Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Аликсиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N2а-681/2020 по административному исковому заявлению Мелетина Вадима Викторовича, Рябушкина Александра Максимовича, Соболева Евгения Ивановича и Шатровского Максима Вячеславовича к МВД России о признании условий содержания ненадлежащими, присуждении компенсации, по апелляционной жалобе представителя административных истцов по доверенности Зборошенко Н.С. на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 16 сентября 2020 года, которым постановлено: "Отказать Мелетину Вадиму Викторовичу, Рябушкину Александру Максимовичу, Соболеву Евгению Ивановичу и Шатровскому Максиму Вячеславовичу в удовлетворении требований к МВД России о признании условий содержания ненадлежащими, взыскании компенсации".
Заслушав доклад судьи фио, объяснения представителя административных истцов по доверенности Зборошенко Н.С, возражения представителя административного ответчика МВД России по доверенности фио, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мелетин В.В, Рябушкин А.М, Соболев Е.И, Шатровский М.В. обратились в суд с административным иском к МВД России о признании условий содержания не соответствующими статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, присуждении компенсации в размере сумма в пользу каждого.
В обоснование требований административные истцы указывали на то, что 05 ноября 2017 года были задержаны за совершение различных административных правонарушений и доставлены в территориальные отделы полиции на служебном транспорте; содержались в бесчеловечных и унижающих человеческое достоинство условиях.
Решением Замоскворецкого районного суда адрес от 16 сентября 2020 года в удовлетворении административных исковых требований Мелетина В.В, Рябушкина А.М, фио, Шатровского М.В. отказано.
В апелляционной жалобе представитель административных истцов ставит вопрос об отмене данного судебного акта как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным ответчиком представлены возражения.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя административных истцов по доверенности фио, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного ответчика по доверенности фио, полагавшей решение суда законным и обоснованным, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие административных истцов, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не просивших об отложении слушания, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив решение, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
В силу статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условием содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством РФ и международными договорами РФ условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).
При рассмотрении административного дела установлено, что административные истцы в связи с производством по делам об административных правонарушениях 05 ноября 2017 года были задержаны и доставлены в различные отделения полиции на служебном транспорте, на основании постановлений суда подвергнуты административному наказанию в виде административного ареста, которое отбывали в период с 07 (08) по 20 ноября 2017 года, освобождены по истечении срока административного ареста.
Так, из представленных в административное дело документов следует, что Мелетин В.В. 05 ноября 2017 года в 17 часов 00 минут был доставлен спецтранспортом с места совершения административного правонарушения в Отдел МВД России по адрес Роща адрес, где был задержан до 16 часов 00 минут 07 ноября 2017 года. За этот период согласно Журналу выдачи сухого пайка N 2704 06 ноября 2017 года в Отделе МВД России по адрес Роща адрес Мелетин В.В. получил постельные принадлежности и питание, что подтверждается его подписью в соответствующих графах. Каких-либо замечаний на условия содержания в камере Мелетин В.В. не предъявлял.
Согласно Книги учета лиц, доставленных в дежурную часть территориального органа Отдела МВД России по адрес, Рябушкин А.М. в связи с производством по делу об административном правонарушении был доставлен с места совершения административного правонарушения в указанный отдел 05 ноября 2017 года, где был задержан до 12 часов 35 минут 07 ноября 2017 года; в период административного задержания Рябушкин А.М. получил сухой паек и постельное белье, что подтверждается его подписью.
Установлено, что при дежурной части Отдела МВД России по адрес имеются 2 комнаты для задержанных в административном порядке 12 кв. м. и 9 кв. м, которые предназначены для кратковременного помещения в них лиц, доставленных за совершение административных правонарушений, в которых имеются скамейки, прикрепленные к стене и полу. Стены СПЗЛ оштукатурены. СПЗЛ запирается на навесной замок и задвижку. В СПЗЛ имеется освещение, естественная вентиляция, принудительная вентиляция отсутствует. Система видеонаблюдения имеется. СПЗЛ ремонта не требует.
Непосредственно в СПЗЛ имеются три камеры 12, 4 кв. м, 12, 6 кв. м. 12, 5 кв. м, предназначенные для временного помещения в них лиц, доставленных за совершение различных правонарушений, в которых имеют деревянные настилы. Двери в камеры изготовлены из листового железа и оборудованы надежными замками, запираются на замок. Стены камер СПЗЛ оштукатурены. В СПЗЛ имеются освещение, естественная вентиляция, принудительная вентиляция отсутствует. Уборная расположена в отдельном помещении. СПЗЛ ремонта не требует. Система видеонаблюдения имеется.
Административный истец Соболев Е.И. в связи с производством по делу об административном правонарушении был доставлен в ОМВД России по адрес отдел 05 ноября 2017 года, получил сухой паек и постельные принадлежности 05 ноября 2017 года, что подтверждается его подписью.
Согласно справке за подписью начальника тыла Отдела МВД России по адрес, старшего лейтенанта внутренней службы фио порядок и нормы предоставления питьевой воды лицам, задержанным и находящимся в камере, также, как и выводы в туалет, нормативными правовыми актами МВД России не регламентированы и предоставляются по первому требованию задержанного. Температура в камере соответствует температуре помещения.
Из письма врио начальника Отдела полиции по обслуживанию Олимпийского комплекса "Лужники" УВД по адрес ГУ МВД России по адрес от 31 августа 2020 года следует, что гражданин Соболев Е.И. доставлен сотрудниками Отдела МВД России по адрес в Отдел полиции по обслуживанию Олимпийского комплекса "Лужники" УВД по адрес ГУ МВД России по адрес 06 ноября 2017 года в связи с тем, что в Отделе МВД России по адрес отсутствовали места для содержания задержанных в СПЗЛ.
Соболев Е.И. поступил в Отдел полиции по обслуживанию Олимпийского комплекса "Лужники" УВД по адрес ГУ МВД России по адрес 06 ноября 2017 года в 01 час 00 минут, содержался до 07 ноября 2017 года 9 часов 15 минут. фио предоставляли кипяток, а также его выводили в туалет по первому требованию. Жалоб от фио не поступало.
Соболев Е.И. в Отделе полиции по обслуживанию Олимпийского комплекса "Лужники" УВД по адрес ГУ МВД России по адрес получил сухой паек и постельные принадлежности 06 ноября 2017 года, что также подтверждается его подписью в Журнале N 1478 Учета выдачи задержанным, содержащимся в специальном помещении дежурной части, предназначенном для содержании лиц, задержанных полицией, сухого пайка и постельных принадлежностей.
Из Книги учета лиц, доставленных в дежурную часть территориального органа Отдела МВД России по адрес установлено, что Шатровский М.В. в связи с производством по делу об административном правонарушении доставлен в данный Отдел полиции 05 ноября 2017 года в 13 часов 05 минут, отказался от подписи в графе "роспись в получении" сухого пайка и постельного белья; 06 ноября и 07 ноября 2017 года административный истец Шатровский М.В. получал сухой паек, о чем поставил подпись.
Также установлено, что Мелетин В.В. отбывал наказание в виде административного ареста в 1-м Спецприемнике ГУ МВД Росси по адрес с 07 по 20 ноября 2017 года; другие административные истцы отбывали наказание в виде административных арестов в Спецприемнике УВД по адрес ГУ МВД России по адрес также с 07 ноября (Шатровский М.В. - с 08 ноября) по 20 ноября 2017 года.
Мелетин В.В. в указанном спецприемнике содержался в камере N 6, оборудованной столом, скамейками, полочками для вещей, вешалкой для одежды, двухъярусной кроватью, раковиной с горячей и холодной водой, туалетом с соблюдением норм приватности.
Остальные административные истцы также содержались в полностью оборудованных камерах спецприеника.
Свободные помещения (камеры) для раздельного размещения лиц, подвергнутых административному аресту, курящих и некурящих в связи с наполненностью учреждения отсутствовали.
При поступлении в указанное учреждение Мелетину В.В. и другим административным истцам были выданы постельные принадлежности - матрац, подушка, одеяло, две простыни, наволочка, полотенце в соответствии с Правилами внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденными приказом МВД России от 10 февраля 2014 года N 83.
Нормы приватности в камерах соблюдались, установленный обзор видеонаблюдения над кабиной санузла охватывает общий ракурс помещения камеры, исключая наблюдение за кабинкой.
Само по себе видеонаблюдение в камере предназначено для служебного пользования сотрудниками Спецприемника и предусмотрено Правилами внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных приказом МВД России от 10.02.2014 года N83. Администрация и сотрудники места отбывания административного ареста осуществляют контроль и надзор за лицами, подвергнутыми административному аресту, путем постоянного наблюдения за их поведением, в том числе с использованием аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля и надзора, о чем администрация места отбывания административного ареста уведомляет указанных лиц перед водворением в помещение, предназначенное для содержания лиц, подвергнутых административному аресту.
Административные истцы как подвергнутые административному аресту, были обеспечены в учреждении горячим трехразовым питанием по нормам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 года N 205.; питание поставлялось в пищевых термосах в горячем виде; раздача холодного питания исключена.
Помывка административных истцов в период исполнения наказания в виде административного ареста, также осуществлялась в соответствии с вышеозначенными Правилами, не менее одного раза в неделю; в частности, согласно записям в журнальных формах установлено, что Мелетин В.В. выводился для помывки 09.11.2017г. и 16.11.2017г, Шатровский М.В. - 08 и 15 ноября 2017 года, Рябушкин А.М.- 08 и 14 ноября 2017 года.
Административными истцами в период отбывания административного наказания неоднократно осуществлялись звонки, предоставлялись прогулки в дневное время, а также свидания с родственниками и правозащитником, оказывалась медицинская помощь.
Из Журнала регистрации дезинфекции (дезинсекции) одежды и постельных принадлежностей в дезинфекционной камере в месте отбывания административного ареста N 4536 (начат 12.04.2016 г) Спецприемника УВД по адрес ГУ МВД России по адрес следует, что постельное белье проходило санобработку 27.10.2017 г, 30.10.2017 г, 02.11.2017 г, 07.11.2017 г, 13.11.2017 г, 18.11.2017 г, 20.11.2017 г, 21.11.2017 г, 23.11.2017 г, 24.11.2017 г, 27.11.2017 г, 30.11.2017 г, 01.12.2017 г, 04.12.2017 г, то есть в период нахождения Рябушкина А.М, фио и Шатровского М.В. в Спецприемнике УВД по адрес ГУ МВД России по адрес 07 ноября 2017 года и 08 ноября 2017 года постельное белье прошло необходимую санитарную обработку.
В каждой камере Спецприемников имеется естественное освещение - одно окно и искусственное - 11 светильников и ночной светильник, не выключающийся в ночное время; камеры оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией, находящиеся в исправном состоянии, имеется возможность проветривать камеры через окно.
За период содержания жалоб, обращений, заявлений, в том числе на условия содержания от административных истцов не поступало.
Отказывая в удовлетворении требований, суд, оценив собранные по административному делу доказательства в их совокупности, исходил из того, что вопреки, аргументам заявителей, нарушений условий содержания, административного задержания и административного ареста заявителей применительно к статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года не допущено; доводы административных истцов о бесчеловечных и унижающих человеческое достоинство условиях проверены и не нашли своего объективного подтверждения.
Названные суждения признаются судебной коллегией правильными, соответствующими закону, регулирующему рассматриваемые правоотношения, и обстоятельствам административного дела, подтвержденными собранными доказательствами, получившими правильную оценку суда в соответствии со статьей 84 КАС РФ, оснований не согласиться с ними не имеется.
Так, в соответствии со статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Постановлениями Европейского суда по правам человека установлены требования по соблюдению прав человека, условий содержания лиц под стражей, которые должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Организация деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России, обеспечение законности исполнения обязанностей и реализация прав полиции после доставления граждан в служебные помещения дежурных частей территориальных органов МВД России регламентируются приказом МВД России от 30 апреля 2012 года N 389 "Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан".
Порядок и условия содержания лиц, подвергнутых административному задержанию в Российской Федерации регламентируются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и регулируются Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 года N 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время", Положением об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2003 года N 627.
Согласно ч. 1 ст. 27.6 КоАП РФ задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в статье 27.3. настоящего Кодекса, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления.
В соответствии с частью 2 статьи 27.6 КоАП РФ условия содержания задержанных лиц, нормы питания и порядок оказания медицинской помощи определяется Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 12 Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2003 года N 627, выведение задержанных лиц из специального помещения для отправления естественных надобностей производится по их просьбе поочередно в сопровождении одного или более лиц из числа дежурного наряда органа, в ведении которого находится специальное помещение.
Согласно пункту 11 постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2003 года N 627 задержанные лица, находящиеся в специальных помещениях, располагаются на скамьях (диванах).
Согласно статье 13 Федерального закона "О порядке отбывания административного ареста" лица, подвергнутые административному аресту, обеспечиваются бесплатным питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации. Указанным лицам создаются бытовые условия, отвечающие требованиям санитарии, гигиены и правилам пожарной безопасности. Норма санитарной площади в помещении, предназначенном для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, составляет четыре квадратных метра на одного человека. Лицам, подвергнутым административному аресту, предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, а также по их просьбе индивидуальные средства гигиены (туалетная бумага, мыло, зубная щетка, зубная паста, одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).
Оценивая применительно к изложенному установленные в ходе судебного разбирательства материально-технические и санитарно-бытовые условия, в которых содержались административные истцы, судебная коллегия находит, что суд пришел к обоснованному выводу о том, что основания для взыскания компенсации отсутствуют, так как условия содержания в целом соответствовали нормативным и от них существенно не отклонялись; не противоречили статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, являлись удовлетворительными, без признаков бесчеловечного и унижающего человеческое достоинство обращения; по делу не установлено относимых, допустимых, достаточных и достоверных доказательств противоправности действий (бездействия) сотрудников МВД России и причинно-следственной связи между такими действиями (бездействием), а также причинением административным истцам вреда или пережитых страданиях для подтверждения права на компенсацию, предусмотренную статьей 227.1 КАС РФ; из представленных в материалы административного дела совокупности доказательств данные обстоятельства не следуют.
Исходя из изложенного, судебная коллегия находит, что суд, не установив в указанных обстоятельствах нарушений предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания административных истцов, правомерно не нашел предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных требований, отказал во взыскании компенсации.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, закон, подлежащий применению к рассматриваемым правоотношениям; верно распределил бремя доказывания между сторонами; принял законное и обоснованное решение в соответствии со ст.ст. 227, 227.1 КАС РФ об отказе в удовлетворении требований; выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.
Доводы апелляционной жалобы не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу; по сути, повторяют правовую и процессуальную позицию стороны административных истцов в суде первой инстанции и направлены на переоценку доказательств и правильно установленных по делу фактических обстоятельств.
Правовые основания для иной, отличной от суда первой инстанции, оценки собранных по административному делу доказательств в настоящем случае согласно закону отсутствуют; оценка собранных по делу доказательств произведена судом по правилам статьи 84 КАС РФ и является надлежащей.
Несогласие представителя административных истцов с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное (неверное) толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
Оснований полагать, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения настоящего спора, а также не доказаны установленные по делу обстоятельства, не имеется; достаточность и взаимная связь совокупности собранных по административному делу доказательств не вызывают сомнений в правильности выводов суда об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, принципов административного судопроизводства (состязательности и равноправия сторон и др.) судом не допущено.
По материалам административного дела безусловных оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены решения суда не установлено; оснований полагать решение суда несправедливым не имеется.
У судебной коллегии нет поводов для отмены правильного по сути судебного акта, который вынесен с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда адрес от 16 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.