Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Лобовой Л.В, Дегтеревой О.В, при помощнике судьи Джемгирове М.Э, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
гражданское дело по апелляционным жалобам фио, Д.В, УСЗН ЦАО города Москвы на решение Мещанского районного суда города Москвы от 10 августа 2020 года, которым постановлено:
исковые требования фио, Ашаева Дениса Владимировича, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетних фио, фио, фио, к Управлению социальной защиты населения Центрального административного округа города Москвы (третьи лица ДТСЗН города Москвы, Правительство Москвы, Департамент здравоохранения города Москвы, ГБУ МФЦ города Москвы, ГУП города Москвы "Московский социальный регистр") о признании незаконным отказа на получение выплат, обязании назначить и выплачивать соответствующие выплаты - удовлетворить частично, обязать Управление социальной защиты населения Центрального административного округа города Москвы рассмотреть обращение фио, Ашаева Дениса Владимировича о назначении и предоставлении ежемесячного пособия на ребенка фио, паспортные данные, по назначению единовременной компенсации выплаты на возмещение расходов в связи с рождением (усыновлением) ребенка, по назначению и предоставлению единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях, осуществляющих медицинскую деятельность на территории города Москвы, в срок до 20 недель, фио, рассмотреть вопрос о назначении и предоставлении фио, Ашаеву Денису Владимировичу: ежемесячной компенсационной выплаты на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни семьям, имеющим трех и более детей, которые начислить с момента рождения фио, паспортные данные; ежемесячной компенсационной выплаты на возмещение роста стоимости продуктов питания отдельным категориям граждан на детей в возрасте до трех лет, которые начислить с момента рождения фио, паспортные данные; ежемесячной компенсационной выплаты на приобретение комплекта детской одежды для посещения занятий на период обучения, которые начислить с момента рождения фио, паспортные данные; ежемесячной компенсационной выплаты за пользование телефоном семьям, имеющим трех и более детей, которые начислить с момента рождения фио, паспортные данные; ежемесячной компенсационной выплаты на возмещение расходов по оплате за жилое помещение и
коммунальные услуги семьям, имеющим трех и более детей, которые начислить с момента рождения фио, паспортные данные, в удовлетворении остальной части иска - отказать, УСТАНОВИЛА:
фио и фио 02.04.2020 обратились в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Центрального административного округа города Москвы (далее - УСЗН ЦАО г..Москвы, третьи лица - Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы (ДТСЗН г..Москвы), Правительство г..Москвы, Департамент здравоохранения г..Москвы, ГБУ МФЦ г..Москвы, ГУП г..Москвы "Московский социальный регистр" (ГУП "МСР")), в котором с учетом уточнения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ (л.д. 191-205) просили о признании незаконным отказа в предоставлении государственных услуг по назначению и предоставлению ежемесячного пособия на ребенка, единовременной компенсационной выплаты на возмещение расходов в связи с рождением (усыновлением) ребенка, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях, осуществляющих медицинскую деятельность на территории города Москвы в срок до 20 недель, ежемесячной компенсационной выплаты на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни семья, имеющим трех и более детей, ежемесячной компенсационной выплаты на возмещение роста стоимости продуктов питания отдельным категория граждан на детей в возрасте до трех лет, ежегодной компенсационной выплаты на приобретение комплекта детской одежды для посещения занятий на период обучения, ежемесячной компенсационной выплаты за пользование телефоном семьям, имеющим трех и более детей, ежемесячной компенсационной выплаты на возмещение расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги семьям, имеющим трех и более детей, обязании назначить и выплачивать указанные выплаты со дня рождения третьего ребенка, т.е. с 09.01.2019, приведении решения суда к немедленному исполнению и взыскании неустойки по ч. 3 ст. 206 ГПК РФ, мотивируя обращение тем, что истцы с 2004 года проживают в городе Москве, их несовершеннолетние дети фио, паспортные данные, фио, паспортные данные, фио, паспортные данные, родились и с рождения проживают в городе Москве, на обращение к ответчику с заявлением о
назначении и выплате денежных средств при рождении ребенка и как многодетной семье получили отказ ввиду отсутствия у них и их детей регистрации по месту жительства в городе Москве, что истцы полагают незаконным, нарушающим их права и права несовершеннолетних детей на социальное обеспечение.
В судебном заседании истец фио, представляющий по доверенности также интересы истца фио требования поддержал, представители ответчика и третьего лица ДТСЗН г. Москвы иск не признали, иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
10.08.2020 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в части отказа в удовлетворении требований просят истцы фио, Д.В. по доводам апелляционной жалобы, подписанной представителем по доверенности Ашаевым Д.В, а также ответчик УСЗН ЦАО г. Москвы по доводам апелляционной жалобы, подписанной представителем по доверенностям фио
В заседании судебной коллегии представитель ответчика УСЗН ЦАО г. Москвы по доверенности фио доводы своей апелляционной жалобы поддержала, представитель третьего лица ГУП "МСР" по доверенности фио, представитель третьих лиц ДТСЗН и Правительства Москвы по доверенности фио доводы апелляционной жалобы ответчика полагали обоснованными, против удовлетворения жалобы истцов возражали; истцы фио, Д.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом (т. 1 л.д. 425-428, т. 2 л.д. 1-5).
Проверив материалы дела, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда по доводам поданных апелляционных жалоб.
Судом установлено и следует из материалов дела, что фио, паспортные данные, с 07.07.2016 состоит в зарегистрированном браке с фио, паспортные данные, и они являются родителями несовершеннолетних фио, паспортные данные, фио, паспортные данные, и фио, паспортные данные, родившихся в городе Москве (т. 1 л.д. 19-23).
04.06.2019 фио выдано удостоверение многодетной семьи города Москвы, сроком до 09.01.2035, в котором адресом проживания в городе Москве указано - адрес (т. 1 л.д. 23-24), при этом истцы имеют регистрацию по месту жительства в городе Югра Кемеровской области.
Указанное свидетельство многодетной семьи города Москвы выдано истцам УСЗН ЦАО г. Москвы в лице Отдела СЗН Пресненского района города Москвы во исполнение решения Мещанского районного суда города Москвы от 29.04.2019, которым установлены обстоятельства фактического проживания многодетной семьи фио в городе Москве и в котором указано, что меры социальной поддержки многодетным семьям в объеме федерального регулирования гарантируются всем гражданам РФ по месту жительства, т.е. в том субъекте РФ, на территории которого они постоянно или преимущественно проживают, в порядке и на условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами соответствующего субъекта (т. 1 л.д. 91-93).
Кроме того, решением Тверского районного суда города Москвы от 06.12.2019 ГБУ МФЦ города Москвы обязано принять документы и рассмотреть по существу заявление Ашаева Д.В, фио о выдаче социальной карты (т. 1 л.д. 94-97) и из материалов дела следует, что такая карта Ашаеву Д.В. выдана (т. 1 л.д. 248-255).
Так, согласно свидетельствам о регистрации по месту пребывания истцы фио и их дети неоднократно были зарегистрированы временно по месту пребывания по адресу: адрес, в том числе в период с 16.03.2017 по 16.03.2018, с 07.04.2018 по 07.04.2020 (т. 1 л.д. 26-35).
В ответе УСЗН Администрации г. Юрги Кемеровской области от 14.05.2019 указано, что фио, Д.В, зарегистрированные по месту жительства, по состоянию на 08.05.2019 не являются получателями мер социальной поддержки (т. 1 л.д. 49).
21.06.2019 фио обратилась в УСЗН ЦАО г. Москвы в лице Отдела ЗСН Пресненского района с заявлениями о предоставлении государственных услуг в виде назначения единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях, осуществляющих медицинскую деятельность на территории города Москвы, в срок до 20 недель беременности, единовременной компенсационной выплаты на возмещение расходов в связи с рождением (установлением) ребенка, ежемесячного пособия на ребенка, ежемесячной компенсационной выплаты на возмещение роста стоимости продуктов питания отдельным категориям граждан на детей в возрасте до трех лет, ежегодной компенсационной выплаты на приобретение комплекта детской одежды для посещения занятий на период обучения, ежегодной компенсационной выплаты на приобретение комплекта детской одежды для посещения занятия на период обучения, ежемесячных компенсационных выплат за пользование телефоном на возмещение расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги семьям, имеющим трех и более детей, и решением УСЗН ЦАО г. Москвы в лице Отдела ЗСН Пресненского района, подтвержденным ответом УСЗН ЦАО г. Москвы от 06.08.2019, в предоставлении указанных государственных услуг отказано в связи с отсутствием у фио и их несовершеннолетних детей места жительства в городе Москве, которое устанавливается по данным органов регистрационного учета (т. 1 л.д. 50-58).
Разрешая заявленные требования фио о признании незаконным отказа на получение выплат, обязании назначить и выплачивать соответствующие выплаты с учетом установленных по делу обстоятельств на основании собранных доказательств, руководствуясь положениями Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", п. 1 ст. 20 ГК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об их удовлетворении, поскольку федеральным законодательством не установлено ограничений для реализации гарантий многодетным семьям по регистрации граждан органами регистрационного учета по месту жительства, а меры социальной поддержки многодетным семьям в объеме федерального регулирования гарантируются всем гражданам Российской Федерации по месту их жительства, т.е. в том субъекте Российской Федерации, на территории которого они постоянно или преимущественно проживают, в порядке и на условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами соответствующего субъекта, установленные с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона.
Так, Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен правительствам субъектов Российской Федерации поручено определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона и установить для многодетных семей дополнительных меры социальной поддержки за счет собственных средств.
Дополнительные меры социальной поддержки, устанавливаемые в городе Москве как субъекте Российской Федерации в порядке статьи 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" многодетным семьям также в силу общих конституционных принципов недопустимости дискриминации (ст. 19 Конституции РФ) гарантируются всем лицам, относящимся к категории многодетных семей, постоянно проживающих на территории города Москвы как субъекта Российской Федерации.
Законом города Москвы от 23.11.2005 N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве" определены меры социальной поддержки семей с детьми (единовременные, ежемесячные и ежегодные денежные выплаты; оказание натуральной помощи; предоставление льгот; организация социального обслуживания), а также категории получателей мер социальной поддержки, в том числе многодетные семьи; указанным законом предусмотрено, что его действие распространяется на граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в городе Москве, при этом место жительства устанавливается по данным органов регистрационного учета (ст. 1), а финансирование мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом, является расходным обязательством города Москвы (ст. 37).
Постановлением Правительства Москвы от 24.01.2006 N 37-ПП в редакции Постановления Правительства Москвы от 12.12.2014 N 756-ПП утверждено Положение о порядке назначения и предоставления денежных выплат семьям с детьми в городе Москве, а также Административный регламент предоставления государственных услуг по назначению отдельных социальных выплат многодетным семьям, в соответствии с п. 4 которого финансовое обеспечение предоставления денежных выплат семьям с детьми осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период.
В ст. 20 ГК РФ, ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" указано, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Из анализа положений статей 2 и 3 указанного Закона следует, что регистрация осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 06.10.2008 N 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции РФ, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
Учитывая установленные по делу обстоятельства о фактическом проживании многодетной семьи фио в городе Москве, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, а также учитывает обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными решениями Мещанского районного суда города Москвы от 29.04.2019 и Тверского районного суда города Москвы от 06.12.2019, на основании которых истцам произведена выдача удостоверения многодетной семьи города Москвы и Ашаеву Д.В. выдана социальная карта москвича, а также принимает во внимание ответ УСЗН Администрации г. Юрги Кемеровской области от 14.05.2019 о том, что фио, Д.В. и их несовершеннолетние дети не являются получателями мер социальной поддержки, в связи с чем указанная многодетная семья не является получателем соответствующих социальных гарантий и льгот в другом субъекте Российской Федерации.
Ссылки апелляционной жалобы ответчика на отсутствие вступившего в законную силу решения суда, которым установлен конкретный адрес места жительства истцов и их детей в городе Москве, в связи с чем отказ Отдела ЗСН Пресненского района города Москвы является правомерным ввиду отсутствия сведений о месте жительства истцов на территории Пресненского района города Москвы на момент обращения с заявлением об оказании госуслуг, не влекут отмену судебного решения, поскольку не основаны на положениях ст. 20 ГК РФ, ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 и Определения Конституционного Суда РФ N 619-О-П, а также представленных суду доказательствах.
Не нашли своего подтверждения и доводы апелляционной жалобы истцов, в которых истцы полагают, что решение суда постановлено не по всем заявленным требованиям и только в отношении истца фио, поскольку судебным решением от 10.08.2020 УСЗН ЦАО г. Москвы обязано рассмотреть обращения обоих истцов и разрешить вопрос предоставления им оспариваемых выплат, по которым имело место обращение, которые назначить с момента рождения фио, паспортные данные.
Отказывая в удовлетворении требований истцов о приведении решения суда к немедленному исполнению по ст.ст. 210-212 ГПК РФ и взыскании неустойки по ч. 3 ст. 206 ГПК РФ, суд первой инстанции исходил из отсутствия особых обстоятельств, свидетельствующих о том, что замедление исполнения решения суда может привести к значительному ущербу для взыскателей или его исполнение может быть невозможным; оснований не согласиться с указанными выводами суда с учетом имеющихся в деле доказательств и установленных по делу обстоятельств судебная коллегия не усматривает.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определилюридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права при разрешении данного спора судом применены верно, доводы апелляционных жалоб сторон не содержат правовых оснований предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мещанского районного суда города Москвы от 10 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы фио, Д.В, УСЗН ЦАО города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.