Московский городской суд в составе:
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю, при секретаре Дмитришиной А.Р, с участием прокурора Макировой Е.Э, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-714/2021 по административному исковому заявлению Бондаренко Юлии Юрьевны, Денисова Владислава Владимировича, Красовой Ольги Андреевны, Качаловой Елены Борисовны, Тихоновой Галины Витальевны, Маркеловой Марины Геннадьевны, Позднякова Юрия Ивановича, Чекановой Татьяны Петровны, Кузнецовой Светланы Леонидовны, Белоусовой Галины Сергеевны, Добиной Татьяны Ивановны, Зыковой Надежды Васильевны, Кашаевой Нины Петровны, Абдалова Павла Арсеновича, Спольвинд Дмитрия Ивановича, Раудиной Елизаветы Васильевны, Юдаева Александра Юрьевича, Топорова Михаила Юрьевича к Правительству Москвы о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 4 сентября 2020 года N1448-ПП "Об утверждении проекта планировки территории микрорайонов 14, 15-16 и квартала 104 Останкинского района города Москвы", УСТАНОВИЛ:
Бондаренко Ю.Ю, Денисов В.В, Красова О.А, Качалова Е.Б, Тихонова Г.В, Маркелова М.Г, Поздняков Ю.И, Чеканова Т.П, Кузнецова С.Л, Белоусова Г.С, Добина Т.И, Зыкова Н.В, Кашаева Н.П, Абдалов П.А, Спольвинд Д.И, Раудина Е.В, Юдаев А.Ю, Топоров М.Ю. обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы, в котором с учетом дополнительного административного искового заявления просят признать недействующим постановление Правительства Москвы от 4 сентября 2020 года N1448-ПП "Об утверждении проекта планировки территории микрорайонов 14, 15-16 и квартала 104 Останкинского района города Москвы" с момента вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что административные истцы являются жителями и собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресу: г***, ул. ***, ул. ***, ул. ***, ***1. Оспариваемое постановление Правительства Москвы от 4 сентября 2020 года N1448-ПП не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в частности положениям частей 2, 3 статьи 42, части 12.7 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ, пункту 2 стати 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N191-ФЗ " О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", так как на общественные обсуждения предъявлен не проект планировки территории, а некие предварительные материалы, которые не подготовлены полностью, отсутствовала вторая часть материалов обоснования в виде проекта межевания территории, технические регламенты не утверждены. При принятии оспариваемого нормативного правового акта нарушена процедура, поскольку публичные слушания не проводились, а были проведены общественные обсуждения. Городская комиссия по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы превысила свои полномочия по организации общественных обсуждений, проект планировки территории микрорайонов 14, 15-16 и квартала 104 Останкинского района города Москвы в целях реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве должен был выноситься Окружной комиссией по вопросам градостроительства, землепользования и застройки и рассматриваться только на публичных слушаниях, а не на общественных обсуждениях в силу постановлений Правительства Москвы от 10 апреля 2018 года N282-ПП, от 30 апреля 2019 года N449-ПП. Сами общественные обсуждения носили нелегитимный характер, ввиду запрета на проведение в городе Москве публичных и иных мероприятий согласно Указу Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N12-УМ "О введении режима повышенной готовности".
Экспозиция проекта проводилась в электронном виде, тогда как не все истцы имели возможность пользоваться компьютерами и лишены возможности ознакомится с представленным проектом на очной экспозиции, работа МФЦ была ограничена, что лишило их права предоставить возражения по обсуждаемому проекту, тем самым нарушены положения статей 5.1, 68 Градостроительного кодекса РФ. Утвержденный проект планировки не соответствует техническому заданию, возможна частичная подделка утвержденного проекта. Согласно техническому заданию, утвержденному на заседании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы от 19 октября 2017 года протокол N32Ю, площадь подготовки проекта планировки территории составляет 96, 4 га, на схеме с юго-запада ограничена Мурманским проездом до пересечения с ул. Годовикова. Однако на портале "Активный гражданин" утверждаемой основной части проект планировки территории микрорайонов 14, 15-16 и квартала 104 Останкинского района города Москвы указано, что территория подготовки проекта планировки составляет 96, 8 га, ограничена с юго-запада - Мурманским проездом полностью, включая и дом по Пр.Мира 81. Утвержденный проект планировки территории микрорайонов 14, 15-16 и квартала 104 Останкинского района города Москвы затрагивает права административных истцов на благоприятную окружающую среду, благоприятные условия жизнедеятельности, право на защиту, восстановление и сохранение историко - культурной среды обитания, права на сохранность культурного наследия, гарантированные статьей 42 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом РФ от 1 июля 2017 года N141-ФЗ "Об изменениях в Законе РФ "О статусе столицы РФ".
Утвержденный проект предусматривает изъятие благоустроенных земельных участков законных владельцев собственников помещений многоквартирных домов, вырубку многовековых деревьев, расширение проезжей части с ликвидацией зеленых насаждений, подходом и подъездов к жилым домам, многократное увеличение плотности застройки с увеличением строительства жилых домов. Проектом предлагается застроить 16-ю многоквартирными домами высотой от 55 метров до 85 метров с допустимыми отклонениями границ распределения высотности внутри участка жилой застройки 7 метров, из которых 12 домов высотой от 75 до 85 метров, при этом средняя плотность застройки всех домов составляет более 30 тыс. на кв.м./га, что значительно превышает установленную МГСН 1.01-99 Нормы и правила проектирования планировки и застройки города Москвы МГСН от 20 до 25 тыс. на кв.м./га. В пункт 347 постановления Правительства Москвы от 26 сентября 2017 года N1129-ПП внесен адрес в СВАО города Москвы ул.Годовикова, вл.10, корпус 1, корпус 2, тем самым нарушены права жителей района, на данном земельном участке планировалось строительство детско-взрослой поликлиники. Указанное постановление оспорено в судебном порядке. Предусмотренные утвержденным проектом планировки территории микрорайонов 14, 15-16 и квартала 104 Останкинского района города Москвы строительство дошкольных учреждений, школьных отделений, физкультурно-оздоровительный комплекс, ДД не соответствует техническому заданию, утвержденному на заседании Рабочей группы Штаба по реализации Государственной программы города Москвы "Жилище" (протокол от 25 мая 2018 года N9-ППТ, 18).
Проектом планировки территории микрорайонов 14, 15-16 и квартала 104 Останкинского района города Москвы предусмотрено на первом этапе проектирование и строительство многоквартирного дома, в том числе на части благоустроенной дворовой территории земельного участка, законными владельцами которого являются собственники помещений многоквартирного жилого дома по адресу: улица Цандера 7; на втором этапе планируется захват территорий земельных участков по адресам: Ак. Королева дом 9 корпус 1, ул. Ак. Королева дом 9 корпус 2, ул. 3-я Новоостанкинская дом 4.; планируется перевод всего Мурманского проезда из улицы районного значения в улицу городского значения, тем самым нарушаются положения статьи 36 Конституции Российской Федерации, статьи 36 Жилищного кодекса РФ, статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
В судебном заседании административные истцы Маркелова М.Г, Денисов В.В, Поздняков Ю.И, он же представитель всех административных истцов, поддержали заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнении к нему.
Представители административного ответчика Правительства Москвы -Аветисянц Э.Л. и Савин А.С, он же представитель заинтересованного лица Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы, административные исковые требования не признали и просили отказать в их удовлетворении по основаниям, приведенным в письменных возражениях. Суду пояснили, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Москвы и с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения его в действие, а содержание нормативного правового акта соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и их представителей, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемое положение нормативного правового акта на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора Макировой Е.Э, полагавшей необходимым отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
С учетом положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:
- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 3 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регули рующие отношения в области градостроительной деятельности, которые не могут противоречить Кодексу.
Положения статьи 7, подпункта 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" относят к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, утверждение документации по планировке территории для размещения объектов регионального значения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 13 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы" к полномочиям города Москвы по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится, в том числе регулирование градостроительной деятельности.
Положения статьи 12 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы" предусматривают, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации город Москва вправе в соответствии с федеральными законами принимать законы и иные правовые акты города Москвы.
Согласно статьям 5, 9 и 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы" Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы. Правовым актом города Москвы являются, в том числе акты Правительства Москвы.
В соответствии со статьями 2, 13, 14, 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006г. N65 "О правительстве Москвы" Правительство Москвы в пределах своих полномочий разрабатывает и осуществляет городскую политику в области градостроительства. Правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства Москвы.
На основании приведенных норм права суд приходит к выводу, что действующим федеральным законодательством предусмотрено право органов государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москва, который также осуществляет полномочия органов местного самоуправления, на решение вопросов по регулированию градостроительной деятельности.
При таких обстоятельствах Правительство Москвы, как высший постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган государственной власти города Москвы, наделено достаточной компетенцией и полномочиями для принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме постановления Правительства Москвы, подписан Мэром Москвы, размещен 7 сентября 2020 г. на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru и публикован 22 сентября 2020 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", спецвыпуск N39, том 1, в соответствии с требованиями пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N25 "О правовых актах города Москвы", статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N65 "О Правительстве Москвы", статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы".
С учетом изложенного, постановление Правительства Москвы от 4 сентября 2020 года N1448-ПП принято с соблюдением порядка принятия нормативного правового акта, в том числе с соблюдением требований, устанавливающих полномочия и компетенцию Правительства Москвы на принятие данного нормативного правового акта, по форме и процедуре принятия оспариваемого нормативного правового акта, правил его введения в действие, порядка опубликования и вступления в силу.
Разрешая вопрос о соответствии оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.
Согласно частям 1, 4 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ п одготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории.
Положения частей 1, 2 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ предусматривают, что п одготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ, частью 1 статьи 40 Закона г. Москвы от 25 июня 2008 года N28 "Градостроительный кодекс города Москвы" (далее "Градостроительный кодекс города Москвы") основанием для разработки проекта планировки территории является правовой акт Правительства Москвы или уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
Согласно статье 1 Закона РФ от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации столицей Российской Федерации является город Москва. Столица Российской Федерации - место нахождения федеральных органов государственной власти Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, представительств республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, а также дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации.
В силу статьи 4 названного Закона РФ от 15 апреля 1993 года N4802-1 в связи с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации, а также в целях реновации жилищного фонда в городе Москве, защиты прав граждан - участников долевого строительства, установления особенностей осуществления градостроительной деятельности, особенностей определения платы за содержание жилого помещения в городе Москве органы государственной власти города Москвы, в том числе устанавливают особенности состава, содержания, порядка разработки, утверждения правил землепользования и застройки города Москвы, документации по планировке территории, а также особенности порядка внесения изменений в указанные документы и при необходимости определяют перечень требуемых для этого сведений, документов, материалов.
В целях учета особенностей подготовки документации по планировке территории в соответствии со статьей 7.2 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" и постановлением Правительства Москвы от 1 августа 2017 г. N497-ПП "О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве", Правительство Москвы постановлением от 10 апреля 2018 года N282-ПП утвердило Положение о составе, порядке подготовки, согласования и представления на утверждение проектов планировки территории в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве (приложение) (далее Положение).
Согласно пунктам 1.2, 1.3 названного Положения проекты планировки территории в целях реализации Программы реновации (далее - проект планировки территории реновации) подготавливаются в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности с учетом особенностей, предусмотренных статьей 7.2 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации". При подготовке проектов планировки территории реновации положения Закона города Москвы от 25 июня 2008 г. N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" и иные норм ативные правовые акты города Москвы применяются с учетом настоящего Положения.
В силу пунктов 2.1, 2.2, 2.3, 2.4 Положения Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы (далее - Москомархитектура) обеспечивает рассмотрение Штабом по реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве вопроса о подготовке проекта планировки территории реновации с предоставлением необходимых для указанных целей презентационных и обосновывающих материалов. По результатам рассмотрения вопроса, указанного в пункте 2.1 настоящего Положения, Москомархитектура обеспечивает рассмотрение вопроса о подготовке проекта планировки территории реновации Градостроительно-земельной комиссией города Москвы в установленном порядке. В случае принятия Градостроительно-земельной комиссией города Москвы решения о необходимости подготовки проекта планировки территории реновации Москомархитектурой принимается правовой акт о подготовке проекта планировки территории реновации. Подготовка проектов планировки территории реновации осуществляется Москомархитектурой самостоятельно, подведомственными Москомархитектуре государственными учреждениями или иными лицами, привлекаемыми подведомственными Москомархитектуре государственными учреждениями на основании контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 2.14 Положения в случае одобрения в установленном порядке Градостроительно-земельной комиссией города Москвы проекта планировки территории реновации Москомархитектура подготавливает проект правового акта Правительства Москвы об утверждении указанного проекта планировки территории реновации и направляет основную часть проекта планировки территории реновации в окружную комиссию по вопросам градостроительства, землепользования и застройки соответствующего административного округа города Москвы (далее - окружная комиссия) для рассмотрения его на публичных слушаниях в установленном порядке.
В силу пункта 2.15 Положения проект планировки территории реновации после утверждения окружной комиссией заключения по результатам проведения публичных слушаний по рассмотренному проекту планировки территории реновации с учетом результатов таких публичных слушаний подлежит рассмотрению Рабочей группой Штаба. При этом в таком заседании принимают участие уполномоченные представители органов исполнительной власти города Москвы, организаций, определенных в соответствии с пунктом 2.16 настоящего Положения. Раздел "Материалы по обоснованию положения об очередности планируемого развития территории выбранного проектного решения развития территории" может быть рассмотрен на отдельном заседании Рабочей группы Штаба по решению Рабочей группы Штаба.
На основании приведенных норм права по решению Градостроительно-земельной комиссией города Москвы Москомархитектура направляет основную часть проекта планировки территории реновации в окружную комиссию по вопросам градостроительства, землепользования и застройки соответствующего админ истративного округа города Москвы для рассмотрения его на публичных слушаниях в установленном порядке. Следовательно, на публичные слушания направляется только основания часть проекта территории.
В соответствии с частью 4 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ видами документации по планировке территории являются: 1) проект планировки территории; 2) проект межевания территории.
Согласно статье 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
В силу статьи 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории. Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта.
При этом согласно части 6 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа.
Согласно пункту 2.10 Положения о составе, порядке подготовки, согласования и представления на утверждение проектов планировки территории в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 10 апреля 2018 года N282-ПП, при утверждении технического задания принимаются решения о необходимости подготовки проекта планировки территории реновации с проектом межевания территории в его составе или о подготовке проекта планировки территории реновации без проекта межевания территории.
При таких обстоятельствах проект планировки территории и проект межевания территории являются различными видами документации по планировке территории. Проект планировки территории является первичным видом документации, основой для подготовки проекта межевания территории. Действующее законодательство не содержит норм, предусматривающих обязательное представление на публичные слушания проекта планировки территории вместе с проектом межевания территории. Вследствие этого являются необоснованными доводы административных истцов о том, что на публичные слушания должны предоставляться, кроме основной части проекта территории, еще и проект межевания территории, они основаны на неправильном толковании и применении норм права.
Положения статьи 5.1 Градостроительного кодекса РФ предусматривают, что в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 63 Градостроительного кодекса РФ градостроительная деятельность в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе регулируется настоящим Кодексом с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу части 10 статьи 63 Градостроительного кодекса РФ по проектам, указанным в части 1 статьи 5.1 настоящего Кодекса, общественные обсуждения или публичные слушания проводятся в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. По вопросам, указанным в части 24 статьи 5.1 настоящего Кодекса, принимаются нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Иные полномочия органов местного самоуправления, указанные в статье 5.1 настоящего Кодекса, осуществляются исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
В соответствии со статьей 68.1 Закона г. Москвы от 25 июня 2008 года N28 "Градостроительный кодекс города Москвы" общественные обсуждения по вопросам градостроительной деятельности проводятся по проектам, указанным в части 1 статьи 68 настоящего Кодекса. Порядок принятия решения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний устанавливается Правительством Москвы. Общественные обсуждения проводятся в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы с учетом положений Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Положения части 1 статьи 68 Закона г. Москвы от 25 июня 2008 года N28 предусматривают проекты планировки территорий, включая проекты планировки территорий, предусматривающие размещение линейных объектов, - в районах, поселениях города Москвы, на территориях которых разработаны указанные проекты, или по решению городской комиссии во всех или отдельных администрати вных округах или районах, поселениях города Москвы, включая административные округа, районы и поселения, на территориях которых разработаны указанные проекты, либо в целом по городу Москве.
Приведенными положениями статей 5.1, 63 Градостроительного кодекса РФ, статей 68 и 68.1 Закона г. Москвы от 25 июня 2008 года N28 "Градостроительный кодекс города Москвы" предусматривается возможность проведения общественных обсуждений проектов планировки территорий. При этом решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний проекта планировки территории принимается Градостроительно-земельной комиссией города Москвы на основании положений статей 5.1, 63 Градостроительного кодекса РФ, статей 68 и 68.1 Закона г. Москвы от 25 июня 2008 года N28 "Градостроительный кодекс города Москвы", статьи 7.2 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации", постановления Правительства Москвы от 1 августа 2017 г. N497-ПП "О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве", постановления Правительства Москвы постановлением от 10 апреля 2018 года N282-ПП "Об утверждении Положения о составе, порядке подготовки, согласования и представления на утверждение проектов планировки территории в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве".
При таких обстоятельствах являются необоснованными доводы административных истцов о незаконности проведения общественных обсуждений оспариваемого проекта планировки территории микрорайонов 14, 15-16 и квартала 104 Останкинского района города Москвы, о превышении Градостроительно-земельной комиссией города Москвы своих полномочий по принятию решений о проведении общественных обсуждений указанного проекта планировки территории.
В соответствии со статьёй 5.1 Градостроительного кодекса РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.
Согласно части 1 статьи 4 Закона г. Москвы от 25 июня 2008 года N28 "Градостроительный кодекс города Москвы" в целях соблюдения права человека на благоприятную среду жизнедеятельности проекты Генерального плана города Москвы, территориальных и отраслевых схем, правил землепользования и застройки в городе Москве (далее - правила землепользования и застройки), документации по планировке территории подлежат рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами города Москвы с учетом положений Градостроительного кодекса Российской Федерации. Результаты общественных обсуждений или публичных слушаний являются основанием для внесения изменений в указанные проекты или принятия решений о нецелесообразности утверждения указанных проектов.
Постановлением Правительства Москвы от 30 апреля 2019 года N448-ПП утвержден Порядок организации и проведения общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве и внесении изменений в правовые акты города Москвы (далее Порядок).
Согласно пунктам 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6 названного Порядка для проведения общественных обсуждений используется официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и (или) государственная информационная система, определенные Департаментом информационных технологий города Москвы (далее - официальный сайт). Департамент информационных технологий города Москвы обеспечивает техническое сопровождение проведения общественных обсуждений с использованием официального сайта и доступ к участию в общественных обсуждениях. Организатором общественных обсуждений является Городская комиссия по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы (далее - организатор). Решение о проведении общественных обсуждений в соответствии с настоящим Порядком принимается организатором на основании решения Градостроительно-земельной комиссии города Москвы, предусматривающего проведение общественных обсуждений по проектам документов и проектам решений, указанным в частях 2 и 3 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункте 3 части 1 статьи 68 Градостроительного кодекса города Москвы (далее - проекты). В решении Градостроительно-земельной комиссии города Москвы в соответствии с федеральными законами, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы, регулирующими вопросы, связанные с проведением публичных слушаний и общественных обсуждений, определяются сроки проведения общественных обсуждений с учетом установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации предельных сроков, границы территории, в отношении которой проводятся общественные обсуждения, а также состав участников общественных обсуждений.
На основании решения Градостроительно-земельной комиссии города Москвы организатором принимается решение о проведении общественных обсуждений по иным вопросам, не указанным в абзаце первом настоящего пункта. В решении Градостроительно-земельной комиссии города Москвы определяются сроки проведения общественных обсуждений, границы территории, в отношении которой проводятся общественные обсуждения, а также состав участников общественных обсуждений. Такие общественные обсуждения проводятся в порядке, аналогичном порядку, установленному настоящим Порядком для проведения общественных обсуждений по проектам. Участие в общественных обсуждениях осуществляется при условии прохождения процедуры идентификации в Единой системе идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, и (или) в автоматизированной информационной системе "Система управления доступом к информационным системам и ресурсам города Москвы", за исключением случая, предусмотренного пунктом 2.2.2(2) настоящего Порядка. Правила использования официального сайта в целях проведения общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве утверждаются Департаментом информационных технологий города Москвы.
В силу пунктов 1.7, 1.8 Порядка в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) обеспечивается доступ в рабочие дни и часы к официальному сайту для участия в общественных обсуждениях.. Работник МФЦ при необходимости оказывает консультативную помощь по прохождению гражданами процедуры регистрации и идентификации на официальном сайте в целях участия в общественных обсуждениях.
Согласно пунктам 2.3.1-2.3.4 Порядка после окончания срока размещения проекта на официальном сайте и проведения экспозиции по проекту организатором осуществляется подготовка и оформление протокола общественных обсуждений по форме, утверждаемой Департаментом информационных технологий города Москвы. К протоколу общественных обсуждений прилагается перечень принявших участие в рассмотрении проекта участников общественных обсуждений, включающий в себя сведения об участниках общественных обсуждений (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес - для юридических лиц). Протокол общественных обсуждений подписывается уполномоченным представителем организатора с использованием электронной подписи. Участник общественных обсуждений, который внес предложения и замечания, касающиеся проекта, имеет право получить с использованием официального сайта выписку из протокола общественных обсуждений, содержащую внесенные этим участником предложения и замечания, после его утверждения организатором.
В силу пунктов 2.4.1, 2.4.1 Порядка после утверждения протокола общественных обсуждений организатор осуществляет подготовку и оформление заключения о результатах общественных обсуждений по форме, утверждаемой Департаментом информационных технологий города Москвы. Заключение о результатах общественных обсуждений подписывается уполномоченным представителем организатора с использованием электронной подписи и подлежит опубликованию на официальном сайте. Дата опубликования заключения о результатах общественных обсуждений определяется Департаментом территориальных органов исполнительной власти города Москвы.
Распоряжением Департамента информационных технологий г. Москвы от 28 июня 2019 года N64-16-273/19 утверждены Правила использования сайта проекта "Активный гражданин" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в целях проведения общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве.
Согласно пунктам 3.1, 3.7 названных Правил основанием для использования Сайта для проведения общественных обсуждений является решение о проведении общественных обсуждений, принятое в соответствии с пунктом 1.5 Порядка организации и проведения общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве, утвержденного постановлением N448-ПП. Департамент в срок, установленный решением о проведении общественных обсуждений, обеспечивает размещение проекта и информационных материалов к нему на Сайте и открытие экспозиции проекта. Информационные материалы предоставляет Организатор. Экспозиция проекта проводится в течение всего периода размещения проекта и информационных материалов к нему на Сайте и должна быть доступна всем пользователям Сайта, а также посетителям, не зарегистрированным на Сайте.
В силу пункта 3.8 Правил на странице экспозиции проекта в течение всего периода ее проведения должны быть доступны:
3.8.1. Сервис получения консультаций по проекту, рассматриваемому на общественных обсуждениях, доступный всем пользователям Сайта, авторизованным с использованием учетной записи ЕЛК.
3.8.2. Сервис предложений и замечаний к проекту, доступный участникам общественных обсуждений, с вопросом о поддержке проекта с вариантами ответов: "Поддерживаю"; "Поддерживаю с замечаниями/предложениями"; "Не поддерживаю и хочу оставить комментарий". Предложения и замечания, касающиеся проекта, могут вноситься участником общественных обсуждений в течение всего срока проведения экспозиции проекта на Сайте однократно и без возможности внесения в них изменений. Внесение предложений и замечаний осуществляется в соответствии с требованиями к размещению информации, установленными для Сайта.
3.8.3. Сервис проверки пользователями Сайта своего права на участие в общественных обсуждениях.
Согласно пункту 3.9 Правил организатор обеспечивает подготовку и размещение ответов на Сайте в срок не позднее двух рабочих дней со дня размещения вопроса участником общественных обсуждений и не позднее пяти рабочих дней со дня размещения вопроса иным пользователем Сайта путем отправки электронного письма с ответом на адрес электронной почты, указанный пользователем.
В силу пунктов 3.10, 3.11, 3.12 Правил для внесения предложений и замечаний также используется мобильное приложение проекта "Активный гражданин". Сведения об ответах участников на вопрос о поддержке проекта и внесенных предложениях и замечаниях хранятся в базах данных информационной системы, с использованием которой осуществляется реализация проекта "Активный гражданин", а также по мере их поступления публикуются с использованием технологии блокчейн в деперсонализированном, зашифрованном виде, исключающем возможность построения промежуточной статистики ответов. На странице экспозиции проекта в течение всего периода проведения экспозиции проекта обеспечивается доступность сервиса проверки участником общественных обсуждений ответа данного участника на вопрос о поддержке проекта, а также внесенных участником предложений и замечаний.
Согласно пунктам 4.1 - 4.7 Правил по окончании срока размещения проекта на Сайте и проведения экспозиции по проекту Департамент в течение одного рабочего дня обеспечивает предоставление Организатору информации о ходе голосования в виде отчета, содержащего результаты общественных обсуждений (предложения и замечания) для оформления и подписания протокола общественных обсуждений. Организатор после получения отчета с результатами общественных обсуждений обеспечивает подписание уполномоченным лицом Организатора с использованием электронной подписи протокола общественных обсуждений по форме, установленной приложением 2 к настоящим Правилам, и размещение на Сайте информации об утверждении протокола. К протоколу общественных обсуждений прилагается перечень участников общественных обсуждений, принявших участие в данных общественных обсуждениях, включающий в себя сведения об участниках общественных обсуждений (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес, на основании которого получено право участия - для физических лиц; фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения представителя юридического лица, адрес, на основании которого получено право участия, - для юридических лиц). Перечень не подлежит публикации на Сайте. После утверждения протокола общественных обсуждений обеспечивается извещение на Сайте участников, принявших участие в общественных обсуждениях, о возможности получения путем обращения через Сайт выписки из протокола общественных обсуждений, содержащей ответ данного участника на вопрос о поддержке проекта и внесенные участником предложения и замечания.
При поступлении от участника общественных обсуждений запроса на получение выписки из протокола общественных обсуждений Организатор обеспечивает подготовку выписки из протокола в форме документа на бумажном носителе и извещает инициатора запроса о возможности получения выписки в срок не позднее тридцати календарных дней со дня поступления запроса. В случае возникновения спорных ситуаций подтверждением факта ответа участника общественных обсуждений на вопрос о поддержке проекта и внесения участником предложений и замечаний, а также правильности фиксации ответа, предложений и замечаний являются лог-файлы информационной системы, с использованием которой осуществляется реализация проекта "Активный гражданин", и используемая технология блокчейн. Организатор после подписания протокола обеспечивает оформление заключения о результатах общественных обсуждений по форме, установленной приложением 3 к настоящим Правилам, и его передачу Департаменту не позднее восьми рабочих дней с даты подписания протокола с указанием даты и времени публикации заключения. Департамент в установленный срок обеспечивает размещение заключения на Сайте. Заключение должно быть доступно всем пользователям Сайта, а также посетителям, не зарегистрированным на Сайте. Одновременно обеспечивается расшифровка сведений об ответах участников общественных обсуждений на вопрос о поддержке проекта и внесенных участниками предложениях и замечаниях, опубликованных с использованием технологии блокчейн в деперсонализированном виде, дающем возможность проверки участниками общественных обсуждений своих ответов на вопрос о поддержке проекта и факта наличия в блокчейн внесенных ими предложений и замечаний. В этом случае на странице экспозиции проекта должна быть доступна ссылка на блокчейн-монитор, обеспечивающая возможность просмотра направленных участником общественных обсуждений предложений и замечаний.
На основании приведенных норм права проведение общественных обсуждений с использованием официального сайта проекта "Активный гражданин" информационно-телекоммуникационной сети Интернет является законным, соответствует положениям статьи 5.1 Градостроительного кодекса РФ, Закону г. Москвы от 25 июня 2008 года N28 "Градостроительный кодекс города Москвы", постановлению Правительства Москвы от 30 апреля 2019 года N448-ПП. Процедура проведения общественных слушаний с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет соответствует процедуре проведения общественных обсуждений в очной форме. Департаментом информационных технологий г. Москвы в срок, установленный решением о проведении общественных обсуждений, обеспечивается размещение проекта и информационных материалов к нему на Сайте и открытие экспозиции проекта. Информационные материалы предоставляет Организатор. Экспозиция проекта проводится в течение всего периода размещения проекта и информационных материалов к нему на Сайте и доступна всем пользователям Сайта, а также посетителям, не зарегистрированным на Сайте. Предложения и замечания, касающиеся проекта, могут вноситься участником общественных обсуждений в течение всего срока проведения экспозиции проекта на Сайте. По окончании срока размещения проекта на Сайте и проведения экспозиции по проекту Департамент в течение одного рабочего дня обеспечивает предоставление Организатору информации о ходе голосования в виде отчета, содержащего результаты общественных обсуждений (предложения и замечания) для оформления и подписания протокола общественных обсуждений.
Судом установлено, что Указом Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N12-УМ "О введении режима повышенной готовности" введен на территории города Москвы режим повышенной готовности, запрещено проведение на территории города Москвы спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий. Вследствие этого решениями Городской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы, оформленными протоколами от 26 марта 2020 года N9, от 10 апреля 2020 года N3-ОО, утверждено проведение общественных обсуждений проекта планировки территории микрорайонов 14, 15-16 и квартала 104 Останкинского района города Москвы с использованием официального сайта проекта "Активный гражданин" информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Оповещение о начале общественных обсуждений опубликовано 17 апреля 2020 года, экспозиция проекта была открыта 27 апреля 2020 года на официальном сайте проекта "Активный гражданин" информационно-телекоммуникационной сети Интернет и проводилась с 27 апреля 2020 года по 10 мая 2020 года. После окончания срока размещения проекта и проведения экспозиции организаторами оформлены протокол общественных обсуждений от 22 мая 2020 года N35/20, заключение по результатам общественных обсуждений от 22 мая 2020 года, которые утверждены на заседании Городской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы, оформленным протоколом от 22 мая 2020 года N7-ОО, (тома 4-6) и опубликованы на официальной сайте.
В ходе рассмотрения дела административные истцы не оспаривали их участие в проведении общественных обсуждений, ознакомление с проектом планировки территории и экспозицией, направление замечаний на проект планировки территории, о чем имеется запись в протоколе общественных обсуждений от 22 мая 2020 года N35/20.
С учетом изложенного и на основании приведенных норм права являются несостоятельными доводы административных истцов о нарушении их права на участие в проведении общественных обсуждений, об отсутствии правовых оснований для проведения общественных обсуждений с использованием официального сайта проекта "Активный гражданин" информационно-телекоммуникационной сети Интернет и нарушении положений статей 5.1, 68 Градостроительного кодекса РФ. Кроме того, оспаривание результатов общественных обсуждений не подлежит оценке в рамках абстрактного нормоконтроля, поскольку оспаривается в ином судебном порядке.
Не нашли своего подтверждения доводы административных истцов относительно площади подготовки проекта планировки территории, плотности застройки территории. Распоряжением Москомархитектуры от 17 ноября 2017 года N572 "О подготовке планировки территории микрорайонов 14, 15-16 и квартала 104 Останкинского района города Москвы", с учетом внесенных в него изменений распоряжениями Москомархитектуры от 17 апреля 2020 года N530, от 11 июня 2020 года N844, площадь проекта планировки составляет 96, 8 га, именно такая площадь и была представлена на общественные обсуждения. В томе 9 таблица N9.1 обосновывающего материала к проекту планировки территорий микрорайонов 14, 15-16 и квартала 104 Останкинского района города Москвы указана плотность застройки территории по проекту 15, 7 тыс. кв.м./га, что соответствует нормативным требованиям МГСН 1.01-99 Нормы и правила проектирования планировки и застройки города Москвы МГСН от 20 до 25 тыс. на кв.м./га.
Не подлежат правовой оценке в рамках абстрактного нормоконтроля доводы административных истцов относительно незаконного изъятия территорий земельных участков по адресам: ул. Цандера дом 7, Ак. Королева дом 9 корпус 1, ул. Ак. Королева дом 9 корпус 2, ул. 3-я Новоостанкинская дом 4, поскольку данные требования имеют материально-правовой характер относительно границ земельных участков. Кроме того, вступившим в законную силу 22 июля 2021 года решением Тверского районного суда г.Москвы от 2 сентября 2020 года по делу N2-234/2020 отказано в удовлетворении искового заявления Б.Ю.Ю, Д.В.В, К.Е.Б, К.О.А. к Департаменту городского имущества города Москвы, Казенному предприятию города Москвы "Управление гражданского строительства" о признании недействительным договора безвозмездного пользования земельным участком N*** с условным номером ***площадью 8591 кв.м. по адресному ориентиру: г***.
Жилой дом по адресу: г.Москва, Проспект Мира, д.81, и территория по адресу: г.Москва, ул. Годовикова, вл.10, не входят в границы проекта планировки территории. Целесообразность включения этих домов и территорий в проект планировки территории не подлежит оценке судом в рамках настоящего дела, так как целесообразность принятия нормативного правового акта относится к исключительной компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов по обоснованию проекта планировки территории микрорайонов 14, 15-16 и квартала 104 Останкинского района города Москвы том 1, раздел 1 "Характеристика существующего использования территорий и обоснования вариантов планировочных и (или) объемно-пространственных проектных решений" стр.29, 60, проектом планировки территории предусмотрена обеспеченность населения микрорайона местами в ДОО на 98%, в школах - 100%, имеется профицит по объектам здравоохранения.
При таких обстоятельствах являются необоснованными доводы административных истцов относительно нарушения их прав на благоприятную окружающую среду, благоприятные условия жизнедеятельности, право на защиту, восстановление и сохранение историко - культурной среды обитания, права на сохранность культурного наследия, о нарушении положений статьи 42 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона РФ от 1 июля 2017 года N141-ФЗ "Об изменениях в Законе РФ "О статусе столицы РФ".
На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права, свободы и законные интересы административных истцов.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
С учетом приведенных выше обстоятельств и норм права, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым отказать административным истцам в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Бондаренко Юлии Юрьевны, Денисова Владислава Владимировича, Красовой Ольги Андреевны, Качаловой Елены Борисовны, Тихоновой Галины Витальевны, Маркеловой Марины Геннадьевны, Позднякова Юрия Ивановича, Чекановой Татьяны Петровны, Кузнецовой Светланы Леонидовны, Белоусовой Галины Сергеевны, Добиной Татьяны Ивановны, Зыковой Надежды Васильевны, Кашаевой Нины Петровны, Абдалова Павла Арсеновича, Спольвинд Дмитрия Ивановича, Раудиной Елизаветы Васильевны, Юдаева Александра Юрьевича, Топорова Михаила Юрьевича к Правительству Москвы о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 4 сентября 2020 года N1448-ПП "Об утверждении проекта планировки территории микрорайонов 14, 15-16 и квартала 104 Останкинского района города Москвы".
Решение суда может быть обжаловано в апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда Н.Ю. Севастьянова
Мотивированное решение суда изготовлено 13 августа 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.