Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио и судей Фроловой Л.А., Катковой Г.В., при помощнике судьи Уголковой М.С., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Фроловой Л.А. дело по апелляционной жалобе представителя Марсия фио - Матюшиной Т.А. на решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 9 февраля 2021 года, которым постановлено:
в иске Марсия фио к ООО "Автофорум" и АО "Мерседес-Бенц РУС" о взыскании компенсации морального вреда отказать, УСТАНОВИЛА:
истец Марсий А.Ж. обратился в суд с иском к ответчикам ООО "Автофорум" и АО "Мерседес-Бенц РУС" о взыскании убытков, компенсации морального вреда и штрафа. В обоснование иска указал, что 20 марта 2020 года заключил с ООО "Автофорум", являющимся официальным дилером "Мерседес-Бенц" в России, договор N.., согласно которому приобрел новое транспортное средство марки Mercedes-Benz S 560 4MATIC.., уплатил стоимость сумма Продавец установилв автомобиль нештатный TB-тюнер. В состав Спецификации автомобиля входило также оказание клиенту услуг по программе привилегий для владельцев автомобилей марки Mercedes-Benz S-Класса - "S-Lounge", включающей в себя, в том числе, следующие услуги при поломке автомобиля: поддержка клиентов 7 дней в неделю 24 часа в сутки (горячая адрес), максимальное сокращение времени ожидания (S-Эксперт по обслуживанию), обеспечение высококлассным подменным автомобилем (S-Мобильность). 11 апреля 2020 года автомобиль перестал заводиться, разрядился аккумулятор. Истец сразу обратился по телефону в компании, являющиеся официальными дилерами "Мерседес-Бенц": в "Автофорум Шереметьево" и "ПАНАВТО" с просьбой об оперативной доставке нового аккумулятора.
Дилеры отказали в просьбе со ссылкой на то, что аккумуляторы в наличии отсутствуют и могут быть доставлены на склад в срок не менее 7 дней. В связи с указанным отказом дилеров истец приобрел новый аккумулятор у организации ООО "АКБ Снаб", уплатив сумма 15 мая 2020 года новый аккумулятор также разрядился, истец не смог разблокировать двери автомобиля и завести его. В обоих случаях аккумулятор разрядился по причине неправильного подключения дилером МБ TB-тюнера. В связи со второй поломкой автомобиль был эвакуирован в сервисный центр "Автофорум Шереметьево" для гарантийного ремонта. 15 мая 2020 года в 12:00 истец обратился к Дилеру МБ с претензией, которая была направлена по электронной почте (по адресу, указанному на сайте -...), с требованиями: - об организации принятия ключей от автомобиля с целью устранения неисправностей Дилером МБ; - о предоставлении на время устранения неисправностей подменного автомобиля; - об оплате предшествующих расходов клиента на приобретение аккумулятора (в связи с первой поломкой). Кроме того, требования о предоставлении подменного автомобиля истец также заявлял по телефону телефон и 17 мая 2020 года. Однако данные требования удовлетворены не были, какой-либо подменный автомобиль предоставлен не был. 16 мая 2020 года в 09:30 истец обратился в контакт-центр "Мерседес-Бенц" ("Помощь на дорогах" по телефону телефон...) с просьбой решить проблему. В ответ ему порекомендовали в качестве единственного способа устранения недостатков вызвать эвакуатор, что и было сделано. 16 мая 2020 года в 10:50 истец в целях получения соответствующей "быстрой помощи" и консультации решилвоспользоваться услугой, предусмотренной Программой привилегий S-Lounge - S-Консьерж. Для этого он дважды позвонил по вышеуказанному номеру круглосуточной линии...
Однако 16 мая 2020 года круглосуточная адрес не работала, на звонки никто не отвечал. В итоге автомобиль забрали в сервисный центр "Автофорум Шереметьево" только к 14:00, то есть спустя более четырех часов после первого звонка. 23 мая 2020 года сотрудник сервисного центра "Автофорум Шереметьево" передал истцу автомобиль после гарантийного ремонта и документ, подтверждающий причины поломки автомобиля, а именно некорректное подключение дополнительного оборудования - ТВ тюнера.
Уточнив основания иска в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просил суд взыскать солидарно с ответчиков сумма в счет компенсации морального вреда, причиненного вследствие ненадлежащего оказания услуг, предусмотренных Программой привилегий "S-Lounge"; взыскать с ООО "Автофорум" сумма - расходы на приобретение нового аккумулятора и штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (л.д. 94-100).
Представитель истца Марсия А.Ж. - Матюшина Т.А. в судебном заседании иск поддержала.
Представитель ответчика АО "Мерседес-Бенц РУС" в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что нарушений условий Программы привилегий S-Lounge со стороны партнёра программы ООО "Автофорум" или импортера автомобиля АО "Мерседес-Бенц РУС" не было, объективных доказательств того, что горячая адрес S-Lounge не работала 16 мая 2020 года, не представлено.
Представитель ответчика ООО "Автофорум" в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, указав, что 10 июля 2020 г. истцу были перечислены денежные средства в размере сумма в счет возмещения убытков на покупку аккумуляторной батареи, что подтверждается платежным поручением N.., ранее указанной даты ответчик был лишен возможности устранить вышеуказанный недостаток из-за введения постановлением Губернатора Московской обл. ограничительных мер, вызванных распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по г. Москве, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, судебное заседание не явился.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит представитель истца Марсия А.Ж. - Матюшина Т.А. по доводам апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность постановленного судом решения проверена в апелляционном порядке.
Истец Марсий А.Ж, представитель ответчика АО "Мерседес-Бенц РУС", представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по г. Москве, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя истца Марсия А.Ж. по доверенности Разумного А.С, поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя ответчика ООО "Автофорум" по доверенности в порядке передоверия Шмаковой С.В, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Согласно ст. 195 ГПК Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Согласно п. 3 данного постановления обоснованным решение является тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Такие нарушения были допущены судом при рассмотрении настоящего дела.
Судом установлено, что АО "Мерседес-Бенц РУС" (далее - Уполномоченная организация или Импортер) является дочерним предприятием Иностранного изготовителя, единственным в России официальным импортером легковых и малотоннажных автомобилей марки "Мерседес-Бенц".
ООО "Автофорум" (далее - Дилер МБ) является официальным дилером "Мерседес-Бенц" в России, осуществляющим продажу в городе Москве новых автомобилей "Мерседес-Бенц", а также их гарантийное и сервисное обслуживание.
20 марта 2020 года между ООО "Автофорум" (Продавец), и фио (Покупатель) был заключен договор N.., согласно п. 1.1 которого продавец обязуется передать в собственность покупателю новое транспортное средство марки Mercedes-Benz S 560 4MATIC.., а покупатель - принять этот автомобиль и уплатить за него установленную договором цену. Характеристики, параметры, технические данные, дополнительное оборудование и спецификация автомобиля устанавливаются в Приложении N 1 к договору.
В Приложении N 1 к договору - Спецификации указана стоимость автомобиля с учетом установленного на него дополнительного оборудования в размере сумма В состав Спецификации автомобиля входило оказание клиенту услуг по Программе привилегий для владельцев автомобилей марки Mercedes-Benz S-Класса - "S-Lounge Россия", включающей в себя услуги при поломке автомобиля: поддержка клиентов 7 дней в неделю 24 часа в сутки (горячая адрес), максимальное сокращение времени ожидания (S-Эксперт по обслуживанию), обеспечение высококлассным подменным автомобилем (S-Мобильность).
Перед куплей-продажей привлеченная продавцом подрядная организация установилав автомобиль нештатный TB-тюнер. 27 марта 2020 года Дилер МБ передал клиенту автомобиль по акту приема-передачи N 0327010.
11 апреля 2020 года автомобиль перестал заводиться по причине: разряженный аккумулятор. Марсий А.Ж. обратился по телефону в компании, являющиеся официальными дилерами "Мерседес-Бенц" (в том числе в "Автофорум Шереметьево" и "ПАНАВТО"), с просьбой об оперативной доставке нового аккумулятора. Дилеры отказали в просьбе со ссылкой на то, что аккумуляторы в наличии отсутствуют и могут быть доставлены на склад в срок не менее 7 дней.
В связи с отказом дилеров Марсий А.Ж. вынуждено приобрел новый аккумулятор у организации ООО "АКБ Снаб" и заменил им нерабочий аккумулятор в автомобиле. Затраты истца на приобретение нового аккумулятора составили сумма, что подтверждается кассовыми чеками от 11 апреля 2020 г.
15 мая 2020 года новый аккумулятор автомобиля также разрядился. Вследствие этого истец не смог разблокировать двери автомобиля и завести его. Причиной неисправности явилось неправильное подключение Дилером МБ TB-тюнера. В связи с этой поломкой автомобиль был эвакуирован в сервисный центр "Автофорум Шереметьево" для гарантийного ремонта.
15 мая 2020 года в 12:00 истец обратился к Дилеру МБ с претензией, которая была направлена по электронной почте (по адресу, указанному на сайте -...). В претензии сформулированы требования: - об организации принятия ключей от автомобиля с целью устранения неисправностей Дилером МБ; - о предоставлении на время устранения неисправностей подменного автомобиля; - об оплате предшествующих расходов клиента на приобретение аккумулятора (в связи с первой поломкой).
Требования не были удовлетворены, какой-либо подменный автомобиль предоставлен не был.
На следующий день, 16 мая 2020 года в 09:30 Марсий А.Ж. обратился в контакт-центр "Мерседес-Бенц" ("Помощь на дорогах" по телефону телефон...) с просьбой решить проблему. В ответ ему порекомендовали в качестве единственного способа устранения недостатков вызвать эвакуатор, что и было сделано.
Из письменных объяснений истца следует, что 16 мая 2020 года в 10:50 он в целях получения соответствующей "быстрой помощи" и консультации решилвоспользоваться услугой, предусмотренной Программой привилегий S-Lounge - S-Консьерж. Для этого он дважды позвонил по номеру круглосуточной линии... Однако 16 мая 2020 года круглосуточная адрес не работала - на звонки никто не отвечал.
В итоге автомобиль забрали в сервисный центр "Автофорум Шереметьево" только к 14:00, то есть спустя более четырех часов после первого звонка клиента.
23 мая 2020 года сотрудник сервисного центра "Автофорум Шереметьево" передал автомобиль клиенту после гарантийного ремонта. При передаче автомобиля данным сотрудником был оформлен документ "Калькуляция сервиса N.., Тип Внутренний N Плательщика... ", в котором указано следующее: "Результаты проверок: некорректно подключено дополнительное оборудование - ТВ тюнер".
Согласно материалам дела, 10 июля 2020 г. ответчиком ООО "Автофорум" истцу были перечислены денежные средства в размере сумма в счет возмещения убытков на покупку аккумуляторной батареи, что подтверждается платежным поручением N...
Таким образом, фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что в период действия гарантии на автомобиль Марсий А.Ж. был вынужден самостоятельно покупать аккумулятор и понес убытки в сумме сумма
Суд посчитал, что права потребителя Марсия А.Ж. не были нарушены продавцом и Дилером МБ - ООО "Автофорум", поскольку убытки в вышеуказанной сумме возмещены.
Сославшись на введение постановлением Губернатора Московской обл. ограничительных мер, вызванных распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области, суд пришел к выводу о том, что ответчик ООО "Автофорум" не мог обеспечить истца аккумуляторной батареей и прав истца не нарушил.
Согласно п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В соответствии с пунктом 4 данной статьи изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.
Отказывая в удовлетворении требований истца о взыскании с ответчика убытков и штрафа, суд не учел, что первая поломка аккумулятора и требование его замены произошли 11 апреля 2020 года - до введения в действие указанного постановления Губернатора Московской области, убытки в сумме сумма были возмещены истцу после подачи иска в суд, а именно 10 июля 2020 г, тогда как иск подан в суд 22 июня 2020 г.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с принятием в порядке ст. 328 ГПК РФ нового решения, которым судебная коллегия взыскивает с ответчика ООО "Автофорум" в пользу истца штраф в сумме сумма, что составляет 50% от суммы сумма.
Разрешая требования истца о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда, суд пришел к выводу о том, что со стороны ответчиков не было допущено нарушений прав истца, как потребителя, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.
В апелляционной жалобе представитель истца указал, что суд неверно определилправовую природу Программы привилегий S-Lounge, в результате чего не применил подлежащий применению Закон о защите прав потребителей.
Эти доводы являются обоснованными. Заявляя о компенсации морального вреда, истец в обоснование указанного требования сослался на причинение ему нравственных страданий, вызванных неисполнением обязательств по предоставлению услуг в рамках Программы привилегий S-Lounge.
Суд посчитал, что Программа привилегий S-Lounge как программа лояльности для клиентов не подпадает под правовое регулирование главы 39 ГК Российской Федерации, определяющей правоотношения сторон по возмездному оказанию услуг, поскольку не содержит в себе существенных условий данного вида договора.
Однако выводы суда о том, что Программа привилегий S-Lounge не входила в предмет договора с Дилером МБ, не имела возмездную основу, так как не является установленным на автомобиле оборудованием, ошибочны.
Программа привилегий S-Lounge была прямо указана в Спецификации в перечне дополнительного оборудования, в общую стоимость транспортного средства вошла стоимость дополнительного оборудования. Следовательно, указанная Программа привилегий входила в предмет договора с Дилером МБ и приобреталась истцом за плату.
Таким образом, нарушенное право истца на использование Программы привилегий S-Lounge подлежит защите в соответствии с положениями Закона РФ "О защите прав потребителей", поскольку данная услуга предусмотрена договором, входит в состав Спецификации автомобиля.
Представленной совокупностью доказательств подтверждается, что истцу не были оказаны по его требованиям услуги, которые были предусмотрены Программой привилегий S-Lounge, тогда как при выборе дорогостоящего автомобиля и продавца/изготовителя он ориентировался на высокий уровень сервисного обслуживания, заявленный Дилером МБ, рассчитывал на надлежащее оказание соответствующих услуг. Это являлось существенным для клиента при заключении договора.
Нарушения Программы привилегий S-Lounge выразились в непредоставлении истцу подменного автомобиля на протяжении недели в период с 15 мая 2020 г. по 23 мая 2020 г, в неполучении консультаций с использованием круглосуточной адрес мая 2020 г.
Ссылки в решении на ограничительные меры в связи с угрозой распространения в г. Москве и Московской обл. новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) и введение в городе Москве и Московской области режима повышенной готовности в соответствии с Указом Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ и постановлением Губернатора Московской области от 12 марта 2020 г. N 108-ПГ несостоятельны, поскольку ограничения не касались технического обслуживания и ремонта транспортных средств, торговли деталями, узлами и принадлежностями к ним. Предоставление подменного автомобиля не относится к торговле автомобилями, эта услуга относится к ремонту транспортных средств. Кроме того, пункты 1 и 21 Приложения 3 постановления Губернатора Московской области, на которое сослался суд, действовали с 18 мая 2020 г. по 31 мая 2020 г, тогда как истец обратился к ответчикам за предоставлением подменного автомобиля по Программе привилегии S-Lounge 15 мая 2020 г, а за услугой S-Консьерж 16 мая 2020 г. - до введения ограничительных мер.
В материалах дела (л.д. 56, 134) имеются претензии истца, направленные в адрес ответчиков в электронном виде, свидетельствующие о том, что Марсий А.Ж. действительно в указанные им даты обращался к ответчикам с целью реализации своих прав в рамках Программы привилегий S-Lounge, требовал предоставить подменный автомобиль аналогичного класса с пропуском для передвижения по территории Москвы и Московской области, а также компенсировать расходы на приобретение аккумулятора за собственный счет, однако, как следует из ответов АО "Мерседес-Бенц РУС", услуги ему в разумный срок не были оказаны, 29 июня 2020 г. ему был дан ответ о том, что дилер ООО "ПАНАВТО" готов предоставить подменный автомобиль в рамках программы S-Lounge (л.д. 177, 178).
Вывод суда об отсутствии относимых, допустимых и достаточных доказательств того, что горячая линия программы S-Lounge не работала 16 мая 2020 года, опровергается материалами дела.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 17 от 28.06.2012 года "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Судебная коллегия считает, что компенсация морального вреда подлежит взысканию с ответчика АО "Мерседес-Бенц РУС", поскольку он как Уполномоченная организация или Импортер не дал поручение дилеру ООО "Автофорум" на выполнение Программы привилегий S-Lounge в пользу Марсия А.Ж.
С учетом характера допущенных нарушений, степени нравственных страданий истца, наступивших для него последствий судебная коллегия определяет размер компенсации морального вреда в сумме сумма, полагая заявленную сумму сумма чрезмерной и неоправданной.
С данного ответчика также подлежит взысканию штраф в сумме сумма за отказ в удовлетворении требований потребителя в добровольном порядке.
В остальной части иска истцу следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329, 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 9 февраля 2021 года отменить и постановить новое решение.
Иск Марсия фио удовлетворить частично.
Взыскать с ООО "Автофорум" в пользу Марсия фио штраф в сумме сумма.
Взыскать с АО "Мерседес-Бенц РУС" в пользу Марсия фио компенсацию морального вреда в сумме сумма и штраф в сумме сумма
В остальной части иска отказать.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.