Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Михайловой Р.Б., судей Коневой С.И., Гордеевой О.В., при секретаре Бранец М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В. административное дело N2а-736/2020 по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Головинского районного суда г. Москвы от 30 ноября 2020 года, которым постановлено:
"Административный иск Тарасова Антона Евгеньевича к адрес Войковский г. Москвы, Военному комиссариату адрес о признании незаконным решения о призыве на военную службу, его отмене - оставить без удовлетворения", УСТАНОВИЛА:
Административный истец Тарасов А.Е. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии адрес, Военному комиссариату адрес о признании незаконным решения призывной комиссии о призыве на военную службу, его отмене, мотивируя свои требования тем, что Тарасов А.Е. состоит на учете в объединенном военном комиссариате адрес. Решением призывной комиссии адрес от 09 июля 2020 года Тарасову А.Е. определена категория годности Б-3, согласно которой истец признан годным к прохождению военной службы и выдана повестка для явки 10 июля 2020 года в военный комиссариат адрес для отправки к месту прохождения военной службы. С принятым решением истец не согласен, поскольку полагает, что оно вынесено без учета имеющегося у него хронического заболевания. В период прохождения мероприятий по призыву истец 26 июня 2020 года был направлен на прохождение обследования в адрес N 62 ДЗМ филиал N 4, по результатам которого выдано медицинское заключение с указанием заболевания (диагноза). Выставленный диагноз не соответствует действительности. Однако, административный ответчик не направил административного истца на дополнительное обследование, в связи с чем истец полагает, что при определении годности к воинской службе административном ответчиком допущено нарушение действующего законодательства, просил признать решение незаконным и отменить его.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец Тарасов А.Е, полагая, что судом при вынесении решения неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, об уважительных причинах неявки не уведомивших, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В силу статьи 5.1 указанного Федерального закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: "А" - годен к военной службе; "Б" - годен к военной службе с незначительными ограничениями; "В" - ограниченно годен к военной службе; "Г" - временно не годен к военной службе; "Д" - не годен к военной службе.
В силу пункта 4 статьи 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Согласно части 7 статьи 28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд. Жалоба гражданина на решение призывной комиссии должна быть рассмотрена в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а жалоба гражданина на заключение призывной комиссии - в течение одного месяца со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации.
На призывную комиссию субъекта Российской Федерации возложена обязанность организации медицинского осмотра и контрольных мероприятий профессионального психологического отбора граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования и (или) заключениями об их профессиональной пригодности (часть 2 статьи 29 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Материалами дела установлено, что призывник Тарасов А.Е, паспортные данные, состоит на учете в военном комиссариате адрес с 02.02.2015г.
Согласно представленной карточке учета при первоначальной постановке на воинский учет определена категория годности А-2 - годен к военной службе.
При проведении мероприятий, связанных с призывом на военную службу весной 2020 года, административный истец был направлен на обследование в реестровое учреждение, по результатам которого установлен диагноз: "нейроциркулярная астения по гипертоническому типу".
Выражая несогласие с принятым решением призывной комиссии, Тарасов А.Е. указывает на то, что имеющееся у него заболевание "нейроциркулярная астения по гипертоническому типу" препятствует прохождению военной службы.
Согласно пункту 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 N 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности призывника к военной службе на месте, призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565, которым предусмотрено, что граждане, призванные на военную службу, непосредственно перед направлением к месту военной службы проходят медицинский осмотр в целях исключения призыва на военную службу граждан, не подлежащих призыву по состоянию здоровья (пункт 22); по результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по указанным категориям (пункт 18).
Согласно статьи 65 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий.
Статьей 61 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрена процедура проведения военно-врачебной экспертизы которая проводится в целях: 1) определения годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью); 2) установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы, военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы); 3) решения других вопросов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При несогласии граждан с заключением военно-врачебной экспертизы по их заявлению проводится независимая военно-врачебная экспертиза.
Постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 N 574 утверждено Положение о независимой военно-врачебной экспертизе, которым предусмотрено, что независимая экспертиза производится за счет средств гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы, заключаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации между экспертным учреждением и гражданином (его законным представителем).
Как следует из представленных доказательств, административным ответчиком в целях установления диагноза призывнику было выдано направление на обследование в реестровое учреждение, которым выдано медицинское заключение, установлен диагноз.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с учетным делом при принятии решения о призыве ответчиком учтены результаты медицинского заключения, установлена категория годности Б-3.
Административным истцом не представлены доказательства нарушения его прав оспариваемым решением призывной комиссии, поскольку призывной комиссией, с учетом данных относительно наличия у административного истца заболевания была верно установлена категория годности к военной службе Б-3 на основании статьи 47 пункт "б" Расписания болезней.
Тарасов А.Е. не был лишен возможности провести независимую экспертизу и опровергнуть правильность выводов призывной комиссией, однако своим правом не воспользовался, принятое решение в призывную комиссию субъекта не обжаловал.
Таким образом, поименованные требования об оспаривании решения призывной комиссии необоснованны и правомерно отклонены судом.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Кроме этого, при вынесении решения суд учитывает тот факт, что на момент рассмотрения спора административном ответчиком решение о призыве отменено 15 июля 2020 года.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Головинского районного суда г. Москвы от 30 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тарасова Антона Евгеньевича - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.