Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего судьи Масленниковой Л.В.
судей Рачиной К.А, Жолудовой Т.В.
при помощнике судьи Волгине Г.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Масленниковой Л.В.
дело по апелляционной жалобе фио на решение Тверского районного суда г. Москвы от 19 февраля 2021 года, которым постановлено:
Исковые требования фио к Министерству здравоохранения РФ, УСЗН ЮАО г. Москвы о взыскании денежной компенсации, обязании внести в реестр граждан, имеющих право на получение единовременной денежной компенсационной выплаты с указанием размера задолженности за период с 23 ноября 1993 года по 30 октября 2020 года, оставить без удовлетворения.
УСТАНОВИЛА:
Паршин М.М. обратился в суд к Министерству здравоохранения Российской Федерации, УСЗН ЮАО г. Москвы с иском, уточнив который, просил взыскать денежную компенсацию в размере сумма, обязать внести в реестр граждан, имеющих право на получение денежной компенсационной выплаты, сведения с указанием задолженности в размере сумма за период с 23 ноября 1993 года по 30 октября 2020 года.
В обоснование заявленных требований Паршин М.М. ссылался на то, что в период с 21 мая 1991 года по 21 марта 2000 года он осуществлял трудовую деятельность в Министерстве здравоохранения адрес, Министерстве здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и Министерстве здравоохранения Российской Федерации, при этом он является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и ему установлена инвалидность третьей группы, однако в период с 23 ноября 1993 года по 30 октября 2020 года ему не выплачивалась материальная помощь на оздоровление, а также не была выплачена единовременная компенсация выплата при установлении группы инвалидности, что является незаконным и нарушает его права.
В судебное заседание истец явился, исковые требования, с учетом внесенных изменений, поддержал.
Представители Министерства здравоохранения Российской Федерации и УСЗН ЮАО г. Москвы в суд явились, требования истца не признали по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит Паршин М.М. в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, выслушав фио, представителей Министерства здравоохранения Российской Федерации по доверенности фио и фио, представителей УСЗН ЮАО г. Москвы по доверенности фио и фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В силу статьи 1 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.
Гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
При наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору.
Если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное (статья 3).
Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы определены в статьей 13 вышеуказанного Закона.
В силу абзацев 7, 8 статьи 39 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, указанным в п.п. 2, 3 части первой статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в ред. Закона РФ от 18 июня 1992 года N 3061-1, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, выплачивается единовременная компенсация за ущерб здоровью в размере:
- инвалидам 2 группы - 70 - кратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда;
- инвалидам 3 группы - 50 - кратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
В случае усиления группы инвалидности при переосвидетельствовании во ВТЭК единовременная компенсация выплачивается по вновь назначенной группе инвалидности с зачетом ранее выплаченной суммы единовременной компенсации.
Согласно абзацу 2 статьи 40 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 Закона ежегодно выплачивается единовременная материальная помощь на оздоровление в размере трехкратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
Письмом Минсоцзащиты РФ от 30.12.1992 N 1-3971-18 "О порядке выплаты и размерах ежегодной материальной помощи на оздоровление и компенсации за ущерб здоровью лицам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (вместе с письмом Минтруда РФ N 2315-СШ, Минфина РФ от 04.12.1992), определено, что работающим гражданам, в том числе пенсионерам и инвалидам, - по месту их основной работы независимо от форм собственности предприятий, организаций и учреждений.
Судом установлено, что Паршин М.М. в 1986 году принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, что подтверждается копией представленного в материалы дела удостоверения серии А N 291583 от 23 ноября 1993 года.
Из копии дубликата трудовой книжки фио от 15 ноября 2000 года следует, что в период с 21 мая 1991 года по 21 марта 2000 года он осуществлял трудовую деятельность в Министерстве здравоохранения адрес на различных должностях.
10 января 1996 года Паршину М.М. была установлена третья группа инвалидности и степень утраты профессиональной трудоспособности - 40%, основание - увечье, полученное при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Данное обстоятельство подтверждается копией выписки из акта освидетельствования во ВТЭК к справке ВТЭ-2 N 1.
Согласно выписке из акта освидетельствования во ВТЭК к справке ВТЭ-2 N 45, 26 ноября 1997 года Паршину М.М. была установлена вторая группа инвалидности и степень утраты профессиональной трудоспособности - 80%.
В обоснование заявленного иска Паршин М.М. ссылался на то, что в период с 21 мая 1991 года по 21 марта 2000 года он осуществлял трудовую деятельность в Министерстве здравоохранения адрес, Министерстве здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и Министерстве здравоохранения Российской Федерации, однако работодатель не выплачивал ему материальную помощь на оздоровление в размере трех МРОТ с 23 ноября 1993 года, единовременную компенсационную выплату в размере 50 МРОТ при установлении третьей группы инвалидности и единовременную компенсационную выплату в размере 70 МРОТ в связи с усилением группы инвалидности до второй группы.
Возражая против исковых требований фио, представитель Министерства здравоохранения Российской Федерации указывал на то, что с момента выдачи истцу удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС ему ежегодно выплачивалась единовременная материальная помощь на оздоровление в размере трехкратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, а при установлении истцу третьей группы инвалидности выплачена единовременная компенсация в размере 50 - кратном сумме установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, после усиления группы инвалидности до второй истцу произведена выплата единовременной компенсации (20 МРОТ) с зачетом ранее выплаченной суммы единовременной компенсации.
В обоснование приведенных доводов представитель ответчика представил в суд расчетные листки, лицевые счета и справки N 22-01-09/326 от 07 апреля 2020 года, N 22-1/899-сз от 07 октября 2020 года (л\д 77-79), согласно которым в период с ноября 1993 года по май 2000 года Паршину М.М. производились все причитающиеся выплаты в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а именно: выплачена ежегодная единовременная материальная помощь на оздоровление в размере трехкратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда; при установлении третьей группы инвалидности выплачена единовременная компенсация в размере 50 - кратном сумме установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, после усиления группы инвалидности до второй произведена выплата единовременной компенсации (20 МРОТ) с зачетом ранее выплаченной суммы единовременной компенсации.
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ничем не опровергнуты.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь названными правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отказе Паршину М.М. в удовлетворении исковых требований о взыскании с Министерства здравоохранения Российской Федерации денежной компенсации, исходя из того, что в процессе судебного разбирательства нашло подтверждение то обстоятельство, что причитающаяся истцу денежная компенсация в размере, установленном Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, была выплачена, что подтверждается представленными в материалы дела платежными документами и справкой Министерства здравоохранения Российской Федерации, которое несет ответственность за достоверность предоставленных сведений. При этом суд учел, что согласно письму заместителя директора Департамента управления делами и кадров N 10-1/341-сз от 08 февраля 2021 года, в 2007 году документы Управления бухгалтерского учета Министерства здравоохранения Российской Федерации за период с 1992-2001 годы с истекшим сроком хранения были отобраны к уничтожению, как не имеющие исторической ценности и практического значения.
Разрешая исковые требования фио об обязании УСЗН ЮАО г. Москвы внести в реестр граждан, имеющих право на получение денежной компенсационной выплаты сведения с указанием задолженности в размере сумма за период с 23 ноября 1993 года по 30 октября 2020 года, суд первой инстанции правильно счел их необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку Порядком выплаты компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца, предусмотренных Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 907, предусмотрено, что выплаты различных видов компенсаций в целях социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляются органом в сфере социальной защиты населения по заявлению гражданина, при этом какой-либо иной порядок выплаты компенсаций, в том числе предусматривающий ведение реестра граждан, имеющих право на получение денежной компенсационной выплаты, законом не предусмотрен.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном отказе суда в удовлетворении ходатайств, судебная коллегия полагает необоснованными и не может принять во внимание, так как в силу ч. 2 ст. 56 ГПК РФ именно суд, а не сторона по делу, определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. По правилам ст. 166 ГПК РФ удовлетворение ходатайства стороны является правом, а не обязанностью суда. Заявленные стороной истца ходатайства были разрешены судом в полном соответствии с названными процессуальными нормами и с учетом обстоятельств дела.
Доводы апелляционной жалобы, в том числе касающиеся отсутствия финансовых документов, подтверждающих выплату истцу спорных компенсаций, являются несостоятельными, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и правильно признаны ошибочными по мотивам, подробно изложенным в судебном акте, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда г. Москвы от 19 февраля 2021 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу фио, - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.