Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Пильгуна А.С, судей Кочергиной Т.В. Раскатовой Н.Н, при ведении протокола помощником Азаровой А.С, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С.
дело по апелляционной жалобе истца Мельника Ю.М. на решение Пресненского районного суда г.Москвы от 14 апреля 2021 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска фио к ДГИ города Москвы о признании права на предоставление жилого помещения за счет средств ДГИ, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, обязании заключить договор социального найма отказать, УСТАНОВИЛА:
Мельник Ю.М. обратился в суд с иском к Департаменту городского имущества города Москвы о признании права на предоставление жилого помещения по договору социального найма из жилищного фонда г. Москвы, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, обязании заключить договор социального найма.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является бывшим военнослужащим, уволенным с военной службы, с 20.04.2018 года в составе семьи из 3 человек состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях в г.Москве, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, в собственности жилья не имеет, а занимаемое в период службы жилое помещение при увольнении сдал органам Министерства обороны РФ. Ответчик в своих письмах от 24.10.2020 года и 28.12.2020 года отказал в предоставлении жилого помещения со ссылкой на действующее законодательство, в том числе на положения ст. 19 Закона города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", а также отсутствие выделения субвенции из федерального бюджета. Полагая свои права нарушенными, истец просил суд признать за ним с 20.04.2018 года право на предоставление жилого помещения по договору социального найма из жилищного фонда г. Москвы по линии Департамента городского имущества г.Москвы и за счет его собственных средств; возложить на Департамент городского имущества г.Москвы обязанность принять решение о предоставлении Мельнику Ю.М. и членам его семьи жилого помещения по договору социального найма из жилищного фонда г. Москвы по нормам и в порядке действующего законодательства в течение 30 дней, начиная со дня вступления решения суда в законную силу; возложить на Департамент городского имущества г.Москвы обязанность заключить с Мельником Ю.М. договор социального найма жилого помещения, предоставленного Мельнику Ю.М, указав в нем членов его семьи, в течение 30 дней, начиная со дня принятия решения о представлении Мельнику Ю.М. и членам его семьи жилого помещения по договору социального найма по нормам и порядке, установленным жилищным законодательством.
Истец и его представитель в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержали, просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г.Москвы возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, в своей апелляционной жалобе просит Мельник Ю.М.
В заседание судебной коллегии истец и его представитель по доверенности фио явились, доводы жалобы поддержали.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г.Москвы по доверенности фио возражала против доводов апелляционной жалобы, просила оставит решение без изменения.
Проверив письменные материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Как следует из материалов дела, истец Мельник Ю.М. в составе семьи из 3 человек (он, супруга фио, сын фио) с 2009 года зарегистрирован в г.Москве по месту жительства по адресу: г.Москва, 2-я адрес рощи, д.14, кв.61, где на основании договора безвозмездного пользования занимает двухкомнатную квартиру, площадью жилого помещения 43, 2 кв.м, принадлежащую на праве собственности фио
На указанную площадь истец прибыл из адрес, а супруга фио и сын фио - из адрес.
Постановлением Администрации адрес от 11.07.1996 г. N 622-П семья истца из 3 человек была включена в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п.6 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и директивой Министерства обороны РФ от 04.08.1993 г. N Д-74 за три года до увольнения с военной службы.
Постановлением Администрации адрес от 20.04.2018 г. N 640-П истец с членами семьи был снят с жилищного учета как уволенный с военной службы в связи с подачей заявления о снятии с учета, после чего учетное дело направлено в Департамент городского имущества г.Москвы.
Распоряжением Департамента городского имущества г.Москвы от 10.07.2018 г. N 22386 истец в составе семьи из 3 человек принят на учет нуждающихся в жилых помещениях в г.Москве с 20.04.2018 г.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", ч. 1 ст. 19 Закона города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", п.п. 28, 30 постановления Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", Правилами предоставления субвенций, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 216, оценил представленные доказательства и исходил из того, что права истца на получение жилья ответчиком не нарушены, так как жилищное обеспечение истца в соответствии с действующим законодательством возможно за счет финансирования из средств федерального бюджета, а не из городского, однако из федерального бюджета адресного финансирования для осуществления субъектами РФ полномочий по обеспечению жильем военнослужащих, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, на 2020 год и на плановые 2021-2022 годы не производилось.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
В силу положений ст. 11 ГК РФ и ст. 3 ГПК РФ, обращаясь в суд, истец должен доказать, что его права или законные интересы были нарушены, поскольку судебной защите подлежит нарушенное право.
Из пункта 28 постановления Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" следует, что жилье предоставляется гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, состоящим на учете, в порядке общей очереди.
Полномочия по обеспечению жилыми помещениями вышеуказанной категории граждан, уволенных с военной службы, переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 19 Закона города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" отдельные категории граждан, предусмотренные федеральным законодательством, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учёт до 1 января 2005 года (к числу которых и относится рассматриваемая категория военнослужащих) обеспечиваются жилыми помещениями, в том числе из жилищного фонда города Москвы, за счёт и в пределах лимита средств федерального бюджета в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством.
Пунктом 30 постановления Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" установлено, что администрации субъектов Российской Федерации распределяют государственные жилищные сертификаты, построенную, купленную за счет средств федерального бюджета жилую площадь в соответствии с утвержденными списками очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, о чем в письменной форме уведомляют граждан, уволенных с военной службы.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 216.
Согласно Правилам субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на указанные цели.
Федеральным законом от 29.11.2018 N 459-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" денежные средства для осуществления полномочий по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, не предусмотрены.
Суд правильно сослался на вышеуказанные нормативно-правовые акты, ответчик их не нарушил, при отсутствии соответствующего вида финансирования Департамент городского имущества г.Москвы лишен возможности предоставлять определенным категориям граждан жилые помещения.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, изложенные в решении выводы суда первой инстанции соответствуют собранным по делу доказательствам, они не опровергаются доводами апелляционной жалобы, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Ссылки в жалобе на письмо Минстроя России от 16.02.2018 г. N 5508-ЮГ/05, согласно которому в связи с завершением в 2018 году мероприятий по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы, за счет средств федерального бюджета, субъектам РФ в дальнейшем надлежит обеспечивать граждан указанной категории за счет собственных средств, судебной коллегией отклоняются, так как разрешение данного вопроса является прерогативой законодателя.
Между тем, каких-либо соответствующих изменений в установленный законом порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, не внесено.
В соответствии с п. 2 Правил предоставления субвенций (в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2017 N 1710, от 04.07.2019 N 858) финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, по-прежнему осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год на обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, применил закон, подлежащий применению, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановилзаконное и обоснованное решение. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 14 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мельника Ю.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.