Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Магжановой Э.А., судей фио, фио, при помощнике судьи Смирновой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело N 2-273/2020 по апелляционной жалобе ЖСК "Иртыш" на решение Кунцевского районного суда адрес от 12 марта 2020 года, которым постановлено:
Исковые требования фио к ЖСК "Иртыш" об обязании привести лестницы многоквартирного в надлежащее состояние, взыскании компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов удовлетворить частично.
Обязать ЖСК "Иртыш" привести лестницы многоквартирного жилого подъезда 8 дома, расположенного по адресу: адрес надлежащее состояние, обеспечивающее беспрепятственный доступ для маломобильных групп граждан посредством установки спускных аппарелей.
Взыскать с ЖСК "Иртыш" в пользу Терина Алексея Ивановича компенсацию морального вреда в размере сумма, штраф в размере сумма, расходы на оплату услуг представителя в размере сумма.
Взыскать с ЖСК "Иртыш" в доход бюджета адрес государственную пошлину в размере сумма
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать, УСТАНОВИЛА:
Терин А.И. обратился в суд с иском к ЖСК "Иртыш", в котором с учетом уточнения исковых требований, просил установить в подъездах дома аппарели, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере сумма, штраф, расходы на оплату юридических услуг в размере сумма
В обоснование своих требований указал, что он является собственником квартиры N 464, расположенной по адресу: адрес.
В многоквартирном доме, в нарушение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, не обеспечено надлежащее состояние лестниц, ответчиком демонтированы аппарели для детских колясок и маломобильных групп населения без согласия общего собрания собственников жилых помещений и других оснований для демонтажа.
Ответчик игнорирует многочисленные требования истца установить спускные аппарели и отрицает возможность их установки, до настоящего времени не обеспечено требование законодательства по обеспечению передвижения маломобильных групп населения, в связи с чем, истец вынужден обратиться в суд.
Истец Терин А.И. и его представитель фио в судебное заседание явились, настаивали на исковых требованиях.
Ответчик ЖСК "Иртыш" в лице председателя фио и представителя на основании доверенности фио, в судебное заседание явились, с исковыми требованиями не согласились.
Представитель Жилищной инспекции адрес в судебное заседание не явился.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого, как незаконного, просит ответчик по доводам апелляционной жалобы.
В заседании судебной коллегии представитель истца просила решение суда оставить без изменения.
Представитель ЖСК "Иртыш", представитель третьего лица Жилищной инспекции адрес в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, не просили об отложении, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав представителя истца, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям решение суда соответствует.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2 статьи 36 ЖК РФ).
Согласно п.3 ст. 30, п. 1 ст. 39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (ч.1ст.158 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативов или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством РФ Правил содержания общего имущества в МКД.
Согласно п.2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006, в состав общего имущества МКД включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
В силу п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей), в том числе, должен поддерживаться архитектурный облик многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства и реконструкции многоквартирного дома.
Согласно подпункту "з" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, под содержанием общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения МКД понимается, в частности, текущий и капитальный ремонт.
В соответствии с п.1 ст.290 ГК РФ и ч.1 ст.26 ЖК РФ. общее имущество в многоквартирном доме принадлежит собственникам квартир в этом доме на праве общей долевой собственности.
В силу части 2.3 ст. 161 ЖК РФ, а также п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006г. N491, выполнение работ и оказание услуг являются для управляющей компании обязательными в силу закона.
Судом первой инстанции установлено, что Терин А.И. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: адрес.
Управление домом по адресу: адрес, осуществляет ЖСК "Иртыш". ЖСК "Иртыш" согласно данным, содержащимся в уставе данного ЖСК, был создан в 1984 году. Данное ЖСК было создано для строительства данного дома, а также последующей эксплуатации и управления этим домом. Таким образом, с 1984 года и по настоящее время ЖСК "Иртыш" является лицом, ответственным за содержание общедомового имущества дома. Доказательств, которые свидетельствовали бы об обратном, в материалы дела не представлено.
Как установлено в судебном заседании, в многоквартирном доме, по адресу: адрес, отсутствуют аппарели для спуска детских колясок и маломобильных групп населения, что затрудняет истцу и другим группам указанных граждан подъем с колясками к лифтовой площадке.
Согласно акту Мосжилинспекции от 08.10.2015 года, письму председателя ЖСК к собственнику кв. 650 указанного МКД N07/13 от 01.10.2013, ранее установленные аппарели были демонтированы ЖСК "Иртыш".
Решение общим собранием собственников жилых помещений о демонтаже аппарели не принималось.
Согласно представленному истцом заключению, установка аппарелей не будет противоречить требованиям СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" и ГОСТ Р 51261-2017 "Устройства опорный стационарные", а также согласуется с положениями п.4.3 "СП 35-102-2001. Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам" (одобрен Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 N 71) направленными на регулирование обеспечения потребностей инвалидов и маломобильных групп населения.
Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные исковые требования, оценив в совокупности представленные по делу доказательства по правилам ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, применяя приведенные нормы права, пришел к правильному выводу о том, что ответчик ЖСК "Иртыш" не принял необходимых мер по содержанию и ремонту общего имущества собственника многоквартирного дома, в связи с чем возложил на ответчика обязанность по установке аппарели во входных группах многоквартирного дома по адресу: адрес.
Выводы суда первой инстанции признаются судебной коллегией основанными на фактических обстоятельствах дела, верно установленных судом, и требованиях закона, учтенных судом при вынесении судебного решения.
В силу ст. 3 Закона адрес от 17.01.2001 N 3 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры адрес, " к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и иных маломобильных граждан, относятся жилые здания.
К маломобильным гражданам относятся, в том числе, инвалиды и лица с малолетними детьми, использующие детские коляски (ст. 1 Закона адрес от 17.01.2001 N 3), пп. "в" п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006, ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 384-ФЗ от 30.12.2009 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", п. 4.1 ст. 36 ЖК РФ, строительных правил СП 59.13330.2012 (2016) "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", СП 54.13330.2011 "Здания жилые многоквартирные".
Статья 4 Закона адрес от 17.01.2001 N 3 устанавливает, что перечень специальных приспособлений и оборудования для оснащения объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур адрес определяется соответствующими федеральными нормативно-техническими документами (сводами правил и национальными стандартами).
Установка аппарелей соответствует требованиям СП 59.13330.2016 по "разумному приспособлению" (п.3.38, п.4.1.) в рамках адаптаций, а не капитального ремонта и реконструкции, без необходимости несоразмерного и неоправданного бремени расходов для жителей (п. 3.38, п.3.52.), которые обязательны к применению согласно ч. 4 ст. 6, часть 3 ст. 42 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" по применению, что опровергает доводы Ответчика о том, что требования указанного СП не применимы к зданиям и сооружениям, построенным до введения указанных СП.
Требование по п.1.2. СП 59.13330.2012 по "разумному приспособлению" являются национальным стандартом, утвержденным п.41. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", обязательным к применению, при этом идентичен п. 4.1. в актуализированной редакции СП 59.13330.2016.
Управление домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, а также надлежащее содержание общего имущества в нем.
В свою очередь, надлежащее содержание общего имущества должно обеспечивать в том числе доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в МКД (ч. 1, п. 3 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ).
Согласно ст. 5 Закона адрес от 17.01.2001 N 3, органы государственной власти адрес, органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в адрес (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обеспечивают инвалидам и иным маломобильным гражданам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) общедоступность объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур адрес в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами адрес.
Оснащение специальными приспособлениями и оборудованием действующих объектов для доступа и пользования инвалидами и иными маломобильными гражданами осуществляется в период проведения их реконструкции и ремонта, если планировка позволяет осуществить эти работы.
Окончательное решение о невозможности выполнения в полном объеме требований по доступности инвалидов без посторонней помощи к каждому конкретному объекту может быть вынесено только судом.
Достоверных, достаточных и допустимых доказательств, позволяющих суду прийти к выводу о невозможности ответчиком выполнения в полном объеме требований по доступности инвалидов и иных маломобильных граждан к жилому дому, расположенному по адресу: адрес, представлено не было.
При таких обстоятельствах, неисполнение ответчиком своих обязанностей по обеспечению инвалидам и иным маломобильным гражданам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения, нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие, в связи с чем вывод суда первой инстанции наличии оснований для удовлетворения заявленных требований является законным и обоснованным.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кунцевского районного суда адрес от 12 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ЖСК "Иртыш" без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.