Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Масленниковой Л.В., судей Жолудовой Т.В., Пильгановой В.М., при секретаре Джемгирове М.Э.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Жолудовой Т.В. гражданское дело по апелляционной жалобе фио на решение Тушинского районного суда г. Москвы от 28 января 2021 года, которым постановлено:
в иске фио к ФБУ "Центральная клиническая больница гражданской авиации", ГБУЗ МО "Домодедовская центральная городская больница" о признании действий незаконными, обязании устранить нарушение прав истца, - отказать, установила:
фио обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к ФБУ "Центральная клиническая больница гражданской авиации", ГБУЗ МО "Домодедовская центральная городская больница", просил признать незаконными действия ГБУЗ МО "Домодедовская центральная городская больница" об отказе в амбулаторном медицинском освидетельствовании по возрасту и в направлении его на стационарное обследование в ФБУ "Центральная клиническая больница гражданской авиации"; признать незаконными действия ФБУ "Центральная клиническая больница гражданской авиации" по выдаче медицинского заключения на срок менее 12 месяцев и по отказу в выдаче медицинского заключения на срок 12 месяцев; обязать ФБУ "Центральная клиническая больница гражданской авиации" выдать истцу по результатам медицинского освидетельствования с 25 февраля по 2 марта 2020 года медицинское заключение сроком действия на 12 месяцев.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является действующим пилотом АНО "Аэроклуб "АИСТ-М" с 1999 года, имеет свидетельство коммерческого пилота N 0016556. В феврале 2020 года был направлен работодателем - АНО "Аэроклуб "АИСТ-М" во ВЛЭК ГА для прохождения медицинского освидетельствования на годность к летной работе. ВЛЭК ГБУЗ МО "ДЦГБ" истцу было отказано в амбулаторном медицинском освидетельствовании по возрасту и выдано направление N 163 от 25.02.2020 на стационарное обследование в ФБУ ЦКБ ГА. ЦВЛЭК ФБУ ЦКБ ГА с 25 февраля по 2 марта 2020 года проведено медицинское освидетельствование истца в стационаре ЦКБ ГА. По результатам медицинского освидетельствования выдано медицинское заключение ВТ N 136263 от 02.03.2020 с отметкой "годен к лётной работе пилотом коммерческой авиации" на срок 6 месяцев. Истец не согласен с направлением его на стационарное медицинское обследование, и не согласен со сроком, на который выдано медицинское заключение (менее 12 месяцев), считает действия ответчиков незаконными, основанными на неправильном применении пп. 10 п. 11 ФАП МО ГА-2002, который на истца не распространяется, так как он не является пилотом, выполняющим коммерческие воздушные перевозки.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца исковые требования поддержал. Представитель ответчика ФБУ "Центральная клиническая больница гражданской авиации" исковые требования не признал. Представитель ответчика ГБУЗ МО "Домодедовская центральная городская больница" в судебное заседание не явился, извещен.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец, представитель ответчика ГБУЗ МО "Домодедовская центральная городская больница" не явились, о времени и месте слушания дела извещены.
На основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца под доверенности фио, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика ФБУ "Центральная клиническая больница гражданской авиации" по доверенности фио, возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального, процессуального права и фактическими обстоятельствами дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении настоящего спора допущено не было.
Судом при рассмотрении дела установлено, что фио является действующим пилотом АНО "Аэроклуб "АИСТ-М" с 1999 года, имеет свидетельство коммерческого пилота N 0016556.
14.02.2020 между ФБУ "Центральная клиническая больница гражданской авиации" (ЦКБ ГА) и АНО "Аэроклуб "АИСТ-М" заключен договор N 06.441 на предоставление услуг по медицинскому освидетельствованию авиационного персонала.
В соответствии с пп.1 п.11. части I2 Федеральных авиационных правил МО ГА-2000 (утверждены Приказом Минтранса России от 22.04.2002 N 50), направление на очередное медицинское освидетельствование во ВЛЭК ГА летного состава осуществляется работодателем или по личному заявлению.
В феврале 2020 года фио направлен работодателем - АНО "Аэроклуб "АИСТ-М" во ВЛЭК ГА для прохождения медицинского освидетельствования на годность к летной работе.
По направлению работодателя 02 марта 2020 года истец прошел медицинское освидетельствование в Центральной врачебно-летной экспертной комиссии гражданской авиации (ЦВЛЭК ГА) после обязательного медицинского обследования в условиях стационара ЦКБ ГА на основании направления врачебно-летной экспертной комиссии ГБУЗ МО "Домодедовская центральная городская больница" (ДВЛЭК ГБУЗ "ДЦГБ"), в котором указано, что истец направлен в ЦВЛЭК ГА в соответствии с подпунктом 10 пункта 11 раздела II Федеральных авиационных правил Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации" (ФАП МО ГА-2002).
Согласно подп. 10 п. 11 раздела II ФАП МО ГА-2002 стационарное медицинское обследование летного состава, бортоператоров, бортпроводников, диспетчеров УВД и курсантов проводится по медицинским показаниям при отрицательной динамике в состоянии здоровья по решению председателя ВЛЭК ГА. Коммерческие и линейные пилоты авиакомпаний при достижении возраста 55 и 60 лет проводят обязательное медицинское обследование в условиях стационара ФБУ "Центральная клиническая больница гражданской авиации" (согласно приложению N 5), с последующим освидетельствованием в ЦВЛЭК ГА. После достижения пилотами 60-ти лет медицинское обследование в стационарных условиях ФБУ "ЦКБ ГА" проводится ежегодно.
Поскольку истец, 1959 года рождения, к моменту освидетельствования достиг возраста 60 лет, суд первой инстанции пришел к выводу, что ГБУЗ МО "ДЦГБ" правомерно отказало истцу в проведении амбулаторного медицинского обследования и выдало направление на прохождение медицинского обследования в стационарных условиях ФБУ "ЦКБ ГА".
В соответствии с подп. 1 п. 3 раздела I ФАП МО ГА, медицинское заключение первого класса действительно в течение срока, не превышающего 12 месяцев. Когда обладателями свидетельства линейного пилота авиакомпании (самолет, вертолет) и свидетельства пилота коммерческой авиации (самолет, дирижабль, вертолет), выполняющими коммерческие воздушные перевозки пассажиров на самолетах, управляемых одним пилотом, являются лица старше 40 лет, срок действия медицинского заключения сокращается до шести месяцев.
В соответствии с Общими положениями ФАП МО ГА -2002, обязательному медицинскому освидетельствованию подлежат члены летного экипажа, в том числе пилоты коммерческой авиации (самолет и вертолет) (пп. 3 п. 1 раздел I).
Пунктом 3 статьи 21 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения.
Однако в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 раздела I ФАП МО ГА -2002, к категории "пилоты авиации общего назначения" относятся частные пилоты, пилоты-планеристы, пилоты свободного аэростата, парашютисты, пилоты сверхлегких воздушных судов (далее - пилоты АОН), полетные диспетчеры.
В указанном Перечне пилоты коммерческой авиации, не выполняющие коммерческие воздушные перевозки, не указаны.
Пилоты, имеющие свидетельство пилота коммерческой авиации, проходят медицинское освидетельствование в порядке, предусмотренном ФАП МО ГА-2002, в соответствии с которым, когда обладателями свидетельства линейного пилота авиакомпании (самолет, вертолет), свидетельства пилота коммерческой авиации (самолет, дирижабль, вертолет) и свидетельства пилота многочисленного экипажа (самолет), занятых выполнением коммерческих воздушных перевозок, исполняется 60 лет, срок действия медицинского заключения сокращается до 6 месяцев.
При этом медицинское заключение ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА), в соответствии с пп. 2 п. 15 раздела III ФАП МО ГА -2002 - годен к летной работе пилотом коммерческой авиакомпании, предусматривает выполнение и коммерческих воздушных перевозок.
Порядок выдачи и срок действия медицинского заключения пилотам коммерческой авиации, не занятым выполнением коммерческих воздушных перевозок, ФАП МО ГА -2002 не предусмотрен, следовательно, освидетельствование осуществляется по единым требованиям ФАП МО ГА -2002.
Согласно абзацу 3 пункта 1.2 Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 147, правила определяют требования к лицам авиационного персонала, осуществляющим функции, установленные для обладателей свидетельств коммерческого пилота (самолет, дирижабль, вертолет).
В соответствии с пунктом 1.3 указанных Федеральных авиационных правил, выполнение функций члена экипажа воздушных судов осуществляется лицом, удовлетворяющим требованиям настоящих Федеральных авиационных правил и имеющим действующее свидетельство с соответствующими квалификационными отметками.
Общие требования к пилотам воздушных судов регламентированы разделом II Федеральных авиационных правил, требования к обладателю свидетельства коммерческого пилота - разделом IV этих же федеральных авиационных правил.
Согласно п 1.7 ФАП "Требований к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов гражданской авиации", утверждённых Приказом Минтранса России от 12.09.2008 N 147, в случаях, установленных настоящими Правилами, обладатель свидетельства должен иметь действующее медицинское заключение, выданное в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации", утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22 апреля 2002 г. N 50.
Согласно п. 4.1 Раздела IV вышеуказанных Правил, определяющих требования к обладателю свидетельства коммерческого пилота, обладатель свидетельства коммерческого пилота, в том числе, должен иметь действующее медицинское заключение первого класса.
Таким образом, действующее законодательство регламентирует требования к лицам авиационного персонала, осуществляющим функции, установленные для обладателей следующих свидетельств: частного пилота (самолет, дирижабль, вертолет); коммерческого пилота (самолет, дирижабль, вертолет); пилота многочленного экипажа (самолет); линейного пилота (самолет, вертолет); пилота планера; пилота свободного аэростата; пилота сверхлегкого воздушного судна; штурмана; бортрадиста; бортинженера (бортмеханика); летчика-наблюдателя; бортпроводника; бортоператора; специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов; сотрудника по обеспечению полетов.
Обладатели свидетельств линейного пилота и коммерческого пилота должны иметь действующее медицинское заключение первого класса (п.п. "г" п. 4.1 раздела IV ФАП "Требований к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов гражданской авиации"), обладатели свидетельств частного пилота должны иметь медицинское заключение первого или второго класса (п.п. "г" п. 3.1 раздела III вышеуказанных Правил). При этом сроки действия медицинского заключения, сроки и порядок медицинского обследования, объемы медицинского обследования разные, в зависимости от класса медицинского заключения.
С учетом изложенного судом правомерно отклонены доводы истца о том, что АНО "Аэроклуб АИСТ-М", в которой он осуществляет трудовую деятельность, не выполняет коммерческие воздушные перевозки, поскольку истец является обладателем свидетельства коммерческого пилота и законодательство предоставляет ему право осуществлять функции, установленные для обладателя свидетельства коммерческого пилота, вид деятельности предприятия, в котором работает истец, не имеет правового значения применительно к указанным выше обстоятельствам.
Кроме того, в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ, одним из дополнительных видов деятельности АНО "Аэроклуб "Аист-М2" является ОКВЭД 51.10.2 "Перевозка воздушным пассажирским транспортом, не подчиняющимся расписанию" (л.д. 172, оборот), что не исключает осуществление коммерческих воздушных перевозок.
Согласно реестру авиационного персонала - медицинское освидетельствование, фио помимо свидетельства коммерческого пилота имеет свидетельство частного пилота, и 05 марта 2019 года ему выдано медицинское заключение II Класса сроком действия до 05.03.2021.
Следовательно, вид деятельности, которой имеет право заниматься фио, определяется видом свидетельства, обладателем которого он является, и применение в отношении него положений пп.10 п.11 ФАП МО ГА-2002, и выдача Медицинского заключения I класса сроком до 6 месяцев, в связи с достижением истцом 60 лет, не может рассматриваться как нарушение его прав и законных интересов, поскольку соответствует положениям Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 147, ФАП МО ГА -2002.
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив указанные обстоятельства, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст.67 ГПК РФ, и с учетом требований закона, правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме, поскольку действия ГБУЗ МО "ДЦБ" по направлению истца на стационарное обследование, а также выдача истцу медицинского заключения ЦВЛЭК ГА сроком на шесть месяцев соответствуют приведенным выше требованиям нормативных актов, прав и законных интересов истца не нарушают.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела. Выводы суда мотивированы, основаны на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, установленных по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, они подтверждаются материалами дела.
Доводы апелляционной жалобы дублируют основания искового заявления, однако по существу правильность выводов суда первой инстанции не опровергают, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что выданное ему медицинское заключение ВТ N136263 от 02.03.2020 позволяет осуществлять трудовую деятельность только в АНО "Аэроклуб "АИСТ-М", которое не является предприятием, занимающимся коммерческими воздушными перевозками были предметом исследования в суде первой инстанции и получали надлежащую правовую оценку в решении суда.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Тушинского районного суда г. Москвы от 28 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.