Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Ивановой Ю.В, Есениной Т.В.
при секретаре
В.А.А.
рассмотрела в судебном заседании административное дело N2а-2028/2021 по апелляционной жалобе Федерального казённого учреждения Исправительная колония N 6 Управления ФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 10 февраля 2021 года по административному иску П.В.В. к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония N 6 Управления ФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о направлении на медицинское освидетельствование.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, выслушав объяснения представителя административного ответчика Федерального казенного учреждения Исправительная колония N 6 Управления ФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - Н.С.Е, возражения представителя административного истца П.В.В. - адвоката К.Э.М. (по ордеру), судебная коллегия
установила:
П.В.В. обратился в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просил возложить на ФКУ Исправительная колония N 6 Управления ФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Исправительная колония N 6), обязанность направить истца на медицинское освидетельствование.
В обоснование административного иска П.В.В. ссылался на то обстоятельство, что в период его содержания в исправительной колонии N 6 он обращался к руководству исправительной колонии N 6 с просьбой направить его на медицинское освидетельствование для получения медицинского заключения о наличии или, наоборот, отсутствии у него тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей, однако, административным ответчиком было отказано в направлении П.В.В. на медицинское освидетельствование с указанием на то, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2020 года N 77 основанием для направления осужденного на медицинское освидетельствование является исключительно наличие у него психического заболевания.
По мнению истца, руководство исправительной колонии N 6 необоснованно отказало ему в направлении на медицинское освидетельствование, поскольку Постановление Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2004 года N 54 возлагает на администрации исправительных учреждений ответчика такую обязанность, а отказ её исполнения нарушает конституционное право истца на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 10 февраля 2021 года, на Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 6" Управления ФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области возложена обязанность направить П.В.В, "дата" года рождения на медицинское освидетельствование.
В апелляционной жалобе представитель Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6" Управления ФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителей сторон, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
П.В.В. с "дата" содержится в ФКУ Исправительная колония N 6 Управления ФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
"дата" защитником П.В.В. - адвокатом К.Э.М. начальнику Исправительной колонии N 6 подано заявление, в котором К.Э.М. просил направить П.В.В. на медицинское освидетельствование в связи с наличием у последнего заболевания "... ", которые включены в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания (л.д. 55).
Письмом начальника филиала "Медицинской части N 6" ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России от "дата" К.Э.М. сообщено о том, что согласно Правилам направления на медицинское освидетельствование осужденных, ходатайствующих об освобождении (представляемых к освобождению) от отбывания наказания в связи с болезнью, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2020 года N 77, ходатайство законного представителя является основанием для направления осужденного на медицинское освидетельствование только в случае наличия у осуждённого психического заболевания (л.д. 54).
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции, пришёл к выводу о том, что у должностных лиц Исправительной колонии N 6 отсутствовали основания для отказа П.В.В. в направлении на медицинское освидетельствование, поскольку истцом вместе с заявлением было представлено заключение специалистов, содержащее выводы о наличии у него соответствующих заболеваний, не доверять которому у администрации учреждения не имелось оснований.
Данный вывод суда первой инстанции нельзя признать правильным.
Согласно части 1 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
В силу части 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Таким образом, в силу приведенных правовых норм осужденные при отбывании наказания не могут быть ограничены на получение медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Между тем, как усматривается из заявленного в адрес Исправительной колонии N 6 ходатайства, обращение П.В.В. было обусловлено не необходимостью получения медицинской помощи, но его намерением установить факт наличия у него заболеваний, препятствующих отбыванию наказания со ссылкой на Правила медицинского освидетельствования осужденных, ходатайствующих об освобождении (представляемых к освобождению) от отбывания наказания в связи с наступлением психического расстройства или иной тяжелой болезнью, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2004 года N 54.
В соответствии с частью 6 статьи 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденный, заболевший иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания в соответствии со статьей 81 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Ходатайство об освобождении от дальнейшего отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание. При невозможности самостоятельного обращения осужденного в суд представление об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью вносится в суд начальником учреждения или органа, исполняющего наказание. Одновременно с указанным ходатайством или представлением в суд направляются заключение медицинской комиссии или учреждения медико-социальной экспертизы и личное дело осужденного.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2009 года N 8 "О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания", по смыслу части 2 статьи 81 Уголовного кодекса Российской Федерации, при решении вопроса об освобождении лица от наказания определяющее значение имеет установление судом наличия у осужденного тяжелой болезни, препятствующей отбыванию им назначенного наказания. Рассматривая соответствующее ходатайство осужденного, суд оценивает медицинское заключение специальной медицинской комиссии или учреждения медико-социальной экспертизы с учетом Перечня заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2004 года N 54 "О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью", а также принимает во внимание иные обстоятельства, имеющие значение для разрешения ходатайства по существу.
По смыслу приведённых выше правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации медицинское освидетельствование в целях установления наличия у осужденного заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, проводится при рассмотрении судом вопроса об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 февраля 2020 года N 77 в Постановление Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2004 года N 54 внесены изменения, которые неправильно были истолкованы судом первой инстанции при принятии решения по данному административному делу.
В соответствии с пунктом 2 Правил медицинского освидетельствования осужденных, ходатайствующих об освобождении (представляемых к освобождению) от отбывания наказания в связи с наступлением психического расстройства или иной тяжелой болезнью (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03 февраля 2020 года N 77), медицинское освидетельствование осужденного проводится врачебной комиссией медицинской организации уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Для проведения консультаций по вопросам медицинского освидетельствования осужденного могут привлекаться врачи-специалисты из медицинских организаций государственной или муниципальной систем здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан.
Основаниями для направления осужденного на медицинское освидетельствование являются:
а) обращение осужденного, у которого наступило психическое расстройство, препятствующее отбыванию наказания, либо его законного представителя в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания, а также обращение осужденного, заболевшего иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания;
б) подготовка начальником учреждения или органа, исполняющего наказания, представления об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания в связи с наступлением психического расстройства или иной тяжелой болезнью.
Таким образом, направление осужденного на медицинское освидетельствование для установления наличия у него заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, возможно только с соблюдением установленного приведенными выше правовыми нормами порядка - обращение в суд с соответствующим ходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания наказания.
При изложенных выше обстоятельствах, а также учитывая то, что данных об обращении осужденного П.В.В. с ходатайством об освобождении от наказания в связи с болезнью в суд, не имеется, у должностных лиц Исправительной колонии N 6 отсутствовали основания для направления П.В.В. на медицинское освидетельствование.
Представленное истцом заключение специалистов Бюро экспертиз и консультаций N... от "дата" N.., само по себе не может служить достаточным основанием для направления П.В.В. на медицинское освидетельствование, поскольку основано на медицинской документации, созданной (оформленной) в "дата" в отсутствие непосредственного осмотра П.В.В. и проведения необходимых диагностических процедур и медицинских анализов.
Кроме того, сам отказ начальника филиала "Медицинской части N 6" ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России от "дата" направить истца на медицинское освидетельствование, в административном иске, рассмотренном судом первой инстанции по данному делу, не оспаривался.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.
Таких обстоятельств по делу не установлено.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, как постановленное при неправильном применении норм материального права и неправильном определении обстоятельств, имеющих значения для дела (пункты 1, 4 части 2 статьи 310 КАС Российской Федерации).
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 10 февраля 2021 года по административному делу N 2а-2028/2021, отменить.
В удовлетворении административного иска П.В.В. к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония N 6 Управления ФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об оспаривании отказа в направлении на медицинское обследование отказать.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.