Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Гордеевой О.В., судей фио, фио, при секретаре Малаховой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В. административное дело N2а-78/2020 по апелляционной жалобе административного ответчика фио на решение Перовского районного суда адрес от 25 мая 2020 года, которым постановлено:
Административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по адрес к Головину Олегу Леонидовичу о взыскании недоимки по налогу на имущество на имущество физических лиц, недоимки и пени по земельному налогу - удовлетворить.
Взыскать с Головина Олега Леонидовича в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по адрес недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2015 г. в размере сумма, недоимку по земельному налогу за 2015 г. в размере сумма, пени в размере сумма, а всего сумма
Взыскать с Головина Олега Леонидовича в доход бюджета адрес государственную пошлину в сумме сумма, УСТАНОВИЛА:
Административный истец обратился в суд с административным иском к Головину Олегу Леонидовичу о взыскании недоимки по налогу на имущество, недоимки и пени по земельному налогу, мотивируя требования тем, что административный ответчик является собственником: - земельного участка, расположенного по адресу: адрес. адрес, кадастровый номер: 50:31:0060205:52; - земельного участка, расположенного по адресу: адрес, СНТ "Гидросталь", 148, кадастровый номер: 50:31:0040820:148; - жилого дома, расположенного по адресу: адрес, кадастровый номер: 50:31:0040820:494. В связи с неисполнением обязанности по уплате налога у административного ответчика образовалась задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 г. в размере сумма, по земельному налогу за 2015 г. в размере сумма, пеня в размере сумма, а всего сумма В установленные законом сроки налог уплачен не был, в связи с чем была начислена недоимка и направлено требование об уплате налога, которое до настоящего времени не исполнено.
Судом постановлено вышеприведенное решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить административный ответчик, ссылаясь среди прочего на то, что не был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене по основанию пункта 2 части 1 статьи 310 КАС РФ ввиду его рассмотрения судом в отсутствие административного ответчика, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что процедура судебной защиты, применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяется, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (Определения от 24 ноября 2005 года N 508-О, от 19 июня 2007 года N 389-О-О и от 15 апреля 2008 года N 314-О-О).
В силу положений статьи 14 КАС РФ суд обязан обеспечить сторонам равные права на участие в судебном заседании и представлении доказательств, в связи с чем, стороны должны быть извещены надлежащим образом о судебном заседании.
Так, способы и порядок извещения и вызова в суд участников процесса установлены главой 9 КАС РФ, которая допускает фактически любой способ извещения, но при этом в результате такого извещения должен быть с достоверностью подтвержден факт уведомления участника процесса о времени и месте судебного разбирательства.
Положения ст.ст. 96, 99, 150, 152 КАС РФ не позволяют суду рассматривать дело без надлежащего уведомления лиц, в нем участвующих. Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 96 КАС РФ лицам, участвующим в деле, судебные извещения и вызовы должны быть вручены с таким расчётом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к административному делу и для своевременной явки в суд.
Как видно из материалов дела, обжалуемый судебный акт вынесен в отсутствие административного ответчика фио
Рассматривая настоящее дело в отсутствие административного ответчика, суд посчитал, что им приняты меры для его надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания, однако, из имеющихся в деле доказательств усматривается, что сведений, которыми бы подтверждалось надлежащее уведомление административного ответчика о времени и месте судебного заседания 25 мая 2020 года и, как следствие, подтверждающих выполнение судом названных выше законоположений, в материалах дела не имеется.
Из материалов дела следует, что извещение о судебном заседании 25 мая 2020 года направлено административному ответчику 27 апреля 2020 года посредством Почты России, однако согласно данным отчета об отслеживании отправления указанное извещение с указанием даты и места рассмотрения дела прибыло в место вручения 02 мая 2020 года, при этом в связи с неудачной попыткой вручения адресату, отправление возвращено отправителю 12 мая 2020 года.
Статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на граждан возложена обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
На основании пп. "а.2" п. "а" ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Такие Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 417, в соответствии с пп. "б" п. 3, пп. "в", "г" п. 4, при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Согласно пп. "б" п. 6 ст. 4.1, пп. "а", "у", "ф" ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с пп. "а.2" п. "а" ст. 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
На основании п. 2 Указа Президента РФ от 02 апреля 2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на адрес в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе, Указ Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (в редакции Указа Мэра Москвы от 10 апреля 2020 года N 42-УМ) в связи с угрозой распространения в адрес новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), на основании пункта 1 которого, на территории адрес введен режим повышенной готовности.
В частности, введение режима повышенной готовности в связи с коронавирусной инфекцией COVID-19 на территории адрес повлекло обязанность отдельных категорий граждан соблюдать самоизоляцию, то есть временно не посещать работу, учебу, а также минимизировать посещение общественных мест. К таким категориям граждан относились, например, лица в возрасте старше 65 лет и граждане, имеющие определенные заболевания (в том числе инсулинзависимый сахарный диабет или астму) (п. п. 1, 10.1 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ; Приложение 5 к Указу Мэра Москвы N 12-УМ).
В связи с Указом Мэра Москвы от 08 июня 2020 г. N 68-УМ "Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности" ограничение для граждан, в том числе граждан в возрасте старше 65 лет, граждан, имеющих заболевания, указанные в приложении 5 к указу Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", на покидание мест проживания (пребывания) в любых целях снимается с 9 июня 2020 года.
При таких обстоятельствах, учитывая, что извещение сторон о слушании дела производилось в период самоизоляции, административный ответчик не имел фактической возможности явиться в отделение почтовой связи за получением судебного извещения.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении норм процессуального права являются обоснованными, поскольку в результате рассмотрения дела в отсутствие административного ответчика, не извещенного о судебном заседании, было нарушено равенство сторон в административном судопроизводстве, административный ответчик был лишен возможности участвовать в судебном разбирательстве и реализовывать свои права в полном объеме.
Допущенное судом нарушение норм процессуального права в силу пункта 2 части 1 статьи 310 КАС РФ является безусловным основанием к отмене решения с направлением административного дела в соответствии с пунктом 3 статьи 309 КАС РФ на новое рассмотрение в суд первой инстанции, при котором суду необходимо установить юридически значимые обстоятельства по делу, дать оценку представленным доказательствам и вынести решение с учетом требований закона.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Перовского районного суда адрес от 25 мая 2020 года отменить, направить административное дело на новое рассмотрение в тот же суд.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.