Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Магжановой Э.А., судей Зениной Л.С., Нестеровой Е.Б., при помощнике Симоновой И.И., заслушав в закрытом судебном заседании по докладу судьи Магжановой Э.А. дело по апелляционной жалобе ответчика О.Н. на решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 11 сентября 2020 года, которым постановлено:
Иск удовлетворить;
Признать О.Н. утратившей право пользования жилым помещением по адресу: адрес;
Выселить О.Н. из жилого помещения по адресу: адрес, УСТАНОВИЛА:
Войсковая часть * обратилась в суд с настоящим иском к ответчику О.Н, в котором просила признать ответчика утратившим право пользования жилым помещением по адресу: адрес, выселить ответчика из указанного жилого помещения. В обоснование заявленных требований истец указал, что на балансе ФКУ "ЦВК по МТО Росгвардии" (войсковой части *) находится служебный жилой дом с подземной автостоянкой по адресу: адрес, подполковник полиции О.Н. вселена в квартиру N * жилого дома, расположенного по адресу: адрес, на основании договора найма специализированного жилого помещения от 27.07.2017 г. N *, решением ЦЖК Росгвардии, оформленным протоколом N 3 от 26.02.2020 г, ответчику предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам структурных подразделений ЦА Росгвардии, сумма в размере * руб, 29.04.2020 г. ответчик снята с учета сотрудников органов внутренних дел РФ, проходящих службу в войсках Росгвардии РФ и имеющим специальные звания полиции, 15.05.2020 г. ответчик получил нарочно письмо с требованием в срок до 15.07.2020 г. освободить служебное жилое помещение, однако до настоящего времени служебное жилое помещение ответчиком не освобождено.
Представитель истца (войсковой части 5380) по доверенности А.А. в судебное заседание явился, иск поддержал.
Ответчик О.Н. в судебное заседание явилась, иск не признала по основаниям, изложенным в возражениях.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы и апелляционного представления, как незаконного, просят ответчик О.Н. и старший помощник Лефортовского межрайонного прокурора ЮВАО города Москвы О.П.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 января 2021 года решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 11 сентября 2020 года было оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ответчика О.Н. и апелляционное представление старшего помощника Лефортовского межрайонного прокурора ЮВАО города Москвы О.П. - без удовлетворения.
Определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 18 мая 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 января 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и представления прокурора, выслушав объяснения представителя истца и ответчика, выслушав прокурора, поддержавшего апелляционное представление, полагавшего решение суда подлежащим отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований, судебная коллегия находит обжалуемое решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Так, в соответствии со ст. 195 ГПК РФ, разъяснениями Верховного Суда РФ в постановлении Пленума N 23 от 19.12.2003 года "О судебном решении", решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
В п. 3 постановления Пленума предусмотрено, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, жилой дом по адресу: г. Москва, ул. Энергетическая, д.2, корп.2 находится в собственности Российской Федерации; 12.05.2017 г. зарегистрировано право оперативного управления ФГКУ "Центральная войсковая комендатура по материально-техническому обеспечению Федеральной службы войск национальной гвардии РФ" в отношении указанного жилого дома. 27.07.2017 г. между ФГКУ "Центральная войсковая комендатура по материально-техническому обеспечению Росгвардии" (наймодатель) и О.Н. (наниматель) был заключен договор найма специализированного жилого помещения N *, согласно которому наймодатель передает нанимателю и членам его семьи за плату в пользование жилое помещение включенное согласно решения руководителя Департамента строительства ФСВ НГ РФ N 67 от 29.05.2017 г. в список специализированных жилых помещений, расположенное в общежитии по адресу: адрес, для временного проживания в нем.
Из выписки из протокола заседания ЦЖК Росгвардии от 26.02.2020 г..N 3, утвержденного приказом Росгвардии от 31.03.2020 г..N * следует, что рассмотрено учетное дело сотрудника ГУССпН Росгвардии (дислокация г..Москва) подполковника полиции О.Н. на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, номер в единой очереди - 50, номер в списке очередников ЦА Росгвардии - 2, подполковник полиции О.Н. составом семьи из 1-го человека состоит на учете ЦА Росгвардии на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (протокол ЦЖК Росгвардии от 26.04.2017 г N 3, утвержденный 15.05.2017 г..), дата принятия заявления 3 сентября 2012 г, с 18.10.2012 г..подполковник О.Н. состояла на учете на получение единовременной социальной выплаты в МВД России (распоряжение от 18.10.2012 г..N *), в соответствии с п.16 Указа Президента РФ от 05.04.2016 г..N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии РФ" принята на учет с даты принятия на учет по прежнему месту службы - 18.10.2012 г, подполковник полиции О.Н. в ВС РФ не служила, проходила службу в органах внутренних дел РФ с 01.09.2001 г..по 01.10.2016 г, в Федеральной службе войск национальной гвардии РФ с 01.10.2016 г..по настоящее время, стаж службы для расчета размера единовременной выплаты, рассчитанной в соответствии с ч.2 ст.38 Закона N 342-ФЗ, по состоянию на 26.02.2020 г..составляет * лет * месяцев * дней (справка ГУК Росгвардии от 29.01.2020 г..N 186), подполковник полиции О.Н. до 29.12.2008 г..была зарегистрирована в отдельной двухкомнатной квартире по адресу: адрес, где зарегистрированы еще 4 человека: Н.П. (мать, собственник), К.Н. (брат), А.П. (бабушка), М.К. (племянник), с 10.11.2016 г..по 15.02.2017 г..была зарегистрирована по месту жительства по адресу: адрес, документы, содержащие информацию о собственнике данного жилого помещения, а также сведения, явившиеся основанием для регистрации в нем, не представлены
(отсутствуют), до 09.08.2010 г..имела долю в праве ? в квартире по адресу: адрес, обеспеченность составляла 33, 8 кв.м, в настоящее время О.Н. проживает без регистрации по месту пребывания (жительства) на основании договора найма специализированного жилого помещения от 27.07.2017 г..N * в квартире по адресу: адрес, иных жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или принадлежащих на праве собственности (доли в собственности на жилые помещения) подполковник полиции О.Н. не имеет, в соответствии с п.2 ч.3 и ч.4 ст.7 Закона N 247-ФЗ О.Н. с учетом ученой степени имеет право на дополнительную площадь жилого помещения размером 15, 0 кв.м. (ученая степень кандидата юридических наук О.Н. присуждена решением диссертационного совета Академии управления МВД России от 03.12.2009 г, диплом ДКН N *).
Из выписки из протокола заседания ЦЖК Росгвардии РФ от 29.04.2020 г. N *, утвержденного приказом Росгвардии от 21.05.2020 г. N 136дсп, следует, что приказом Росгвардии от 31.03.2020 г. N * О.Н. предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения в размере 14 811 063 руб, платежное поручение от 15.04.2020 г. N * (л.д.26); в соответствии с пп. "в" п.19 Правил подполковник полиции Онищенко О.Н. снята с учета на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
12.05.2020 г. между АО "Дон-Строй Инвест" (застройщик) и О.Н. был заключен договор N * участия в долевом строительстве многоквартирного дома, согласно которому застройщик обязуется с привлечением других лиц построить (создать) дом и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию дома в предусмотренный договором срок передать объект участнику при условии надлежащего исполнения последним своих обязательств; участник в рамках строительства объекта уплачивает застройщику цену в размере * руб. в порядке, предусмотренном разделом 4 договора; передача объекта застройщиком и принятие его участником осуществляется по подписываемому сторонами акту приема-передачи в срок не позднее 31.05.2022 г.
15.05.2020 г. О.А. на руки получено письмо Департамента строительства Росгвардии от 14.05.2020 г, в котором ответчика проинформировали, что в соответствии с п.24 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилом фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.12.2002 г. N 897, ответчик обязала в трехмесячный срок освободить жилое помещение специализированного жилищного фонда, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Энергетическая, д.2, корп.2, кв.178, занимаемое на основании договора найма специализированного жилого помещения от 27.07.2017 г. N 355; ответчику предложено в срок до 15.07.2020 г. освободить указанное жилое помещение.
Из акта проверки жилищных условий, составленного комиссией в составе: начальника группы жилищного обеспечения и учета недвижимого имущества отдела расквартирования войсковой части * майора С.М, инженера группы жилищного обеспечения и учета недвижимого имущества отделения расквартирования войсковой части * лейтенанта А.В, техника (паспортиста) группы жилищного обеспечения и учета недвижимого имущества отдела расквартирования войсковой части * старшего прапорщика Т.В. следует, что комиссия подтверждает факт проживания О.Н. в жилом помещении специализированного жилищного фонда по адресу: адрес. В судебном заседании ответчиком факт проживания в настоящее время в спорном жилом помещении не отрицался.
Разрешая дело по существу, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст.1, 35, 92, 93, 99, 103 ЖК РФ, ст.8 ФЗ от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", ст.ст.44, 56 Федерального закона РФ "О полиции" N 3-ФЗ от 07.02.2011 г, постановлением Правительства РФ от 17.12.2002 г. N 897, п. 12 Инструкции по организации работы по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда органов внутренних дел РФ (служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях), утвержденной Приказом МВД России от 06.05.2012 г. N 490 (в ред. Приказа МВД России от 20.08.2014 г. N 713), пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, исходя из того, что ответчик занимает спорное жилое помещение из служебного жилищного фонда истца, не имея на то законных оснований, поскольку размер полученной ответчиком единовременной социальной выплаты осуществлен из расчета средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по г. Москве, то есть населенного пункта, в котором ответчик проходит службу, О.Н. в связи с перечислением единовременной социальной выплатой в соответствии с пп. "в" п.19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты снята с учета на получение единовременной выплаты, заключенный с О.Н. договор найма специализированного жилого помещения (служебной квартиры по адресу: адрес) прекратил свое действие с момента направления войсковой частью * ответчику уведомления об освобождении указанного жилого помещения в срок до 15.07.2020 г, с которым ответчик была лично ознакомлена 15.05.2020 г.
Выражая несогласие с решением, ответчик в апелляционной жалобе указывает на то, что суд применил положения приказа МВД России от 6 мая 2012 года N 490, который не подлежал применению, поскольку с 1 января 2016 года истец проходит службу в Росгвардии, а спорное жилое помещение было предоставлено Центральной жилищной комиссией Росгвардии от 20 июня 2017 года N *, деятельность которой регламентирована приказом Росгвардии от 24.01.2017 N 17, при этом указанный приказ Росгвардии не определяет ни срок заключения, ни порядок продления договора найма специализированного жилого помещения, следовательно, договор найма специализированного жилого помещения от 27 июля 2017 года N * не расторгнут и не прекращен.
Выражая несогласие с решением суда, в апелляционном представлении прокурор указывает на то, что получение субсидии и снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий не указано среди оснований расторжения либо прекращения договора найма специализированного жилого помещения от 27 июля 2017 года N *, положения ст. 99 ЖК РФ рассматривают вопрос о предоставлении специализированного жилого помещения, а не пользование либо прекращение пользования таким помещением.
Судебная коллегия полагает доводы апелляционной жалобы ответчика и апелляционного представления прокурора заслуживающими внимание в силу следующего.
Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 40 Конституции Российской Федерации. При этом никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В связи с этим основания и порядок выселения граждан из жилого помещения должны определяться федеральным законом, и только на их основании суд может лишить гражданина права на жилище.
Расторжение договора найма специализированного жилого помещения по инициативе наймодателя регламентирует статья 101 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу которой договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в иных предусмотренных статьей 83 Жилищного кодекса Российской Федерации случаях.
Прекращение договора найма специализированного жилого помещения предусмотрено статьей 102 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой названный договор прекращается в связи с утратой (разрушением) жилого помещения, переходом права собственности на жилое помещение в общежитии либо его передачей в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу за исключением случаев, установленных указанной статьей.
Последствием расторжения и прекращения договора найма жилого помещения, в том числе специализированного, могут являться утрата нанимателем и всеми членами его семьи одновременно права пользования жилым помещением, и возможность их выселения из жилого помещения.
Поэтому статьей 103 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам.
Между тем статьи 83, 101 и 102 Жилищного кодекса Российской Федерации не содержат такого основания для расторжения (прекращения) договора найма специализированного жилого помещения, как получение субсидии на приобретение жилого помещения.
Согласно п. 24 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам РФ и внутренним войскам МВД РФ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2002 N 897, наниматель обязан освободить и сдать в 3-месячный срок служебное жилое помещение при увольнении со службы (с военной службы), по истечении срока действия договора найма и в иных случаях, определенных законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ФГКУ "ЦВК по МТО Росгвардии" и О.Н. был заключен договора найма специализированного жилого помещения от 24 июля 2017 года N *, согласно п. 5 которого данный договор был заключен на время прохождения службы в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации. При этом в разделе 4 договора определены основания расторжения и прекращения указанного договора, в соответствии с которыми получение субсидии, снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий среди таких оснований не указаны.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, в настоящее время О.Н. проходит службу в войсках Росгвардии РФ.
Также из материалов дела следует, что согласно п. 6.1. договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома N * от 12 мая 2020 года срок передачи объекта О.Н. не позднее 31 мая 2022 года. Данных о том, что О.Н. передан объект долевого участия по данному договору, не представлено.
Таким образом, ни условиями договора найма специализированного жилого помещения, заключенного с ответчиком, ни положениями действующего законодательства, не предусмотрено расторжение договора ввиду получения нанимателем жилого помещения субсидии и снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, а потому, заключенный с ответчиком договор найма специализированного жилого помещения является действующим, не расторгнут и не прекращен, следовательно оснований для признания ответчика утратившей право пользования спорным жилым помещением и выселении, не имеется.
Данных о том, что ответчиком были взяты на себя дополнительные обязательства, предполагающие освобождение спорного жилого помещения ввиду получения субсидии, а также данных о том, что ответчиком были нарушены условия получения субсидии, не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 11 сентября 2020 года отменить, принять по делу новое решение:
В удовлетворении исковых требований ФКУ "ЦВК по МТО Росгвардии" (войсковая часть 5380) к О.Н. о признании утратившей право пользования жилым помещением, выселении отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.