Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Гордеевой О.В., судей Кирпиковой Н.С., Михайловой Р.Б.
при секретаре Щербаковой Ю.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N2а-1202/2020 по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России N5 по г.Москве к Хилькову В.С. о взыскании задолженности по уплате транспортного налога, пени
по апелляционной жалобе административного ответчика Хилькова В.С. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 7 октября 2020 года об удовлетворении требований, УСТАНОВИЛА:
Инспекция Федеральной налоговой службы России N5 по г.Москве (далее - ИФНС России N5 по г.Москве) обратилась в суд с административным иском к Хилькову В.С. о взыскании задолженности по уплате транспортного налога за 2015 год в размере 64725 руб, пени в размере 409, 92 руб, ссылаясь на то, что административный ответчик в 2015 году являлся собственником транспортных средств, однако обязанность по уплате транспортного налога не исполнил.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 7 октября 2020 года административные исковые требования ИФНС России N 5 по г. Москве удовлетворены. Указанным решением постановлено:
взыскать с Хилькова В.С. в пользу ИФНС России N5 по г. Москве транспортный налог за 2015 г. в размере 64 725 руб, пени в размере 409, 92 руб.
В апелляционной жалобе административный ответчик Хильков В.С. ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения административного ответчика Хилькова В.С, представителя административного истца ИФНС России N 5 по г. Москве по доверенности Китороги В.К, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В силу пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
На основании статьи 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие с настоящим Кодексом законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ
Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим кодексом, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.
В силу статьи 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Как определено в статье 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1). Заявление о взыскании по общему правилу подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2). Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 3).
Из материалов дела следует, что административный ответчик Хильков В.С. в 2015 году являлся собственником транспортных средств: *, государственный регистрационный знак *; *, государственный регистрационный знак *.
8 сентября 2016 года налоговым уведомлением N104603156 Хилькову В.С. произведен расчет транспортного налога за 2015 год в размере 64 725 руб, определен срок его уплаты до 1 декабря 2016 года.
В связи с тем, что налог уплачен не был, Хилькову В.С. выставлено требование N7250 об уплате налога по состоянию на 21 декабря 2016 года, котоым предложено в срок до 24 января 2017 года погасить задолженность по налогу и уплатить пени.
Определением мирового судьи судебного участка N 398 района Замоскворечье города Москвы от 20 февраля 2020 года отменен судебный приказ от 18 декабря 2018 года о взыскании с Хилькова В.С. задолженности по уплате транспортного налога и пени в связи с поступившими от него возражениями относительно исполнения судебного приказа.
В суд с настоящим иском налоговый орган обратился 9 сентября 2020 года, заявив ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд, указывая на то, что копия определения мирового судьи об отмене судебного приказа получена истцом 13 марта 2020 года.
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь положениями статьи 48 Налогового кодекса РФ, оценив обстоятельства, указанные административным истцом в обоснование уважительности причин пропуска срока для обращения в суд, указав на то, что административное исковое заявление подано в суд в течение 6 месяцев с момента получения налоговым органом определения мирового судьи об отмене судебного приказа, счел возможным удовлетворить заявленное ходатайство административного истца и восстановить пропущенный срок для обращения в суд.
Установив, что административный ответчик обязанность по уплате транспортного налога не исполнил, суд взыскал с Хилькова В.С. недоимку по транспортному налогу за 2015 год в размере 64 725 руб, пени в размере 409, 92 руб.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что судом в нарушение требований части 6 статьи 289 КАС РФ не осуществлена проверка правильности произведенного административным истцом расчета задолженности Хилькова В.С. по транспортному налогу, в нарушение положений статей 178, 180 КАС РФ не дана надлежащая правовая оценка доводам административного ответчика о наличии у него льготы по транспортному налогу.
Статьей 356 Налоговогог кодекса РФ предусмотрено, что пр и установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 4 Закона г.Москвы "О транспортном налоге" о т уплаты налога освобождается один из родителей (усыновителей) в многодетной семье - за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий.
В материалах дела имеется справка ИФНС России N5 по г.Москве от 23 декабря 2019 года, из которой следует, что Хилькову В.С. предоставлена налоговая льгота по категории "многодетные семьи" с 16 июля 2014 года в отношении транспортного средства *, указанная льгота применена налоговым органом с 1 января 2016 года (л.д.23).
Вместе с тем в силу пункта 3 статьи 361.1 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 23 ноября 2020 года N374-ФЗ в случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 23 ноября 2020 года N374-ФЗ настоящий Федеральный закон по общему правилу вступает в силу со дня его официального опубликования.
Учитывая, что названный Федеральный закон официально опубликован 23 ноября 2020 года, принимая во внимание, что в силу статьи 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу, судебная коллегия приходит к выводу о том, что он подлежит применению к спорным правоотношениям, в связи с чем Хильков В.С. подлежит освобождению от уплаты транспортного налога за 2015 год в отношении автомобиля *.
Таким образом, с Хилькова В.С. подлежит взысканию транспортный налог за 2015 год в размере 18 675 руб.
Проверяя в порядке части 6 статьи 289 КАС РФ правомерность взыскания с Хилькова В.С. пени за просрочку уплаты транспортного налога в размере 409, 92 руб, судебная коллегия учитывает, что расчета пени материалы дела не содержат, в суд налоговым органом такой расчет не представлен, не предоставлен он и судебной коллегии, что лишает возможности проверить его полноту и правильность.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит законных оснований для взыскания с Хилькова В.С. пени за просрочку уплаты транспортного налога.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости на основании пункта 2 статьи 309 КАС РФ изменения судебного решения и взыскания с Хилькова В.С. задолженности по транспортному налогу за 2015 год в размере 18 657 руб, а также на основании статьи 114 КАС РФ - государственной пошлины в бюджет г.Москвы в размере 747 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 7 октября 2020 года изменить, взыскать с Хилькова В.С. в пользу ИФНС России N5 по г. Москве задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 18 675 рублей, в удовлетворении остальной части административного иска - отказать.
Взыскать с Хилькова В.С. в доход бюджета г.Москвы государственную пошлину в размере 747 рублей.
Настоящее апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.