Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Лобовой Л.В, Заскалько О.В, при секретаре Джемгирове М.Э, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе истца Бурхановой Ф.Р. на решение Гагаринского районного суда города Москвы от 17 марта 2021 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Бурхановой Фатимы Рузимовны к Управлению социальной защиты ЮЗАО г. Москвы об установлении факта проживания на территории города Москвы, обязании - отказать, УСТАНОВИЛА:
Бурханова Ф.Р. 13.02.2020 направила в суд иск к Управлению социальной защиты населения Юго-западного административного округа города Москвы (далее - УСЗН ЮЗАО г. Москвы) об установлении факта проживания в городе Москве не менее 10 лет, обязании назначить региональную социальную доплату к пенсии до городского стандарта города Москвы, мотивируя обращение тем, что истцу как неработающему пенсионеру с 01.06.2007 была назначена региональная социальная доплата к пенсии по старости, с 01.11.2016 выплата была прекращена, при этом истец проживает в городе Москве с 1991 года, в 2004 году приобрела в собственность жилое помещение в городе Москве и в это же время получила разрешение на временное проживание на территории России, а в дальнейшем и гражданство Российской Федерации, в связи с чем имеет право на получение доплаты к пенсии в размере, установленной для неработающих пенсионеров, проживающих в городе Москве не менее 10 лет.
В судебном заседании истец требования поддержала, представитель ответчика иск не признал.
17.03.2021 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Бурханова Ф.Р. по доводам своей апелляционной жалобы, поданной в суд 09.04.2021.
В заседании судебной коллегии истец Бурханова Ф.Р. доводы апелляционной жалобы поддержала, представитель ответчика УСЗН ЮЗАО г. Москвы по доверенности Спиридонова Н.В. против ее удовлетворения возражала.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Бурханова Ф.Р, паспортные данные, являясь уроженкой Узбекской ССР и гражданином Республики Узбекистан, с 15.09.2006 получила разрешение на временное проживание в Российской Федерации (л.д. 43), а 26.04.2007 ей выдан паспорт гражданина Российской Федерации (л.д. 21), 25.05.2007 она зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования (л.д. 35), с 01.06.2007 является получателем страховой пенсии по старости и ежемесячной компенсационной выплаты как инвалид 3 группы, выплачиваемой ГУ - ГУ ПФР N 4 по г. Москве и Московской области, поскольку с 02.04.2016 ей бессрочно установлена инвалидность 3 группы по общему заболеванию (л.д. 31, 34, 36).
С 31.08.2017 истец зарегистрирована по месту жительства в городе Москве (до 10.07.2018 - по адресу адрес, а с 10.07.2018 - по адресу адрес) (л.д. 21).
В возражениях УСЗН ЮЗАО г. Москвы на иск указано, что Бурханова Ф.Р. 05.09.2017 обратилась в ЦГУ "Мои документы" Ломоносовского района с заявлением на предоставление государственной услуги "Назначение региональной социальной доплаты неработающим пенсионерам", предъявив копию паспорта с регистрацией по месту жительства в г. Москве с 31.08.2017, в связи с чем с 01.10.2017 ей установлена региональная социальная доплата к пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера (на 2021 года - сумма), которая выплачивается по настоящее время в размере сумма (л.д. 115).
Также из материалов дела следует, что впервые региональная социальная доплата к пенсии как неработающему пенсионеру установлена Бурхановой Ф.Р. с 01.06.2007 и определена исходя из размера городского социального стандарта в городе Москве (на 2021 год - сумма), которая выплачивалась до 01.11.2016 и ее выплата прекращена ввиду поступления сведений о снятии Бурхановой Ф.Р. с 01.04.2009 с регистрационного учета по месту жительства в Москве, о чем она своевременно не сообщила и вследствие чего образовала переплата за период с 01.04.2009 по 01.11.2016 в сумме сумма, которая списана ввиду тяжелого материального положения и трудной жизненной ситуации на основании п. VIII Порядка назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2009 N 1269-ПП (л.д. 113-115).
Так, из материалов дела следует, что 17.05.2007 Бурханова Ф.Р. была зарегистрирована по месту жительства по адресу адрес (л.д. 20), при этом вступившим в законную силу решением Гагаринского районного суда города Москвы от 11.02.2009 Бурханова Ф.Р. с дочерью фио, паспортные данные, признаны не приобретшими право пользования жилым помещением по адресу адрес и выселены из указанного жилого помещения без предоставления жилья; указанное решение принято на основании судебных решений этого же суда от 16.11.2007 и от 11.11.2008 о признании сделок с данной квартирой недействительными и применении последствий их недействительности, а также в решении указано, что оно является основанием для снятия Бурхановой Ф.Р. с регистрационного учета по указанному адресу (л.д. 38-40).
Разрешая спор при установленных обстоятельствах на основании собранных по делу доказательств, в том числе предоставленных истцом карточки учета собственника, договоров найма жилого помещения, свидетельств регистрации права, договоров (л.д. 55-100), суд первой инстанции правильно руководствовался положениями Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований фио, поскольку оснований для установления факта проживания в городе Москве не менее 10 лет в целях назначения истцу региональной социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам до городского стандарта города Москвы не имеется.
Так, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ) социальная доплата к пенсии - предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к страховой пенсии и (или) к пенсионному обеспечению, осуществляемому за счет средств федерального бюджета, с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, которая состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий (ч. 1); оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ указано, что общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пенсия которому установлена в соответствии с законодательством РФ, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации (ч. 1). При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации: 1) пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий; 1.1) срочной пенсионной выплаты; 2) дополнительного материального (социального) обеспечения; 3) ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг); 4) иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно) (ч. 2).
При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются меры социальной поддержки, предоставляемые ему в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в натуральной форме, за исключением денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг (ч. 3). Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами ПФР в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с ч. ч. 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации (ч. 4), а региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с ч. ч. 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации, которая устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации (ч. 5).
Установление региональной социальной доплаты к пенсии осуществляется в соответствии с настоящей статьей в порядке, определяемом законом или иными нормативными актами субъекта Российской Федерации (п. 11). В случае, если субъект Российской Федерации осуществляет финансовое обеспечение региональной социальной доплаты исключительно за счет собственных средств (за исключением межбюджетных трансфертов), он вправе определять условия ее установления и выплаты, включая меры социальной поддержки, учитываемые при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера, а также размер этой доплаты, превышающий установленный настоящим Федеральным законом размер региональной социальной доплаты к пенсии, и правила обращения за ней в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами этого субъекта Российской Федерации (п. 16).
С 01.01.2010 для неработающих пенсионеров в городе Москве взамен ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии установлена региональная социальная доплата к пенсии в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП, которым утвержден Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии (далее - Порядок) и установлено, что действие настоящего Порядка распространяется на граждан Российской Федерации, зарегистрированных по месту жительства или по месту пребывания в городе Москве, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в городе Москве (п. 2 Порядка), а также предусмотрено, что назначение и выплата региональной социальной доплаты к пенсии неработающих пенсионеров, зарегистрированных в городе Москве по месту пребывания и получающих пенсию в городе Москве, осуществляется управлениями социальной защиты населения города Москвы в размерах и на условиях, установленных Порядком (п. 2) (п. 5 Постановления), при этом место жительства граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства устанавливается по данным органов регистрационного учета (п. 3 Порядка), а финансовое обеспечение выплаты региональной социальной доплаты к пенсии осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период на указанные цели (п. 6.2 Постановления).
В соответствии с п. 5 Порядка право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания; неработающим пенсионерам, зарегистрированным в городе Москве по месту жительства на день обращения за назначением региональной социальной доплаты, региональная социальная доплата назначается при соблюдении указанных в нем условий, в том числе, при регистрации пенсионера в городе Москве по месту жительства не менее 10 лет в общей сложности, включая время проживания на присоединенной к городу Москве территории, если общая сумма их материального обеспечения не достигает величины городского социального стандарта, которым является социальный норматив материального обеспечения неработающих пенсионеров, получающих пенсию в городе Москве и зарегистрированных в городе Москве по месту жительства, величина которого устанавливается Правительством Москвы (п. 5 (1)), а неработающим пенсионерам, получающим пенсию в городе Москве и зарегистрированным в городе Москве по месту пребывания на день обращения за назначением региональной социальной доплаты региональная социальная доплата назначается, если общая сумма их материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве, установленной законом города Москвы на соответствующий год (п. 7).
Таким образом, учитывая, что финансовое обеспечение региональной социальной доплаты к пенсии в городе Москве осуществляется исключительно за счет средств бюджета данного субъекта Российской Федерации, а положения Бюджетного кодекса РФ и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" свидетельствуют о том, что Правительство Москвы вправе самостоятельно определять направления расходования средств из городского бюджета и определять круг лиц, которым оказывается адресная социальная поддержка за счет средств бюджета города.
Статья 20 ГК РФ и ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, в пределах Российской Федерации" определяют, что местом жительства гражданина признается место, где он постоянно или преимущественно проживает, при этом законодательное закрепление проживания лиц по определенному месту (по месту жительства) выражается в регистрационном учете граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а регистрационный учет необходим для наиболее полной реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения гражданином обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
При таких обстоятельствах, субъект Российской Федерации - город Москва, осуществляя финансовое обеспечение региональной социальной доплаты исключительно за счет собственных средств в соответствии с вышеприведенными федеральными нормативными правовыми актами, вправе определять условия ее установления и выплаты, учитывая регистрацию по месту жительства или временного пребывания неработающего пенсионера, причем наличие регистрации по месту жительства или месту пребывания согласуется с положениями ст. ст. 8 и 12.1 ФЗ "О государственной социальной помощи", поскольку позволяет учесть лиц, получающих региональную социальную доплату.
С учетом вышеизложенного, регистрация по месту жительства или месту пребывания неработающего пенсионера, получающего пенсию в городе Москве, является обстоятельством, влияющим на размер региональной социальной доплаты к пенсии, поскольку регистрация пенсионера по месту жительства в городе Москве влечет выплату региональной доплаты к пенсии в повышенном размере к нормам действующего федерального законодательства.
При таких данных, оснований для установления факта проживания Бурхановой Ф.Р. на территории города Москвы в целях получения ею региональной социальной доплаты к пенсии судом правомерно не установлено, обстоятельства, на которые ссылается истец и представленные ею доказательства о фактическом проживании на территории города Москвы, не влияют на условия назначения региональной социальной доплаты к пенсии и не могут повлечь иное применение вышеприведенных положений действующего законодательства.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а доводы апелляционной жалобы Бурхановой Ф.Р. не содержат правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене судебного решения, поскольку направлены на иное толкование действующего законодательства.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гагаринского районного суда города Москвы от 17 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бурхановой Ф.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.