Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В., и судей Дегтеревой О.В., Рачиной К.А., при помощнике судьи Заргарян И.В., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В., гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Управление социальной защиты населения ВАО г. Москвы по доверенности Берковской В.Ю. на решение Преображенского районного суда города Москвы от 31 мая 2021 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с *** в пользу УСЗН ВАО г. Москвы незаконно полученной выплаты региональной социальной доплаты к пенсии в размере 48167 руб. 50 коп.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с *** в бюджет города Москвы государственную пошлину в размере 1645руб. 02 коп.
УСТАНОВИЛА:
Управление социальной защиты населения ВАО г. Москвы обратилось в суд с иском к ***, просило взыскать незаконно полученные денежные средства в виде региональной социальной доплаты к пенсии в размере 173403 руб.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что *** является получателем пенсии по выслуге лет от Военного комиссариата г. Москвы, получал региональную социальную доплату к пенсии с 01.11.2011 в размере 4 816 руб. 75 коп, так как числился неработающим пенсионером со 02.11.2010 года в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии". 11.01.2019 на приеме в ОСЗН *** сообщил о назначении ему страховой пенсии по старости от Пенсионного Фонда РФ. 16.01.2019 при поступлении справки из ГУ ПФР N 7 установлено, что *** была назначена пенсия по старости с 20.01.2016, о чем ответчик своевременно не сообщил в органы социальной защиты населения. Согласно справки из ПФР, размер назначенной пенсии на 16.01.2019 составляет 9 043 руб. 09 коп. В связи с тем, что в результате назначения страховой пенсии размер увеличения суммы материального обеспечения ответчика превысил размер выплачиваемой ему региональной социальной доплаты, выплата РСД к пенсии была прекращена с 01.02.2019, в результате чего образовалась переплата региональной социальной доплаты к пенсии в размере 173403 руб.
Представитель истца по доверенности Берковская В.К. в суде исковые требования поддержала, полагала иск подлежащим удовлетворению.
Ответчик *** в суде исковые требования не признал, в том числе, в связи с пропуском истцом срока исковой давности, установленного ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд постановилприведенное выше решение, представитель ответчика УСЗН ВАО г.Москвы по доверенности Берковская В.Ю. в своей апелляционной жалобе просит решение суда изменить.
Представитель истца в заседание судебной коллегии не явился, о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен, просил об отложении дела, судебная коллегия рассмотрев заявленное ходатайство, полагая возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие представителя истца в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с ч. 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав ответчика ***, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ***, 20.01.1956 года рождения является получателем пенсии по выслуге лет от Военного комиссариата г. Москвы, а также получателем региональной социальной доплаты (РСД) к пенсии с 01.11.2011г. как неработающий пенсионер.
Согласно документов личного дела, *** в период с 01.11.2011 г. выплачивалась региональная социальная доплата к пенсии в размере 4816, 75 руб.
При этом в своем заявлении ответчик обязался в десятидневный срок сообщить обо всех обстоятельствах влекущих изменение (назначение или прекращение выплаты, перерасчет или корректировка размера) пенсионных выплат, входящих в общую сумму материального обеспечения пенсионера, за исключением их индексации, а также пособия по безработице (памятка от 17.01.2011г. подписанная ответчиком.
11.01.2019г. на приеме в ОСЗН *** сообщил о назначении ему страховой пенсии по старости от Пенсионного Фонда РФ в размере 9043, 09 руб.
16.01.2019 при поступлении справки из ГУ ПФР N 7 по г. Москве и Московской области установлено, что *** была назначена пенсия по старости с 20.01.2016, о чем ответчик своевременно не сообщил в органы социальной защиты населения.
Решением УСЗН ВАО г.Москвы в лице отдела соцзащиты Гольяново и Восточный N342 от 04 октября 2019 установлено, что по вине *** не сообщившего о назначении пенсии, произошла переплата средств городского бюджета в сумме 173403 руб. за период с 01.02.2016г. по 31.01.2019г.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь названными правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований УСЗН ВАО г.Москвы о взыскании с *** незаконно полученной региональной социальной доплаты, исходя из того, что в процессе судебного разбирательства нашел свое подтверждение факт неправомерного получения ответчиком в спорные периоды времени сумм региональной социальной доплаты к пенсии, так как в эти периоды он получал страховую пенсию в размере 9043, 09 руб, в результате чего размер увеличения суммы материального обеспечения превысил размер выплачиваемой ему региональной социальной доплаты, которая ответчику прекращена с 01.02.2020, однако в нарушение установленной законом обязанности, о которой он был осведомлен 17.01.2011, о данных обстоятельствах в известность Управление не поставил и продолжал получать указанную доплату, что в силу положений пункта 41 Постановления Правительства г. Москвы от 17 ноября 2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" является основанием для взыскания переполученной суммы региональной социальной доплаты в судебном порядке.
Оснований для применения положений статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации суд первой инстанции правильно не усмотрел, поскольку обязанность сообщить о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение или приостановление выплату региональной социальной доплаты к пенсии, в нарушение взятых на себя обязательств, оформленных письменным заявлением, ответчиком не исполнена.
Судебная коллегия с данными выводами соглашается, так как они основаны на положениях действующих в указанный период нормативных правовых актов.
Так, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 N1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" установлено, что назначение и выплата региональной социальной доплаты к пенсии неработающих пенсионеров, зарегистрированных в городе Москве по месту пребывания и получающих пенсию в городе Москве, осуществляется управлениями социальной защиты населения города Москвы в размерах и на условиях, установленных Порядком (п. 2).
Положениями ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что региональная социальная доплата к пенсии, которая назначается пенсионеру, проживающему на территории Российской Федерации, не осуществляющему работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", не выплачивается в период выполнения указанной работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию.
В силу п. 30(1) данного Постановления неработающим пенсионерам, указанным в пункте 5(1) настоящего Порядка, размер региональной социальной доплаты определяется как разница между величиной городского социального стандарта, установленной Правительством Москвы, и общей суммой материального обеспечения пенсионера, определенной на дату назначения (перерасчета) региональной социальной доплаты в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка.
При определении размера региональной социальной доплаты к пенсии в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 17 ноября 2009 года N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии", принимается величина городского социального стандарта, установленная Постановлением Правительства Москвы от 06 декабря 2016г. N 816-ПП "Об установлении размеров отдельных социальных выплат на 2017 год", Постановлением Правительства Москвы от 31 октября 2017г. N 805-ПП "Об установлении размеров отдельных социальных выплат на 2018 год", постановлением Правительства Москвы от 11 декабря 2018г. N 1525-ПП "Об установлении размеров отдельных социальных выплат на 2018 год".
Управления социальной защиты населения города Москвы вправе запрашивать в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствующих органах и организациях сведения, позволяющие проверить достоверность представленных пенсионерами сведений (абзац третий пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
При поступлении сведений, свидетельствующих об утрате пенсионером права на получение региональной социальной доплаты, управление социальной защиты населения города Москвы приостанавливает ее выплату для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплаты региональной социальной доплаты. В случае подтверждения этих обстоятельств выплата региональной социальной доплаты прекращается (пункт 35 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Пенсионер обязан в письменной форме информировать управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее ему региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты или изменение размера региональной социальной доплаты, в срок не позднее 10 календарных дней со дня наступления указанных обстоятельств (пункт 41 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Согласно пункту 42 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты в случаях, если представление недостоверных сведений или несвоевременное выполнение обязанности, указанной в пункте 41 Порядка, повлекло за собой перерасход средств на выплату региональной социальной доплаты, излишне выплаченные суммы возмещаются в следующем порядке:
а) на основании решения управления социальной защиты населения города Москвы об ежемесячном удержании излишне выплаченных сумм с пенсионера в размере, не превышающем 20% причитающейся ему к выплате суммы региональной социальной доплаты;
б) пенсионером в добровольном порядке (в объемах и в сроки, согласованные с управлением социальной защиты населения города Москвы);
в) на основании решения суда о возмещении переполученных сумм.
При этом Порядком назначения и выплаты региональной социальной доплаты установлены не только основания, при которых утрачивается право пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии, но и определено, какие действия надлежит совершить органу социальной защиты после поступления сведений, свидетельствующих о возможной утрате права пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии (проверка поступивших сведений с приостановлением выплаты региональной социальной доплаты, выяснение обстоятельств, проверка фактов, при подтверждении сведений - прекращение выплаты).
Так, п унктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Суд первой инстанции при разрешении вопроса об исчислении срока исковой давности по иску УСЗН ВАО города Москвы к гражданину, получавшему региональную социальную доплату к пенсии, о взыскании излишне полученной суммы такой выплаты, учел нормативные положения, определяющие полномочия УСЗН ВАО города Москвы по контролю за правильным и рациональным расходованием его бюджета, во взаимосвязи с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации о сроке исковой давности, о применении которой было заявлено ответчиком ***
Вместе из жалобы ответчика видно, что за защитой своих нарушенных прав обратился истец в суд обратился лишь 25.03.2021г, тогда как с 11.01.2019 г. ответчику назначена страховая пенсия и мер по контролю за целевым расходованием средств на осуществление выплаты РСД, ответчиком не принималось, оснований к взысканию суммы полностью у суда не имелось, период задолженности с учетом применения статьи 196 ГК РФ с даты предъявления иска к ответчику по почте 25.03.2021 года составил с 25.03.2018г. по 25.03.2021г.
При таких обстоятельствах, учитывая, что УСЗН ВАО г. Москвы обратилось с иском 25.03.2021 года и выплата РСД прекращена с 01.02.2019 ответчику, подлежала взысканию с ответчика излишне полученная сумма региональной социальной доплаты в пользу истца с 25.03.2018 по 31.01.2019 года в сумме 49255, 15 руб. (4816, 75 руб. х 10 мес. + за март 2018 - 4816, 75/31 х 7 =1087, 65 руб.), согласно представленных сведений о начисленных и выплаченных суммах ответчику истцом (л.д. 22).
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу об изменении решения суда и взыскании с ответчика излишне полученную сумму региональной социальной доплаты к пенсии за три года до момента обращения в суд с настоящим иском, за период с 25.03.2018 г. по 31.01.2019 г. в размере 49255, 15 руб.
В остальной части, с учетом доводов жалобы истца, решение проверке в порядке ст.327.1 ГПК РФ не подлежит, судебная коллегия проверяет дело в пределах доводов жалобы истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Преображенского районного суда города Москвы от 31 мая 2021 года
изменить, взыскать с *** в пользу УСЗН ВАО города Москвы излишне полученную региональную социальную доплату к пенсии в размере 49255 руб. 15 коп.
В остальной части решение Преображенского районного суда города Москвы от 31 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя УСЗН ВАО города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.