в данной части норм материального и процессуального права, просила в названной части принять новое решение, которым удовлетворить заявленное требование.
Также истцом поданы возражения на апелляционную жалобу ответчика, по доводам которых она просит апелляционную жалобу пенсионного органа оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на апелляционную жалобу, проверив в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционных жалоб, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу положений статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы УПФР в Московском районе Санкт-Петербурга, изученным материалам дела имеются.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции, руководствуясь нормами права, регулирующими спорные правоотношения, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что не смотря на то, что из трудовой книжки истца не следует, что в спорный период она состояла в трудовых отношениях с Вартемягским торговым объединением, истцом представлены доказательства о сохранении за ней места работы во Всеволожском РАЙПО Вартемягского торгового объединения, входившего в Леноблпотребсоюз в период учебы в Шахтинской инструкторско-ревизорской школе, так как истцу выплачивалась заработная плата и на время учебы работодатель оставался неизменным, в связи с чем суд пришел к выводу о том, что оснований для отказа во включении данного периода в страховой стаж истца у ответчика не имелось.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции не может согласиться по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности. Пенсии по старости, за выслугу лет и другие пенсии, назначаемые в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной, заработаны, заслужены предшествующим трудом, службой, выполнением определенных, значимых для общества обязанностей. Этим предопределяются содержание и характер обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на получение таких пенсий.
Как следует из материалов дела, с 01 февраля 2017 года Гришиной С.Л. назначена страховая пенсия по старости на общих основаниях.
Расчетный размер страховой пенсии Гришиной С.Л. определен пенсионным органом согласно пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", как по наиболее выгодному для истца варианту.
17 февраля 2017 года истцом были получены сведения о состоянии индивидуального лицевого счета страхового лица, откуда она узнала, что при назначении пенсии ей не был включен в страховой стаж для расчета пенсии период обучения в Инструкторско-ревизорской школе с 01 октября 1981 года по 30 июля 1982 года.
02 марта 2017 года истец подала заявление в пенсионный орган о перерасчете пенсии, в ответ на которое УПФР в Московском районе Санкт-Петербурга сообщило за N... от 30 марта 2017 года, что страховая пенсия истца рассчитана и выплачивается правильно в соответствии с действующим законодательством.
02 июня 2017 года истец подала повторное заявление о перерасчете пенсии с приложением документов, подтверждающих периоды работы истца в Инструкторско-ревизорской школе: справки о заработной плате за 1981 и 1982 годы, справки о правопреемниках Инструкторско-ревизорской школы от 21 марта 2017 года.
В ответ на вышеуказанное заявление Гришиной С.Л. УПФР в Московском районе Санкт-Петербурга сообщило за N... от 29 июня 2017 года, что период обучения истца в Шахтинской инструкторско-ревизорской школе с 01 октября 1981 года по 30 июля 1982 года не может быть включен в страховой стаж ввиду отсутствия в спорный период нахождения истца в трудовых отношениях с организацией с сохранением заработной платы.
20 марта 2018 года Гришиной С.Л. в пенсионный орган подана жалоба и предоставлены дополнительные документы, подтверждающие необходимость включения в страховой стаж истца периода учебы в Инструкторско-ревизорской школе, однако решением УПФР Московского района Санкт-Петербурга от 26 марта 2018 года N... Гришиной С.Л. отказано в перерасчете пенсии в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 18 ФЗ N 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30, исчисляя трудовую пенсию, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, в целях сохранения ранее приобретенных прав на пенсию производят оценку пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
При рассмотрении требований, связанных с оценкой органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, пенсионных прав граждан по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, судам необходимо руководствоваться правилами, изложенными в статье 30 Федерального закона N 173-ФЗ, имея в виду следующее: расчетный размер трудовой пенсии в силу пункта 2 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ определяется по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 названной статьи; в случае выбора гражданином исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ необходимо иметь в виду, что под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются периоды, перечисленные в названном выше пункте.
При этом территориальные органы ПФР обязаны осуществлять выбор наиболее выгодного для пенсионера порядка определения размера индивидуального пенсионного коэффициента.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии определяется по следующей формуле:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20;
из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0, 55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0, 20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1, 2.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются:
- периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;
- периоды творческой деятельности членов творческих союзов - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;
- служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;
- периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;
- период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
- периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.
В страховой стаж Гришиной С.Л. включены следующие периоды работы:
- с 06 августа 1981 года по 18 сентября 1981 года (1 месяц 13 дней);
- с 20 августа 1982 года по 28 июля 1983 года (11 месяцев 09 дней);
- с 25 августа 1983 года по 19 сентября 1983 года (25 дней);
- с 20 сентября 1983 года по 28 июля 1987 года (03 года 10 месяцев 09 дней);
- 29 июля 1987 года по 01 августа 1990 года (03 года 00 месяцев 03 дня);
- с 02 февраля 1990 года по 29 июня 1994 года (03 года 10 месяцев 28 дней);
- с 04 июля 1994 года по 30 апреля 1996 года (01 год 09 месяцев 27 дней);
- с 05 мая 1996 года по 15 июля 1996 года (02 месяца 11 дней);
- с 21 октября 1996 года по 31 декабря 1997года (01 год 02 месяца 11 дней);
- с 01 января 1998 года по 28 июня 2000 года (02 года 05 месяцев 28 дней);
- с 03 июля 2000 года по 14 сентября 2001 года (01 год 02 месяца 12 дней);
- с 17 сентября 2001 года по 16 сентября 2002 года (01 год);
- с 03 октября 2002 года по 31 декабря 2002 года (02 месяца 29 дней);
- с 02 января 2003 года по 14 мая 2004 года (01 год 04 месяца 13 дней);
- с 17 мая 2004 года по 09 февраля 2006 года (01 год 08 месяцев 23 дня);
- с 26 февраля 2006 года по 30 сентября 2016 года (10 лет 07 месяцев 05 дней).
Для расчета размера пенсии истца ответчиком учтены сведения о заработной плате истца за период с 01 января 2000 года по 31 декабря 2001 года по сведениям индивидуально инфицированного учета. Отношение заработка застрахованного лица за указанный период к заработной плате по стране за этот же период составляет 2, 626; учтено 1.2.
Таким образом, страховая часть трудовой пенсии Гришиной С.Л. по состоянию на 01 января 2002 года составляет 0, 55 (стажевый коэффициент за требуемые 20 лет общего стажа) х 1, 2 (отношение заработков) х 1671 (расчетная заработная плата в стране за 3 квартал 2001) - 450, 00 (базовая часть пенсии на 01 января 2002 года) : 240 (количество месяцев требуемого общего стажа) х 229, 366 (количество месяцев имеющегося общего стажа) = 623 рубля 93 копейки. Расчетный пенсионный капитал (623, 93 х 228 (ожидаемый период выплаты пенсии) - 142257, 11.
Согласно сведениям индивидуального (персонифицированного) учета начисленные страховые взносы, подлежащие учету в расчетный пенсионный капитал за период с 01 января 2002 года по 31 декабря 2014 года составляют 1080399 рублей 45 копеек.
По состоянию на 31 декабря 2014 года страховая часть трудовой пенсии составляет 623, 93 х 5, 61481656 (совокупный коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала на 31 декабря 2014 года) + 4738, 59 (1080399, 45 (начисленные страховые взносы) : 228 (ожидаемый период выплаты пенсии)) = 8241, 85.
Сумма валоризации с учетом стажа работы до 1 января 1991 года - 08 лет 04 месяца 29 дней из пенсионного капитала на 01 января 2002 года - 142257, 11 (пенсионный капитал) х 5, 61481656 (совокупный коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала на дату назначения пенсии) х 0, 18 (стажевый коэффициент валоризации) : 228 (ожидаемый период выплаты пенсии на дату назначения) = 630, 59.
Индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды до 01 января 2015 года с учетом размера страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), исчисленной по состоянию на 31 декабря 2014 года составляет 8872, 44 (8241, 85 + 630, 59) : 64, 10 (стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 01 января 2015 года) = 138, 416.
Согласно сведениям индивидуального лицевого счета застрахованного лица индивидуальный пенсионный коэффициент после 01 января 2015 года составляет 15, 220.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента на дату вынесения решения (10 января 2017 года) по состоянию на дату назначения пенсии (01 февраля 2017 года) ? 153, 636 (138, 416 (ИПК за периоды до 2015 года) + 15, 220 (ИПК за периоды после 01 января 2015 года)).
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400 - ФЗ "О трудовых пенсиях" фиксированная выплата к страховой пенсии по старости на дату назначения составляет 4805 рублей 11 копеек.
Стоимость одного пенсионного коэффициента на дату назначения составляет 78, 28 и размер пенсии с 01 февраля 2017 года - 16831 рубль 74 копейки (фиксированная выплата ? 4805 рублей 11 копеек; страховая пенсия ? 12026 рублей 63 копейки (153, 636 (ИПК) х 78, 28 (стоимость одного пенсионного коэффициента)).
С 01 апреля 2017 года стоимость одного пенсионного коэффициента составляет 78, 58 и размер пенсии - 16877 рублей 83 копейки (фиксированная выплата ? 4805 рублей 11 копеек; страховая пенсия ? 12072 рубля 72 копейки (153, 636 (ИПК) х 78, 58 (стоимость одного пенсионного коэффициента)).
Согласно статье 7 Федерального закона от 29.12.2015 года N 385-ФЗ индексация (увеличение) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировка размера страховой пенсии с 01 февраля 2016 года не производится пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года N 167-ФЗ.
Таким образом, размер пенсии истца с 01 апреля 2017 года как работающему пенсионеру к выплате установлен без индексации и составляет 16831 рубль 74 копейки (фиксированная выплата - 4805 рублей 11 копеек; страховая пенсия - 12026 рублей 63 копейки).
На основании пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = ЗР x СК, где:
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет (за исключением лиц, указанных в абзацах седьмом - десятом настоящего пункта), составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20;
из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, составляет 0, 55 при продолжительности общего трудового стажа, равной продолжительности страхового стажа, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0, 20;
из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 10, 14, 15 и 17 пункта 1 статьи 27 и подпункте 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, составляет 0, 55 при продолжительности общего трудового стажа, равной продолжительности страхового стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, а также на 0, 01 за каждый полный год стажа на соответствующих видах работ, превышающего продолжительность стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, но не более чем на 0, 20 в общей сложности;
из числа лиц, указанных в подпунктах 12, 13, 16, 18, 19 - 21 пункта 1 статьи 27 и статье 27.1 настоящего Федерального закона, составляет 0, 55 при продолжительности стажа на соответствующих видах работ, равной продолжительности стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год стажа на соответствующих видах работ сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0, 20 в общей сложности; из числа лиц, указанных в подпункте 11 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, составляет 0, 75 при продолжительности стажа на соответствующих видах работ, равной продолжительности стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
В силу положений пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую, в частности, включаются периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучения в училищах, школах, на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывания в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре.
При этом содержащийся в пункте 3 указанной статьи Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" альтернативный порядок определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц не предполагает включение периодов подготовки к профессиональной деятельности, в том числе обучения в соответствующих образовательных учреждениях, в состав трудовой и иной общественно полезной деятельности, из суммарной продолжительности которых определяется общий трудовой стаж.
Период обучения, о включении которого в страховой стаж просит истец, мог быть учтен пенсионным органом при исчислении общего трудового стажа при назначении истцу пенсии с применением порядка назначения пенсии, урегулированного в пункте 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Ответчиком УПФР в Московском районе Санкт-Петербурга представлены сведения о том, что оснований для перерасчета размера пенсии истца не имеется, ввиду исчисления ее по наиболее выгодному для пенсионера варианту, в результате оценки пенсионных прав застрахованного лица в порядке, установленном пунктом 3 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", поскольку размер пенсии истца при учете спорных периодов учебы по пункту 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" составит 13538 рублей 34 копейки, что меньше, чем при подсчете пенсии по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - 16831 рубль 74 копейки.
Таким образом, вопреки доводам истца, из двух возможных вариантов наиболее выгодным для истца является вариант расчета страховой пенсии по старости в порядке, установленном пунктом 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при котором периоды обучения не включаются в продолжительность стажа в целях определения размера пенсии.
Между тем, исчисление размера пенсии по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приведет к его уменьшению по сравнению ранее установленным и повлечет нарушение пенсионных прав истца.
Учитывая изложенное, пенсионным органом было обоснованно отказано Гришиной С.Л. в перерасчете размера страховой пенсии за периоды до 01 января 2015 года по пункту 1 части 2 статьи 18 Федерального закона N 400-ФЗ в виду его невыгодности.
Доводы истца о необходимости включения в общий трудовой стаж спорного периода учебы со ссылкой на положения Постановления Правительства Российской Федерации от 04.03.2021 года N 322 "О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2014 года N 665", и иных норм законодательства, основаны на ошибочном толковании норма права, поскольку указанные нормы, вопреки утверждению истца, не могут быть применены в рассматриваемом споре, так как не регулируют вопросы определения размера (расчета) страховых пенсий, а касаются исключительно определения права на страховую пенсию, спор относительно которого между сторонами отсутствует.
Фактически истец желает включить в стаж работы спорный период, но при этом произвести расчет пенсии исходя из положений пункта 3 статьи 30 федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", что не предусмотрено законодательством и является недопустимым.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Поскольку решение суда отменено судебной коллегией в полном объеме, в удовлетворении основных требований Гришиной С.Л. отказано, то и оснований для взыскания с ответчика в пользу истца судебных расходов по оплате госпошлины, в том числе по оплате расходов за совершение нотариальных действий, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 10 февраля 2021 года отменить.
В удовлетворении исковых требований Гришиной С. Л. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Московском районе Санкт-Петербурга о включении в страховой стаж периодов учебы и перерасчете пенсии отказать.
Апелляционную жалобу Гришиной С. Л. оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.