30 декабря 2008 г.
Принят Постановлением Государственного Собрания - Эл Курултай
Республики Алтай от 29 апреля 2008 г. N 20-16
Председатель
Государственного Собрания -
Эл Курултай Республики Алтай |
И.И.Белеков |
Глава Республики Алтай,
Председатель Правительства
Республики Алтай |
А.В.Бердников |
г. Горно-Алтайск
14 мая 2008 года
N 43-РЗ
Законом Республики Алтай от 30 декабря 2008 г. N 128-РЗ в настоящую Программу внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
Республиканская целевая программа
"Развитие туризма и рекреации в Республике Алтай
на 2008-2010 годы"
(утв. Законом Республики Алтай "О республиканской целевой программе
"Развитие туризма и рекреации в Республике Алтай на 2008-2010 годы")
30 декабря 2008 г.
О туризме в Республике Алтай см. Закон Республики Алтай от 5 декабря 2008 г. N 121-РЗ
1. Паспорт
Наименование Программы |
Республиканская целевая программа "Развитие туризма и рекреации в Республике Алтай на 2008-2010 годы", (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" |
Государственный заказчик Программы |
Министерство туризма, предпринимательства и инвестиций Республики Алтай |
Основные разработчики Программы |
Министерство туризма и предпринимательства Республики Алтай |
Цели и задачи Программы |
Цели: развитие индустрии туризма и рекреации, как одного из приоритетных направлений развития Республики Алтай, обеспечивающего социально-экономическое развитие региона; рациональное использование, сохранение, восстановление и приумножение туристско-рекреационного потенциала. Задачи: создание благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Алтай, деятельность которых направлена на создание средств размещения туристов, соответствующих современным требованиям и стандартам, придерживающихся принципов рационального природопользования и способствующих эффективному использованию местного ресурсного потенциала; выделение рекреационных зон и центров с целью проведения активной инвестиционной политики; формирование кадрового потенциала, требующегося в туристско-рекреационной отрасли; повышение бюджетной эффективности отрасли; активное представление региона, как территории с благоприятной природной и культурно-исторической средой, комплексно удовлетворяющей спрос потребителей на туристско-рекреационные услуги |
Сроки и этапы реализации Программы |
Срок реализации Программы - 2008-2010 годы. Программа реализуется в один этап |
Основные мероприятия Программы |
Привлечение инвесторов из числа туристских организаций, формирующих материально-техническую базу туристской отрасли (предоставление государственных гарантий, субсидирование части процентной ставки по кредитам); финансирование научно-исследовательских работ, направленных на рациональное использование земельных ресурсов, природных и культурно-исторических объектов и разработку рекламно-информационной политики в сфере туризма; формирование и продвижение туристского продукта (изготовление полиграфической, аудиовизуальной продукции, участие в туристских выставках, реклама в сети Интернет); мероприятия по нормативному правовому обеспечению развития туристской отрасли |
Исполнители Программы |
Правительство Республики Алтай; Министерство туризма и предпринимательства Республики Алтай; Министерство финансов Республики Алтай; Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай; Комитет занятости населения Республики Алтай |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай составляет 63 410 тыс. рублей, в том числе: 2008 год - 5 380 тыс. рублей; 2009 год - 21 040 тыс. рублей; 2010 год - 36 990 тыс. рублей |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Контроль за целевым использованием финансовых средств осуществляет Министерство финансов Республики Алтай с участием Министерства туризма и предпринимательства Республики Алтай, Министерства экономического развития и инвестиций Республики Алтай |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Повышение эффективности использования инвестиционных ресурсов и бюджетных средств, направляемых на государственную поддержку туристской отрасли; улучшение ситуации в области охраны окружающей среды, а также сохранение и возрождение историко-культурного наследия региона; повышение эффективности государственного управления туристской отраслью; формирование привлекательного имиджа Республики Алтай на рынке туристских услуг и рост спроса на региональный туристский продукт; формирование кадрового потенциала туристских организаций и вовлечение местного населения в сферу туризма; упорядочение эксплуатации туристских маршрутов и тем самым регулирование природоохранной сферы, сферы конкуренции на рынке туристских услуг |
Предполагаемые участники Программы |
Организации, осуществляющие туристскую деятельность на территории Республики Алтай; образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования; научно-исследовательские учреждения и организации |
2. Общие положения
Программа направлена на создание социально-экономических и организационно-правовых условий для планомерного формирования современного, высокоэффективного и конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса.
Необходимость разработки Программы обусловлена изменениями, произошедшими и происходящими в отрасли и в регионе в целом, такими как: создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Республики Алтай; углубление специализации региона как туристско-рекреационной территории, формирующей предложения на национальном и мировом туристском рынке.
Одним из направлений социально-экономического развития Республики Алтай является создание развитого туристского комплекса, соответствующего международным требованиям по уровню его инфраструктуры, сервисному обслуживанию и организациям индустрии туризма, обеспечивающего, с одной стороны - потребности туристов, с другой стороны - высокий уровень налоговых поступлений для осуществления воспроизводственных процессов данного ресурса.
Программа разработана на основе стратегических задач Республики Алтай, в целом обозначенных в Программе социально-экономического развития Республики Алтай на период 2006-2009 годы, утвержденной Законом Республики Алтай от 17 ноября 2006 года N 93-РЗ.
3. Содержание проблемы
и обоснование необходимости ее решения программными методами
Туризм является одной из динамично развивающихся отраслей экономики, который затрагивает все сферы деятельности современного общества, в том числе экономику, культуру, социальную жизнь и стимулирует развитие таких отраслей экономики, как связь, транспорт, торговля, строительство, сельское хозяйство и т.д.
Республика Алтай является одной из особо привлекательных для туристов территорий, на которой находятся пять объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Число организаций, осуществляющих туристскую деятельность на территории Республики Алтай, постоянно растет. В последние годы в Республике Алтай наблюдается устойчивый рост количества средств размещения туристов. Так, с 1999 года количество средств размещения туристов в регионе выросло более чем в 3,5 раза и на начало 2007 года их число составило 134 объекта.
Вместе с тем следует отметить, что предложение туристских услуг в разрезе районов Республики Алтай характеризуется крайней неравномерностью. Наибольшее количество средств размещения туристов (76%) сосредоточено в северной части региона, а именно в муниципальных образованиях: "Майминский район", "Чемальский район" и "Турочакский район".
В 2006 году по данным экспертов Министерства туризма и предпринимательства Республики Алтай Республику Алтай посетило более 500 тысяч человек. Однако только 45% приезжающих туристов было обслужено туристскими организациями. Более 350 тысяч туристов организовали свой отдых самодеятельно.
Анализ современного состояния туристской деятельности на территории Республики Алтай свидетельствует о наличии следующих проблем в развитии туризма и рекреации:
1) несоответствие материально-технической базы организаций, осуществляющих туристскую деятельность на территории Республики Алтай, современным требованиям качества на рынке туристских услуг.
Организации, осуществляющие туристскую деятельность на территории Республики Алтай, можно разделить на 2 типа в зависимости от их месторасположения: организации, расположенные в черте населенных пунктов, и организации, расположенные вне населенных зон.
Организации первого типа, расположенные в черте населенных пунктов, имеют незначительные земельные участки в собственности, как правило, от 0,05 до 0,10-0,15 га. Они образованы посредством выкупа у местного населения земельных участков (от одного до трех-четырех смежных). Для них характерен высокий уровень благоустройства. Эти организации имеют сооружения капитального плана новой постройки или капитально отремонтированные сооружения, ранее находившиеся на территории участка. Производственная инфраструктура этих организаций представлена имеющейся инфраструктурой села, в котором расположены туристские объекты. Используется сельский водопровод, сельская электрическая сеть.
Организации второго типа расположены на участках лесного фонда в прибрежной, иногда водоохраной# зоне р. Катунь и оз. Телецкое. Данные рекреационные организации, за исключением турбазы "Юность" (Майминский район), турбазы "Катунь" (Чемальский район) и турбазы "Золотое озеро" (Турочакский район), появились в подавляющем большинстве после 1995 года. Уровень благоустройства данных объектов невысок. Сооружения представлены как временными постройками для организации летнего отдыха, так и капитальными сооружениями для отдыха в зимний период.
Имущество организаций рекреационного комплекса региона в основном представлено средствами для размещения туристов, а также сопутствующими сооружениями, необходимыми для комфортного отдыха туристов (баня, сауна, открытые навесы, выходящие на берег р. Катунь, иногда бассейн, еще реже - теннисный корт). Среди средств размещения значительную долю занимают летние домики и бунгало, палатки, неблагоустроенные и полублагоустроенные коттеджи, не отвечающие современным требованиям рынка туристских услуг.
В настоящее время на территории Республики Алтай чрезвычайно мало гостиниц и других средств размещения, прошедших добровольную сертификацию на присвоение определенной категории. На основе критериев, предложенных в "Системе классификации гостиниц и других средств размещения", утвержденной приказом Федерального агентства по туризму от 21 июля 2005 года N 86, экспертным путем была проведена оценка потенциала организаций, предоставляющих услуги по размещению, на предмет присвоения категорий. За основу были взяты требования к гостиницам и другим средствам размещения различных категорий. В результате оценки выявлено, что лишь 22 средства размещения из 134 могут иметь категории "1-3 звезды".
Однако на сегодняшний день организации, осуществляющие туристскую деятельность на территории Республики Алтай, не видят необходимости классифицировать свои средства размещения, в основном из-за того, что на процедуру классификации гостиницы необходимо достаточно большое количество финансовых средств, а также из-за отсутствия высокой конкуренции на рынке гостиничных услуг, несмотря на ежегодный рост общего количества организаций, осуществляющих туристскую деятельность на территории Республики Алтай.
По состоянию на конец 2006 года на территории Республики Алтай количество средств размещения составило 134 объекта, предоставляющих в общей сложности 6328 мест, из них круглогодичного действия - 2178 мест. Также услуги размещения предоставляются так называемыми "зелеными домами", общее количество которых составляет примерно 210 единиц (точные данные отсутствуют из-за подвижности предложений в данном секторе), предоставляющими до 2000 мест. Таким образом, можно говорить о том, что общая вместительность средств размещения туристов на территории Республики Алтай составляет 8328 мест. В связи с отсутствием достоверной информации об объеме спроса невозможно установить потребность в увеличении средств размещения туристов на территории Республики Алтай. Однако нужно отметить, что туристские базы на территории республики имеют 100% загрузку только в конце июля и начале августа.
Таким образом, можно сделать вывод, что для дальнейшего развития туризма в регионе необходимо совершенствовать уже имеющиеся средства размещения и строить новые высоко комфортабельные гостиницы. Без средств размещения соответствующего уровня трудно говорить о развитии в республике международного туризма;
2) отсутствие подготовленных высококвалифицированных кадров.
По статистическим данным на 1 января 2006 года средняя численность работников туристских организаций составляет 918 человек, и лишь 185 имеют специальное образование или 20,1%. Незначительный уровень отраслевой занятости объясняется неудовлетворительным соотношением численности обслуживающего персонала и клиентов, что в свою очередь является фактором невысокого качества предоставляемых услуг. В настоящее время подготовку кадров для туристской индустрии в основном осуществляют 4 учебных заведения: Горно-Алтайский государственный университет, Российская международная академия туризма (Алтайский филиал), Алтайский технологический техникум сервиса и профессиональное училище N 84. Сегодня в высших учебных заведениях учатся 315 студентов очного и 64 - заочного отделений, в средних - 97 учащихся.
Ситуация осложняется тем, что работодатели предпочитают приглашать специалистов с высшим образованием на рабочие места, где часто вполне хватило бы не только среднего, но и начального профессионального образования (например, менеджер по продажам, бармен и др.), что свидетельствует, с одной стороны, об их известном недоверии к специалистам средней квалификации, а с другой - о низком уровне подготовленных специалистов.
Таким образом, можно отметить, что профессионально-квалификационная структура кадров, предлагаемая системой профессионального образования Республики Алтай для рекреационной отрасли, не соответствует текущим потребностям организаций в сфере туризма и рекреации;
3) низкая координация деятельности по управлению и регулированию туризма и рекреации.
Туризм, являющийся одним из приоритетных направлений развития Республики Алтай и имеющий различные смежные связи с другими отраслями и секторами экономики, является объектом регулирования как со стороны Министерства туризма и предпринимательства Республики Алтай, так и других исполнительных органов государственной власти Республики Алтай, органов местного самоуправления в Республике Алтай. Это приводит к отсутствию единых целенаправленных действий в сфере государственного и муниципального регулирования;
4) налоговый потенциал отрасли.
Серьезной проблемой является низкая собираемость налогов с организаций, осуществляющих туристскую деятельность на территории Республики Алтай. Так, если в 2004 году средняя сумма налоговых сборов с одной организации составила 78,3 тыс. рублей, то в 2006 году данный показатель составил 77,3 тыс. рублей. Учитывая динамику цен и среднюю сумму налоговых поступлений с одной организации, следует констатировать снижение реального налогового эффекта. Кроме того, наблюдается создание огромного количества малых предприятий, чья бюджетная эффективность крайне низка.
Данные факторы приводят к тому, что 30% налоговых сборов в бюджеты всех уровней формируют 7 крупных туристических объектов: "Турсиб", "Марьин остров", "Киви-Лодж", "Семинский перевал", "Катунь", "Царская охота", "Манжерок".
4. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы
Целями Программы являются:
развитие индустрии туризма и рекреации, как одного из приоритетных направлений развития Республики Алтай, обеспечивающего социально-экономическое развитие региона;
рациональное использование, сохранение, восстановление и приумножение туристско-рекреационного потенциала.
Для достижения целей настоящей Программы поставлены задачи, позволяющие последовательно решить основные проблемы развития отрасли:
создание благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Алтай деятельность, которых направлена на создание средств размещения туристов, соответствующих современным требованиям и стандартам, придерживающихся принципов рационального природопользования, способствующих эффективному использованию местного ресурсного потенциала;
выделение рекреационных и туристских зон приоритетного развития с целью проведения активной инвестиционной политики;
формирование кадрового потенциала, используемого и требующегося в туристско-рекреационной отрасли;
повышение бюджетной эффективности отрасли;
активное представление региона, как территории с благоприятной природной и культурно-исторической средой, комплексно удовлетворяющей спрос потребителей на туристско-рекреационные услуги.
Срок реализации Программы 2008-2010 годы. Программа реализуется в один этап.
5. Система программных мероприятий
Все программные мероприятия сгруппированы по разделам, ориентированным на достижение целей, подкреплены необходимыми источникам, объемами финансирования и отражены в приложении 1 к Программе.
Программные мероприятия представлены по следующим направлениям:
1) привлечение инвесторов из числа туристских организаций, формирующих материально-техническую базу туристской отрасли (предоставление государственных гарантий, субсидирование части процентной ставки по кредитам);
2) финансирование научно-исследовательских работ, направленных на рациональное использование земельных ресурсов, природных и культурно-исторических объектов и разработку рекламно-информационной политики в сфере туризма, позволяющих:
совершенствовать организационно-правовые механизмы управления туристской отраслью на уровне региона;
создавать условия для поддержания благоприятных экологических условий территорий, на которых ведется туристская деятельность;
использовать маркетинговый подход в регулировании туристской отрасли;
3) формирование и продвижение туристского продукта (изготовление полиграфической, аудиовизуальной продукции, участие в туристских выставках, реклама в сети Интернет).
Мероприятия данного направления создают систему продвижения туристского продукта Республики Алтай на основе информационного обеспечения туристской деятельности в качестве эффективного средства взаимодействия потребителей и производителей услуг в условиях современного рынка. Сюда включается формирование информационного и презентационного материала и его представление в виде буклетов, альбомов, размещение на специализированном портале, использование на выставках и ярмарках. Также в третью группу вошли мероприятия по формированию кадрового потенциала туристской отрасли;
4) мероприятия по нормативному правовому обеспечению развития туристской отрасли включили разработку ряда нормативных правовых документов, позволяющих осуществить меры государственной поддержки инвесторов, усилить координацию исполнительных органов государственной власти Республики Алтай и органов местного самоуправления в Республике Алтай.
6. Ресурсное обеспечение Программы
Мероприятия Программы реализуются за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай согласно приложению 2 к Программе.
Общий объем финансирования мероприятий Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай составляет 63410 тыс. рублей, в том числе:
2008 год - 5 380 тыс. рублей;
2009 год - 21 040 тыс. рублей;
2010 год - 36 990 тыс. рублей.
Министерство туризма и предпринимательства Республики Алтай как государственный заказчик содействует своевременному и полному обеспечению финансовыми ресурсами программных мероприятий в пределах, установленных законом о республиканском бюджете Республики Алтай на очередной финансовый год и планируемый период объемов финансирования.
Объемы финансирования мероприятий Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при принятии закона Республики Алтай о республиканском бюджете Республики Алтай на очередной финансовый год и плановый период и при утверждении бюджетов муниципальных образований.
7. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком Программы является Министерство туризма и предпринимательства Республики Алтай.
Государственный заказчик осуществляет меры по полному качественному выполнению мероприятий Программы, что включает:
ежегодную подготовку сводной бюджетной заявки и внесение ее в установленном порядке для учета при формировании проектов республиканского бюджета Республики Алтай;
подготовку информации по результатам выполнения мероприятий Программы;
организационно-техническое обеспечение Программы.
Министерство туризма и предпринимательства Республики Алтай реализует указанные в Программе мероприятия с учетом финансовых ресурсов, выделяемых на ее реализацию.
Программные мероприятия планируется осуществлять на основе проведения открытых конкурсов с целью наиболее эффективного размещения заказов на выполнение работ по каждому мероприятию.
Государственная поддержка туристских предприятий, осуществляющих капиталовложения при использовании лизинговых операций в форме субсидирования части процентной ставки по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, осуществляется в соответствии с Законом Республики Алтай от 24 декабря 2007 года N 83-РЗ "О республиканском бюджете Республики Алтай на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", постановлением Правительства Республики Алтай от 6 апреля 2007 года N 51 "Об утверждении Порядка проведения конкурса (отбор предложений) на получение государственной финансовой поддержки за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай на очередной финансовый год в форме субсидий на компенсацию части процентных ставок по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях и государственных гарантий Республики Алтай, порядка субсидирования процентных ставок по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай в 2007 году и об Инвестиционной комиссии Республики Алтай".
Инвестиционные проекты, получившие статус регионального значения в соответствии с "Положением о придании инвестиционным проектам, реализуемым в Республике Алтай, статуса регионального значения", утвержденным постановлением Правительства Республики Алтай от 18 июля 2007 года N 140, не включаются в перечень инвестиционных проектов, получающих государственную поддержку в соответствии с этой Программой. Это позволяет исключить получение одновременно двух форм государственной поддержки одним инвестиционным проектом.
8. Управление Программой и контроль за ходом ее реализации
Управление реализацией Программы осуществляется Министерством туризма и предпринимательства Республики Алтай.
Контроль за целевым использованием финансовых средств осуществляет Министерство финансов Республики Алтай с участием Министерства экономического развития и инвестиций Республики Алтай, Министерства туризма и предпринимательства Республики Алтай. Проверка целевого использования средств, выделенных на реализацию мероприятий Программы, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Отчет по реализации Программы представляется в соответствии с Порядком разработки и реализации целевых программ Республики Алтай, утвержденным постановлением Правительства Республики Алтай 28 апреля 2005 года N 65.
Управление Программой и контроль за ходом ее реализации осуществляется путем ежегодного уточнения затрат по программным мероприятиям, анализа статистической отчетности деятельности туристских фирм Республики Алтай, проведения социологических опросов о состоянии и проблемах туризма в республике.
9. Оценка эффективности
социально-экономических последствий реализации Программы
Ожидаемым результатом реализации Программы является:
повышение эффективности использования инвестиционных ресурсов и бюджетных средств, направляемых на государственную поддержку туристской отрасли;
улучшение ситуации в области охраны окружающей среды, а также сохранение и возрождение историко-культурного наследия региона;
повышение эффективности государственного управления туристской отраслью;
формирование привлекательного имиджа Республики Алтай на рынке туристских услуг и рост спроса на региональный туристский продукт;
формирование кадрового потенциала туристских организаций и вовлечение местного населения в сферу туризма;
упорядочение эксплуатации туристских маршрутов и тем самым регулирование природоохранной сферы, сферы конкуренции на рынке туристских услуг.
Законом Республики Алтай от 30 декабря 2008 г. N 128-РЗ в Приложение 1 к настоящей Программе внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
Приложение 1
к республиканской целевой программе
"Развитие туризма и рекреации в
Республике Алтай на 2008-2010 годы"
Система
программных мероприятий республиканской целевой программы
"Развитие туризма и рекреации в Республике Алтай
на 2008-2010 годы"
30 декабря 2008 г.
тыс. рублей
Приложение 2
к республиканской целевой программе
"Развитие туризма и рекреации в
Республике Алтай на 2008-2010 годы"
Ресурсное обеспечение
республиканской целевой программы
"Развитие туризма и рекреации в Республике Алтай
на 2008-2010 годы"
тыс. рублей | ||||
Финансовые затраты в ценах 2007 года | ||||
Источники и направления расходов |
Всего |
В том числе по годам |
||
|
|
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Объем финансовых затрат, всего, в т.ч. из: |
63 410 |
5 380 |
21040 |
36990 |
федерального бюджета |
- |
- |
- |
- |
республиканского бюджета Республики Алтай |
63410 |
5380 |
21040 |
36990 |
местного бюджета |
- |
- |
- |
- |
внебюджетных источников |
- |
- |
- |
- |
Капитальные вложения, в т.ч. из: |
60000 |
4000 |
20000 |
36000 |
федерального бюджета |
|
|
|
|
республиканского бюджета Республики Алтай |
60000 |
4000 |
20000 |
36000 |
местного бюджета |
- |
- |
- |
- |
внебюджетных источников |
- |
- |
- |
- |
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в т.ч. из: |
400 |
250 |
100 |
50 |
федерального бюджета |
- |
- |
- |
- |
республиканского бюджета Республики Алтай |
400 |
250 |
100 |
50 |
местного бюджета |
- |
- |
- |
- |
внебюджетных источников |
- |
- |
- |
- |
Прочие расходы, в т.ч. из: |
3010 |
1130 |
940 |
940 |
федерального бюджета |
- |
- |
- |
- |
республиканского бюджета Республики Алтай |
3010 |
1130 |
940 |
940 |
местного бюджета |
- |
- |
- |
- |
внебюджетных источников |
- |
- |
- |
- |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Республики Алтай от 14 мая 2008 г. N 43-РЗ "О республиканской целевой программе "Развитие туризма и рекреации в Республике Алтай на 2008-2010 годы"
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Звезда Алтая" от 2 июня 2008 г. (приложение), Сборнике законодательства Республики Алтай, апрель 2008 г. N 49(55), с.89
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Республики Алтай от 31 мая 2010 г. N 7-РЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Республики Алтай от 27 апреля 2009 г. N 14-РЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Республики Алтай от 30 декабря 2008 г. N 128-РЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона