Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Гордеевой О.В., судей Кирпиковой Н.С., Коневой С.И.
при секретаре Бабашкиной З.А, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N2а-297/2020 по административному иску Косаргиной О.В. к Департаменту образования и науки г.Москвы о признании незаконным решения, обязании повторно провести аттестацию
по апелляционной жалобе административного истца Косаргиной О.В. на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 26 октября 2020 года об отказе в удовлетворении требований, УСТАНОВИЛА:
Косаргина О.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту образования и науки города Москвы о признании незаконным решения, возложении обязанности повторно провести аттестацию.
В обоснование заявленных требований истец ссылалась на то, что являясь учителем-логопедом ГБОУ Школа N 1101 г. Москвы, 4 июня 2019 года она подала в Городскую аттестационную комиссию Департамента образования и науки города Москвы заявление на проведение добровольной аттестации с целью получения высшей квалификационной категории. Решением комиссии от 29 января 2020 года ей было отказано в присвоении высшей квалификационной категории. С указанным решением истец не согласна, поскольку полагала, что процедура проведения аттестации нарушена, в том числе она не была приглашена на проведение аттестации в нарушение п. 32 Порядка. Основания для отказа в присвоении высшей квалификационной категории истцу не известны, все необходимые сведения и документы представлены ею в установленном порядке. Оспариваемым решением нарушены права административного истца, так как наличие высшей квалификационной категории влияет на размер оплаты труда. На основании изложенного, административный истец просила суд признать незаконным решение Городской аттестационной комиссии Департамента образования и науки города Москвы от 29 января 2020 года об отказе в присвоении ей высшей квалификационной категории учителя - логопеда; обязать Департамент образования и науки города Москвы повторно провести аттестацию на основании заявления Косаргиной О.В, поданного 4 июня 2019 года.
Решением Зюзинского районного суда г. Москвы от 26 октября 2020 года в удовлетворении административных исковых требований Косаргиной О.В. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Косаргина О.В. ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного ответчика Департамента образования и науки города Москвы по доверенности Батищева Е.А, представителей заинтересованного лица ГАОУ ДПО г.Москвы "Московский центр качества образования" по доверенности Лебедевой Е.Ю. и Азгоровой И.И, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Согласно статье 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории (часть 1).
Проведение аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся, а в отношении педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 3).
Порядок проведения аттестации педагогических работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (часть 4).
Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции установил, что Косаргина О.В. на основании приказа о приеме на работу от 4 сентября 2017 г. N 126/4 занимает должность учителя-логопеда в ГБОУ города Москвы "Школа N 1101".
4 июня 2019 года Косаргина О.В. оформила и 13 сентября 2019 года подала в Городскую аттестационную комиссию Департамента образования и науки города Москвы посредством личного кабинета ИАИС МРКО заявление о прохождении аттестации на высшую квалификационную категорию по должности "учитель-логопед".
Решением Городской аттестационной комиссией Департамента образования и науки города Москвы от 29 янврая 2020 года Косаргиной О.В. отказано в установлении высшей квалификационной категории по должности "учитель-логопед".
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 года N 276 утвержден Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Согласно пункту 24 Порядка аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию один раз в 5 (пять) лет.
При этом результаты профессиональной деятельности рассматриваются в пятилетний период, предшествующий подаче заявления. По результатам аттестации педагогическим работникам устанавливается первая или высшая квалификационная категория.
Пунктом 25 Порядка предусмотрено, что аттестация педагогических работников организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Приказом Департамента образования города Москвы от 29 августа 2014 года N737 утверждено Положение о Городской аттестационной комиссии по аттестации педагогических работников на первую и высшую квалификационную категорию, которым определены полномочия и регламент работы Городской аттестационной комиссии.
Согласно пункту 19 Положения заявление педагогического работника рассматривается в срок не более 30 календарных дней со дня его получения Комиссией, в течение которого: - определяется конкретный срок проведения аттестации для каждого педагогического работника индивидуально с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории; - осуществляется уведомление педагогических работников о сроке и месте проведения их аттестации.
Пунктом 11 Положения определено, что уведомление педагогических работников о сроке и месте проведения аттестации осуществляется ответственным секретарем Комиссии через персональные кабинеты ИАИС МРКО.
Как установлено судом, заявление Косаргиной О.В. о прохождении аттестации подано 13 сентября 2019 года за N 114589, не было зарегистрировано, поскольку не представлены документы, подтверждающие квалификационную категорию, истец повторно направила заявление 18 декабря 2019 года с приложением документа о квалификации, заявление принято и зарегистрировано в установленном порядке в личном кабинете ИАИС МРКО (л.д.98-99).
Пунктом 37 Порядка установлен перечень требований к установлению высшей квалификационной категории педагогическим работникам. Так, необходимо установить достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией; достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года N662; выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях; личного вклада в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной; активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.
Согласно п. 38, п. 39 Порядка оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории осуществляется аттестационной комиссией на основе результатов их работы. Решение об установлении (или отказе установлении) квалификационной категории принимается коллегиально и вступает в силу со дня его вынесения.
Вместе с тем, на заседании комиссии 29 января 2020 года в ходе рассмотрения заявления Косаргиной О.В. и результатов участия педагога в ключевых городских мероприятиях и проектах, а также анализа материалов, размещенных в открытых информационных источниках Департамента образования и науки города Москвы, модуле "Аттестация" ИАС МРКО и в сети Интернет, члены комиссии пришли к выводу о том, что результаты освоения программ коррекции и развития обучающихся соответствуют показателю результативности образовательной организации; участие обучающихся педагога в ключевых городских мероприятиях и проектах не отмечено; трансляцию опыта практических результатов профессиональной деятельности педагог осуществляет в форме публикаций материалов в сети Интернет на коммерческой основе; в числе авторов электронных материалов, опубликованных на ресурсах Центральных городских учреждений, педагога Косаргиной О.В. нет; в городских профессиональных конкурсах педагог участия не принимал; информации о трансляции опыта профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной, в отношении Косаргиной О.В. в городских информационных источниках не содержится; дополнительных сведений о результатах профессиональной деятельности педагога и участии в развитии ключевых городских проектов на сайте образовательной организации и в информационных источниках города не найдено. При обсуждении заявления и результатов профессиональной деятельности педагога членами комиссии принято решение о том, что участие в мероприятиях, проводимых на коммерческой основе, не может быть учтено. К рассмотрению принимаются результаты участия в значимых городских проектах.
По итогам коллегиального обсуждения члены Комиссии пришли к выводу о том, что результаты профессиональной деятельности Косаргиной О.В. не соответствуют требованиям п. 37 Порядка, в связи с чем вынесено предложение об отказе Косаргиной О.В. в установлении высшей квалификационной категории по должности "учитель-логопед". В ходе открытого голосования на заседании Комиссии принято единогласное решение об отказе в установлении высшей квалификационной категории учителю-логопеду ГБОУ Школа N 1101 Косаргиной О.В, о чем Косаргина О.В. была проинформирована в личном кабинете модуля "Аттестация" ИАИС МРКО.
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, не нашел законных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
При этом суд исходил из того, что доводы Косаргиной О.В. в ходе судебного разбирательства своего подтверждения не нашли, ее аттестация проведена в предусмотренном законом порядке, в установленные сроки, каких-либо процедурных норм при проведении аттестации не допущено.
Вопреки доводам административного истца в ходе судебного разбирательства установлено, что статус образовательной организации в группе рейтинга вклада школ Москвы в качественное образование московских школьников, а также наличие Гранта Мэра Москвы не освобождали истца от предоставления результатов ее профессиональной деятельности, что подтверждается указанием ответственного секретаря комиссии в комментарии к поданному заявлению о прохождении аттестации.
Доводы Косаргиной О.В. о нарушении срока рассмотрения заявления на прохождении аттестации суд первой инстанции счел необоснованными, поскольку как следует из дела, Косаргина О.В. представила заявление и полный пакет документов, включая документ о квалификации только 18 декабря 2019 года.
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом; оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы административного истца не имеется.
Обжалуемое решение суда принято с учетом положений частей 9 и 11 статьи 226, части 2 статьи 227 КАС РФ, при правильно определенных характере правоотношений, возникших между сторонами по делу, и законе, подлежащем применению; верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статья 62 КАС РФ), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 КАС РФ, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности; нарушений норм материального и процессуального права судом при рассмотрении дела не допущено.
Доводы апелляционной жалобы административного истца воспроизводят обстоятельства, на которые она ссылалась в обоснование заявленных требований и которые в соответствии с положениями статей 178, 180, 226, 227 КАС РФ получили надлежащую правовую оценку в решении суда.
Таким образом, по материалам административного дела, доводам апелляционной жалобы оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 26 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Косаргиной О.В. - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.