Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи Масленниковой Л.В., судей Лобовой Л.В., Пильгановой В.М., при помощнике судьи Червенко А.В., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе Армарчук А.А, Лысенко Г. В, Станишич Л.В, Пироговой Е.Н, Губаревой М.С. на решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 18 декабря 2019 года, (номер дела в суде первой инстанции N2-6738/2019) которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Армарчук А.А, Лысенко Г.В, Станишич Л.В, Пироговой Е.Н, Губаревой М.С. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения города Москвы "Центр планирования семьи и репродукции Департамента здравоохранения города Москвы" о признании незаконными и отмене результатов специальной оценки условий труда, возложении обязанности провести внеплановую специальную оценку условий труда - отказать.
установила:
Истцы Армарчук А.А, Лысенко Г.В, Станишич Л.В, Пирогова Е.Н, Губарева М.С. обратились в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения города Москвы "Центр планирования семьи и репродукции Департамента здравоохранения города Москвы", просили признать незаконными и отменить результаты специальной оценки условий труда, отраженные в картах специальной оценки условий труда N201А и N202А по должности врач-акушер-гинеколог, N203 по должности врач-терапевт, N205А и N206А по должности акушер, обязать ответчика провести внеплановую специальную оценку условий труда на рабочих местах истцов.
В обоснование заявленных требований истцы ссылались на то, что осуществляют трудовую деятельность у ответчика в должностях врача-терапевта, акушера, врача-акушера-гинеколога в Обособленном подразделении "Женская консультация N3", в 2018 году на их рабочих местах была проведена специальная оценка условий труда, по итогам которой был установлен итоговый класс (подкласс) условий труда 3.1; полагают, что специальная оценка условий труда была проведена с нарушениями: работники не были уведомлены о ее проведении, класс (подкласс) по биологическому фактору - 3.1 определен неправильно, так как он соответствует категории 3.4 с учетом того, что истцы осуществляют трудовую деятельность с прямым контактом с патогенными микроорганизмами III и II групп патогенности.
В судебном заседании явившиеся истцы, представитель истцов по доверенностям Лысенко Г.В. исковые требования поддержали.
Представители ответчика по доверенностям Борисова Е.В, Сахарова Н.С. возражали против удовлетворения иска.
Судом постановлено решение, которое по доводам апелляционной жалобы просят отменить истцы Армарчук А.А, Лысенко Г.В, Станишич Л.В, Пирогова Е.Н, Губарева М.С.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 сентября 2020 года решение Черемушкинского районного суда города Москвы от 18 декабря 2019 года, оставлено без изменения, апелляционная жалоба истцов - без удовлетворения.
На указанное апелляционное определение истцами Армарчук А.А, Лысенко Г.В, Станишич Л.В, Пироговой Е.Н, Губаревой М.С. была подана кассационная жалоба.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 09 февраля 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 сентября 2020 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
При новом апелляционном рассмотрении дела истцы Армарчук А.А, Лысенко Г.В, Станишич Л.В, Пирогова Е.Н, Губарева М.С. в судебное заседание не явились, воспользовавшись правом, предусмотренным положениями ст. 48 ГПК РФ на ведение дела через представителя.
При новом рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия, выслушав объяснение представителя истцов Михайличенко К.А, представителей ответчика по доверенностям Борисову Е.В, Полякова Н.С, представителя третьего лица ООО "Центр независимой оценки безопасности труда" Собина М.О, обсудив доводы апелляционной жалобы, с учетом определения судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, с учетом заключения проведенной экспертизы, приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с положениями ст.390 ГПК РФ указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, имеются.
Статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (часть 1 названной статьи).
Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (часть 5 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (статьи 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу абзаца одиннадцатого части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте; расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; подготовки статистической отчетности об условиях труда; решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;
определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления; принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников; оценки уровней профессиональных рисков; иных целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 426-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 названного федерального закона, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
Из приведенных нормативных положений следует, что специальная оценка условий труда, обязанность по организации и финансированию проведения которой возложена законом на работодателя, проводится в целях создания безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности. Она представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. При этом непосредственное проведение специальной оценки условий труда на основании гражданско-правового договора, заключаемого работодателем, осуществляется специальной организацией, основным или одним из видов деятельности которой является проведение специальной оценки условий труда, а также отвечающей иным требованиям, указанным в статье 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ.
Согласно статье 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ работник вправе: присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте (пункт 1 части 1 статьи 5 закона), обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда, с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (пункт 2 части 1 статьи 5 закона), обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте в соответствии со статьей 26 названного закона (пункт 3 части 1 статьи 5 Закона).
В соответствии со ст.17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в случае получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;
В силу положений ст.24 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ экспертиза качества специальной оценки условий труда осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в рамках государственной экспертизы условий труда, предусмотренной Трудовым кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласие работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в судебном порядке (часть 1 статьи 26 названного закона).
Работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке (часть 2 статьи 26 названного закона).
Судом установлено, что истцы осуществляют трудовую деятельность в Обособленном подразделении Женская консультация N3 ГБУЗ г. Москвы "Центр планирования семьи и репродукции Департамента здравоохранения города Москвы": Армарчук А.А. в должности врача-терапевта, Лысенко Г.В, Станишич Л.В. в должности акушерки, Пирогова Е.Н, Губарева М.С. в должности врача акушера-гинеколога.
03 декабря 2018 года ответчиком издан приказ N 512 о создании комиссии по проведению специальной оценки условий труда (СОУТ, спецоценка) в ГБУЗ ЦПСиР ДЗМ, которым образованна комиссия по проведению процедуры СОУТ, определен график проведения СОУТ, перечень рабочих мест на которых будет проведена СОУТ, с данным приказом под роспись ознакомлены руководители структурных подразделений, в том числе Товмасян А.А. - непосредственный руководитель работников Обособленного структурного подразделения Женская Консультация N3 ГБУЗ ЦПСиР ДЗМ, оповестившая работников женской консультации о времени проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах.
На проведение специальной оценки условий труда ответчиком был заключен контракт от 22 марта 2019 года N 2438476-19/СОУТ-БТ с ООО "Центр независимой оценки Безопасности труда".
В период с 28 марта 2019 года по 31 июля 2019 года ООО "Центр независимой оценки безопасности труда" была проведена специальная оценка условий труда по должностям, которые занимают истцы: врач акушер-гинеколог, врач-терапевт, акушер.
Экспертом проведены исследования вредных (опасных) факторов производственной среды и трудового процесса, оформлены протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений биологического фактора, по которому учтены параметры: патогенные микроорганизмы IV группы - условно-патогенные микроорганизмы (возбудители оппортунистических инфекций).
По результатам специальной оценки условий труда составлены карты специальной оценки условий труда N N201А, 202А (по должности врач акушер-гинеколог), N203А (по должности врач-терапевт), NN205А, 206А (по должности акушер), согласно которым при оценке условий труда по вредным (опасным) факторам установлены классы условий труда: по биологическому фактору 3.1, по параметрам световой среды 2, по тяжести трудового процесса 3.1, напряженности трудового процесса 1. Итоговый класс (подкласс) условий труда установлен 3.1 (вредные условия труда 1 степени).
Результаты специальной оценки условий труда утверждены приказом главного врача ГБУЗ ЦПСиР ДЗМ от 01 августа 2019 года N415.
ООО "Центр независимой оценки Безопасности труда" имеет соответствующую аттестацию на проведение указанных работ, аттестат аккредитации NPOCCRU.0001.21АГ25 от 03 октября 2017 года. Эксперт организации, проводившей специальную оценку, Собин М.О. был аттестован на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, о чем имеется сертификата Серии 003 N0003573 Министерства труда и социальной защиты РФ.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцами требований и исходил из того, что специальная оценка условий труда была проведена с соблюдением установленной процедуры, ее выводы по существу не опровергнуты, организация, проводившая спецоценку, ООО "Центр независимой оценки Безопасности труда", аккредитована на оказание услуг в области охраны труда, в том числе на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, в ходе проведения специальной оценки условий труда эксперту были предоставлены все документы, перечисленные в ст. 10 Федерального закона N426-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О специальной оценке условий труда" и в п.4 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий груда и инструкции по ее заполнению". Доводы истцов о несоблюдении ответчиком процедуры проведения специальной оценки условий труда, выразившемся в неуведомлении работников о проведении специальной оценки условий труда, суд несостоятельными, не свидетельствующими о недействительности результатов спецоценки, нарушении прав работников на присутствие при ее проведении. Доводы истцов о том, что экспертом неверно определен класс (подкласс) по биологическому фактору и итоговый класс (подкласс) условий труда, которые, должны соответствовать 3.4, а не 3.1, также были отклонены.
В целях проверки доводов апелляционной жалобы истцов о нарушениях при проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах истцов, с учетом определения судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда, по ходатайству истцов, определением судебной коллегией по гражданским делам Московского городского суда от 28 апреля 2021 года была назначена государственная экспертиза условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест N 206А (акушер), N 205А (акушер), N 202А (врач-акушер-гинеколог), N 203 (врач-терапевт), N 201А (врач-акушер-гинеколог) обособленного структурного подразделения Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы "Центр планирования семьи и репродукции Департамента здравоохранения города Москвы" - Женская консультация N 3. Проведение экспертизы было поручено Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы.
В соответствии со ст. 216.1 ТК РФ государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки: качества проведения специальной оценки условий труда; правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; фактических условий труда работников.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно экспертному заключению N195/21-К/21 от 24 июня 2021 года, подготовленному Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы, качество проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах N201А врача-акушера-гинеколога, N 202А врача-акушера-гинеколога, N203 врача-терапевта N205А акушера, N206А акушера обособленного подразделения ГБУЗ "Центр планирования семьи и репродукции Департамента здравоохранения города Москвы" Женская консультация N3 не соответствует требованиям законодательства о специальной оценке условий труда.
Так, из п.9.1 экспертного заключения следует, что в соответствии с ч.6 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов не осуществляется в отношении рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости. При этом в соответствии с ч.7 ст. 10 указанного Закона перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям и измерениям определяется экспертом организации, проводящей спецоценку и утверждается комиссией работодателя по проведению СОУТ.
Из представленного отчета следует:
- перечень вредных и (или) опасных факторов, подлежащих исследованиям и измерениям на рабочих местах NN201А, 202А, 203, 205А, 206А определен экспертом ООО "ЦНО БТ".
- перечень вредных и (или) опасных факторов, подлежащих исследования и измерениям на рабочих местах NN201А, 202А, 203, 205А, 206А, утвержден комиссией по проведению СОУТ после проведения измерений и оценки факторов, что не соответствует требованиям абзаца 4 ст. 2 и ст. 9 Методики проведения СОУТ;
- приложенный к отчету СОУТ протокол заседания комиссии по проведению специальной оценки условий труда от 19.04.2019 N3-19 "Об утверждении перечня вредных и (или) опасных факторов, подлежащих исследования и измерениям на рабочих местах подлежащих специальной оценке условий труда" оформлен ранее даты подготовки заключения эксперта ООО "ЦНО БТ" и не может являться основанием для проведения последующих измерений (оценки), что не соответствует требованиям абзаца 4 ст. 2 и ст. 9 Методики проведения СОУТ.
Из п. 15.1 экспертного заключения следует, что согласно приказа N33н отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора на рабочих местах медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность, осуществляется независимо от концентрации патогенных микроорганизмов и без проведения исследований (испытаний) и измерений, при этом, класс условий труда определяется исходя из группы патогенности. Для подтверждения наличия на рабочих местах медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность, контакта с патогенными микроорганизмами - возбудителями инфекционных заболеваний (работы в условиях воздействия биологического фактора) и дальнейшего отнесения условий труда на рабочих местах к классу (подклассу) условий труда по биологическому фактору используются данные из имеющейся в медицинской организации документации, в которой отражены основные и сопутствующие заболевания пациентов (больных), а также данные из форм федерального статистического наблюдения. К таким формам относятся:
- N 8 "Сведения о заболеваниях активных туберкулезом";
- N 33 "Сведения о больных туберкулезом";
- N61 "Сведения о болезни, вызванной вирусом иммунодефицита человека"
-N12 "Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у пациентов, проживающих в районе обслуживания медицинской организации";
- N14 "Сведения о деятельности подразделений медицинской организации, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях";
Сведения, полученные в ходе изучения указанной медицинской документации и (или) из обязательных для предоставления медицинской организацией форм федерального статистического наблюдения, являются достаточным основанием для установления наименований болезней и групп патогенности возбудителей этих инфекционных заболеваний. Сроки давности сведений не должны превышать периода пяти лет на день проведения специальной оценки условий труда.
В материалах гражданского N33-6168/2021, представленных на экспертизу, имеются сведения из формы федерального статистического наблюдения N9 "Сведения о заболеваниях инфекциями, передаваемыми половым путем и заразными кожными болезнями" за 2018 год. В таблице 2005 имеется запись о количестве больных по нозологическим группам трихомоноз и хламидийные инфекции. Указанные заболевания вызываются микроорганизмами II группы патогенности: Trichomonas vaginalis Chlamydophila psittaci.
Согласно Методики проведения СОУТ, в случае воздействия микроорганизмов II группы патогенности условиям труда по биологическому фактору присваивается класс 3.3 (вредные условия труда третьей степени). При этом, в картах СОУТ, представленных на экспертизу, условиям труда по биологическому фактору присвоен класс 3.1 (вредные условия труда первой степени).
Учитывая изложенное, а также отсутствие в материалах, представленных на экспертизу, сведений о работах, проведенных для оценки биологического фактора на данных рабочих местах, определение класса условий труда по биологическому фактору признается не обоснованным.
В представленном заключении эксперт пришел к следующим выводам: на государственную экспертизу условий труда представлен Отчет о спецоценке, подписанный всеми членами комиссии и утвержденный председателем комиссии. Состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда соответствует установленным требованиям. Организация, проводившая специальную оценку условий труда ООО "ЦНО БТ", привлечена работодателем на основании гражданско-правового договора от 27 марта 2019 года N2438476-19/СОУТ-БТ. Сформированный перечень вредных и (или) опасных факторов, подлежащих исследованиям и измерениям на рабочих местах NN201А, 202А, 203, 205А, 206А, утвержден комиссией по проведению СОУТ после проведения измерений и оценки факторов, что не соответствует требованиям абзаца 4 статьи 2 и статьи 9 Методики проведения СОУТ. В материалах гражданского дела, представленных на экспертизу, имеются данные из форм федерального статистического наблюдения N9 "Сведения о заболеваниях инфекциями, передаваемыми половым путем и заразными кожными болезнями" за 2018 год", подтверждающих наличие заболеваний, вызванных микроорганизмами II группы патогенности, в связи с чем установление класса условий труда по биологическому фактору 3.1 признается необоснованным. В строке 040 карт специальной оценки условий труда в разделе "по результатам оценки условий труда" в графе "необходимость в предоставлении работнику соответствующих гарантий и компенсаций" в строке "сокращенная продолжительность рабочего времени" указано слово "да", что не соответствует требованиям законодательства. Результаты специальной оценки условий труда (установленный класс условий труда) на рабочих местах NN201А, 202А, 203, 205А, 206А не подтверждены представленными материалами. Выявленные замечания могут повлиять на итоговый класс условий труда на рассматриваемых на рабочих местах.
Проанализировав экспертное заключение о качестве специальной оценки условий труда на рабочих местах истцов Армарчук А.А, Лысенко Г.В, Станишич Л.В, Пироговой Е.Н, Губаревой М.С, проведенной Департаментом труда и социальной защиты населения г. Москвы, судебная коллегия признает его относимым и допустимым доказательством по делу, так как оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 86 ГПК РФ, поскольку содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в результате их выводы и обоснованный ответ на поставленный вопрос; в обоснование сделанного вывода экспертом приведены соответствующие данные из предоставленных в распоряжение эксперта материалов.
Доводы ответчика о несогласии с представленным экспертным заключением N 195/21-К/21 не свидетельствуют о необоснованности указанного заключения, поскольку экспертом подробно со ссылками на нормативные акты указано, какие требования законодательства нарушены при проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах истцов.
Указанное заключение является полным, обоснованным, подтвержденным документами и другими материалами дела, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, не доверять заключению у судебной коллегии оснований не имеется.
Таким образом, с учетом экспертного заключения N195/21-К/21, которым установлено несоответствие требованиям законодательства проведенной специальной оценки условий труда на рабочих местах истцов, судебная коллегия приходит к выводу об отмене постановленного решения суда с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований о признании незаконными и отмене результатов проведенной специальной оценки условий труда и обязании ответчика провести внеплановую специальную оценку условий труда на рабочих местах N201А, N202А по должности врач-акушер гинеколог, N203 по должности врач-терапевт, N205А, N206А по должности акушер.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 18 декабря 2019 года отменить, принять по делу новое решение.
Признать незаконными и отменить результаты специальной оценки условий труда, проведенной на основании приказа Государственного бюджетного учреждения здравоохранения г. Москвы "Центр планирования семьи и репродукции" Департамента здравоохранения г. Москвы N512 от 03 декабря 2018 года, отраженные в картах специальной оценки условий труда N201А, N202А по должности врач-акушер гинеколог, N203 по должности врач-терапевт, N205А, N206А по должности акушер.
Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения г. Москвы "Центр планирования семьи и репродукции" Департамента здравоохранения г. Москвы провести внеплановую специальную оценку условий труда на рабочих местах N201А, N202А по должности врач-акушер гинеколог, N203 по должности врач-терапевт, N205А, N206А по должности акушер.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.