17 августа 2021 года
Московский городской суд в составе:
председательствующего судьи фио, при секретаре фио, с участием прокурора фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1529/2021 по административному исковому заявлению ООО "СК КАНТ" о признании недействующим нормативного правового акта в части, УСТАНОВИЛ:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление
N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67 02 декабря 2014 года.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления утверждён Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьёй 1.1 Закона адрес от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1).
Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года
N 700-ПП", Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, действующей с 01 января 2018 года (далее - Перечень на 2018 год). Постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года
N 911-ПП опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru 29 ноября 2017 года, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 69 14 декабря 2017 года.
В указанный Перечень на 2018 год под пунктом 14288 включено здание с кадастровым номером 77:05:0003002:1021, расположенное по адресу: адрес.
Постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года
N 700-ПП", Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, действующей с 01 января 2019 года (далее - Перечень на 2019 год). Постановление Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года
N 1425-ПП опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru 29 ноября 2018 года, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 69 (том 1, 2) 13 декабря 2018 года.
В указанный Перечень на 2019 год под пунктом 15637 включено здание с кадастровым номером 77:05:0003002:1021, расположенное по адресу: адрес.
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года
N 700-ПП", Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, действующей с 01 января 2020 года (далее - Перечень на 2020 год). Постановление Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года
N 1574-ПП опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru 28 ноября 2019 года, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 68 (том 2) 10 декабря 2019 года.
В указанный Перечень на 2020 год под пунктом 7428 включено здание с кадастровым номером 77:05:0003002:1021, расположенное по адресу: адрес.
Постановлением Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года
N 700-ПП", Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, действующей с 01 января 2020 года (далее - Перечень на 2020 год). Постановление Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года
N 2044-ПП опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru 25 ноября 2020 года, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 68 (том 2) 08 декабря 2020 года.
В указанный Перечень на 2021 год под пунктом 14542 включено здание с кадастровым номером 77:05:0003002:1021, расположенное по адресу: адрес.
Истец, являясь сособственником указанного здания, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просят признать недействующими с
с 01 января 2018 года пункт 14288, с 01 января 2019 года пункт 15637, с 01 января 2020 года пункт 7428 и с 01 января 2021 года пункт 14542 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
В обоснование своих требований административный истец указывает, что здание, расположенное по указанному выше адресу и включённое в Перечни на 2018-2021 годы, не обладает признаками объекта налогообложения, определёнными статьёй 1.1 Закона адрес от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Включение здания в Перечни противоречит приведённым законоположениям и нарушает права и законные интересы административного истца в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Представитель административного истца в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития адрес требования административного истца не признал, указав, что постановление принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов административного истца.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, проверив постановление в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Часть 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Общие принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий путем заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - договоры о разграничении полномочий) и принятия федеральных законов устанавливаются настоящим Федеральным законом.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налоговым кодексом Российской Федерации также разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Согласно статье 1 Налогового кодекса Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из данного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах, а также законов субъектов Российской Федерации о налогах, принятых в соответствии с настоящим Кодексом
Статьей 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года N 307-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 44 Закона адрес от 28 июня 1995 года "Устав адрес" предусмотрено, что Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти адрес, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти адрес.
Пунктом 9 статьи 11 Закона адрес N 65 от 20 декабря 2006 года "О Правительстве Москвы" установлено, что Правительство Москвы в пределах своих полномочий обеспечивает проведение экономической, инвестиционной, промышленной, финансовой, ценовой, тарифной и налоговой политики.
Следовательно, Правительство Москвы является органом, который обладал достаточной компетенцией для принятия названного нормативного правового акта. Полномочия Правительства Москвы в принятии оспариваемого постановления сторонами не оспаривалось.
В соответствии с требованиями Закона адрес от 08 июля 2009 года N 25 "О правовых актах адрес" постановление Правительства Москвы N 700-ПП от 28.11.2014 г. подписано Мэром Москвы, опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67 от 02 декабря 2014 года, его форма соответствует требованиям статьи 19 Закона адрес от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы". Также соответствует приведенным выше требованиям и постановление Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Так, согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемых в настоящей статье терминов - "административно-деловые центры", под которым признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
На территории адрес в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона адрес от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества на 1 января 2018 года определялась в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1 000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
Системный анализ положений федерального и регионального законодательства, включая статью 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункты 1 статьи 1.1 Закона адрес от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", позволяет сделать вывод о том, что отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру на территории адрес осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), площади здания и (или) вида его фактического использования.
При наличии одного из приведенных выше условий, объект недвижимости признается административно-деловым центром, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества.
В силу пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Положения статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
До 31 октября 2017 года вид разрешенного использования земельных участков определялся на основании приказа Минэкономразвития Российской Федерации от
15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N 540 утверждены новые классификаторы видов разрешенного использования земельных участков.
В соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года
N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Из материалов дела следует, что истцу на праве собственности принадлежит здание, расположенное по адресу: адрес, корп. 2, с кадастровым номером 77:05:0003002:1021, общей площадью 6 998, 2 кв.м, которое находится на земельных участках с кадастровыми номерами 77:05:0003002:75, 77:05:0003002:24, 77:05:0003002:6139, 77:05:0003002:6140, 77:05:0003002:29.
Нежилое здание с кадастровым номером 77:05:0003002:1021 было включено в Перечни в 2018-2021 годах в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона адрес от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", то есть исходя из вида разрешенного использования земельного участка, а также исходя из вида фактического использования зданий.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учётом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.4 названного Порядка в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется фотосъёмка (при необходимости видеосъёмка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъёмка (при необходимости видеосъёмка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования.
В соответствии с указанным Порядком, Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости адрес (далее - Госинспекция по недвижимости) 30 марта 2017 года составлен акт N 9051250/ОФИ обследования здания с кадастровым номером 77:05:0003002:1021.
Из указанного акта следует, что по результатам обследования, сотрудники Госинспекиции по недвижимости пришли к выводу о том, что 39, 52% общей площади спорного здания с кадастровым номером 77:05:0003002:1021 фактически используются для размещения офисов.
Суд критически относится к указанному акту Госинспекции по недвижимости, поскольку он не подтверждает использование более 20% общей площади здания под размещение офисов.
Из фототаблицы акта усматривается, что при его составлении инспекторы, составившие указанный акт, имели доступ к нежилым помещениям спорного здания, однако должным образом помещения обследованы не были.
Как следует из Раздела 2 акта от 30 марта 2017 года N 9051250/ОФИ, к офисным помещениям, объектам торговли, общественного питания и бытового обслуживания отнесена площадь помещений здания без ее конкретизации и учета поэтажного плана и экспликации здания.
Как пояснил суду представитель истца, в спорный период здание было передано в аренду ООО "Вершина" (19, 56% площади или 1 369, 2 кв.м.); АНО "Детско-юношеская спортивная школа "Нагорная" (15, 76% площади или 1 103, 3 кв.м.); ООО "ЙЕТИ" (14, 27% площади или 998, 8 кв.м.); ООО "Международная гимнастическая школа (7, 46% площади или 552, 7 кв.м.); ООО "Физическая активность" (7, 2% площади или 504, 5 кв.м.); ООО "ШАЛЕ (6, 2% площади или433, 9 кв.м.); ООО "Марпетти" (3, 88% площади или 271, 9 кв.м.); ООО "Макалу" (1, 51% площади или 105, 8 кв.м.); 14, 65% площади или 992, 1 кв.м. составили пустующие помещения.
В подтверждение изложенному стороной истца суду представлены соответствующие расчеты площадей фактического использования здания, а также договоры аренды с юридическими лицами, из которых усматривается, что под объекты торговли используется 9, 51% площади помещений здания; под общественное питание и бытовое обслуживание - 6, 2% площади помещений здания; под склад - 3, 88% площади помещений здания; под занятие спортом - 65, 76% площади помещений здания; пустует 14, 65% площади помещений здания.
Для проверки сведений, имеющихся в акте Госинспекции от 30 марта 2017 года
N 9051250/ОФИ, судом были вызваны инспекторы фио и фио, принимавшие участие в обследовании спорного здания и составлении акта, которые в судебное заседание не явились.
Согласно направленного в суд уведомления Госинспекции от 05.07 2021 года, инспектор фио был уволен с занимаемой должности приказом от 27.04.2017 года. Сведений об инспекторе фио Госинспекция в адрес суда не представила.
Таким образом, суд приходит к выводу, что указанная в акте Госинспекции площадь, определенная как 39, 52% от общей площади здания, под офисы истцом не использовалась.
Понятие "офис" дано в подпункте 4 пункта 1.4 Порядка, согласно которому, в редакции, действующей на момент составления акта, "офисом" обозначается здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), в котором оборудованы стационарные рабочие места, используемые для размещения административных служб, приёма клиентов, хранения и обработки документов, оборудованное оргтехникой и средствами связи, не используемое непосредственно для производства товаров.
Толкование подпункта 4 пункта 1.4 вышеназванного порядка в его системной взаимосвязи с пунктами 3 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 1.1 Закона адрес "О налоге на имущество организаций" позволяет сделать вывод о том, что фактическое использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определённым этапом такой деятельности.
Учитывая приведённые выше обстоятельства, суд приходит к выводу, что административным ответчиком не представлено убедительных и достаточных доказательств тому, что более 20% нежилых помещений зданий фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов бытового обслуживания.
Кроме того, как уже указывалось выше, нежилое здание с кадастровым номером 77:05:0003002:1021 было включено в Перечни в 2018-2021 годах по виду разрешенного использования земельного участка.
Вместе с тем, согласно сведений, представленных ФГБУ "ФКП Росреестра" по
адрес в ответе на запрос суда от 20.05.2021 года, в отношении спорного нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0003002:1021 в информационных системах ЕГРН содержатся следующие сведения о связях с земельными участками:
- земельный участок с кадастровым номером 77:05:0003002:75, дата установления связи здания с земельным участком 30.04.2015, дата аннулирования связи с земельным участком 20.06.2018; вид разрешенного использования земельного участка по состоянию на 01.01.2018, 01.01.2019, 01.01.2020 и 01.01.2021 - "на период разработки исходно-разрешительной и проектной документации на размещение центра всесезонных видов спорта и проведения первоочередных мероприятий по обустройству горнолыжного склона";
- земельный участок с кадастровым номером 77:05:0003002:24, дата установления связи здания с земельным участком 03.10.2014, дата аннулирования связи с земельным участком 04.12.2018, дата установления связи здания с земельным участком 04.12.2018, дата аннулирования связи с земельным участком 18.03.2019, дата установления связи здания с земельным участком 18.03.2019, статус связи по состоянию на 20.05.2021 - актуальная; вид разрешенного использования земельного участка по состоянию на 01.01.2018, 01.01.2019, 01.01.2020 и 01.01.2021 - "спорт (5.1) (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17)); магазины (4.4) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); общественное питание (4.6) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5));
- земельный участок с кадастровым номером 77:05:0003002:6139, дата установления связи здания с земельным участком 06.10.2017, дата аннулирования связи с земельным участком 04.12.2018, дата установления связи здания с земельным участком 04.12.2018, дата аннулирования связи с земельным участком 18.03.2019, дата установления связи здания с земельным участком 18.03.2019, статус связи по состоянию на 20.05.2021 - актуальная; вид разрешенного использования земельного участка по состоянию на 01.01.2018, 01.01.2019, 01.01.2020 и 01.01.2021 - "спорт (5.1) (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17)); магазины (4.4) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); общественное питание (4.6) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5));
- земельный участок с кадастровым номером 77:05:0003002:6140, дата установления связи здания с земельным участком 07.11.2017, дата аннулирования связи с земельным участком 04.12.2018, дата установления связи здания с земельным участком 04.12.2018, дата аннулирования связи с земельным участком 18.03.2019, дата установления связи здания с земельным участком 18.03.2019, статус связи по состоянию на 20.05.2021 - актуальная; вид разрешенного использования земельного участка по состоянию на 01.01.2018, 01.01.2019, 01.01.2020 и 01.01.2021 - "спорт (5.1) (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искуксства, религии (1.2.17)); магазины (4.4) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); общественное питание (4.6) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5));
- земельный участок с кадастровым номером 77:05:0003002:29, дата установления связи здания с земельным участком 04.12.2018, дата аннулирования связи с земельным участком 18.03.2019, дата установления связи здания с земельным участком 18.03.2019, статус связи по состоянию на 20.05.2021 - актуальная; вид разрешенного использования земельного участка по состоянию на 01.01.2018, 01.01.2019, 01.01.2020 и 01.01.2021 - "спорт (5.1) (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искуксства, религии (1.2.17)); магазины (4.4) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); общественное питание (4.6) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)).
В соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, под пунктом 1.2.5 учитываются земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; под пунктом 1.2.7 - земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.
Поскольку согласно представленных ФГБУ "ФКП Росреестра" по адрес сведений, касаемо включения спорного здания с кадастровым номером 77:05:0003002:1021 в соответствующие пункты Перечня на 2018, 2019, 2020 и 2021 годы, наблюдается множественность видов разрешенного использования земельного участка, к которому здание имело принадлежность в спорные периоды, суд полагает, что данное здание, включённое в соответствующие пункты Перечня, не отвечает признакам, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьёй 1.1 Закона адрес от 5 ноября 2003 года N 64.
По смыслу ст. 378.2 НК РФ данные виды разрешенного использования земельных участков являются смешанными, обладают признаками множественности и однозначно не предполагают расположение на них исключительно торговых центров (комплексов), что в полной мере не соответствует предусмотренной Методическими указаниями группе видов разрешенного использования, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в связи с чем содержание вида разрешенного использования земельного участка должно быть установлено с учетом фактического использования объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке.
При изложенных выше обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 77:05:0003002:75, 77:05:0003002:24, 77:05:0003002:6139, 77:05:0003002:6140, 77:05:0003002:29 не имели определенного вида разрешенного использования, точно соответствующего Методическим указаниям, а также положениям пункта 3 статьи 378.2 НК РФ и статьи 1.1 Закона адрес от 05 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций".
Вне зависимости от наличия ссылки на соответствующий пункт (пункты) Методических указаний, необходимо устанавливать фактическое использование объекта, поскольку, в силу закрепленных в статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации основных начал законодательства о налогах и сборах акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 6 и 7 статьи 3 НК РФ).
Согласно части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Таким образом, именно на Правительство Москвы возложена обязанность по доказыванию соответствия объектов недвижимости, включённых в оспариваемые Перечни на 2018, 2019, 2020 и 2021 годы, признакам административно-делового и (или) торгового центров, установленным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьёй 1.1 Закона адрес от 5 ноября 2003 года N 64.
Однако Правительством Москвы, исходя из изложенного, таких доказательств не представлено.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что здание, включённое в пункт 14288 Перечня на 2018 год, в пункт 15637 Перечня на 2019 год, в пункт 7428 Перечня на 2020 год и в пункт 14542 Перечня на 2021 год, не отвечает признакам, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьёй 1.1 Закона адрес от 5 ноября 2003 года N 64.
Поскольку оспариваемые положения содержат противоречия названному выше федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу, они признаются судом недействующими.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца пункт 14288 Перечня на 2018 год подлежит признанию недействующим с 1 января 2018 года, пункт 15637 Перечня на 2019 год - с 1 января 2019 года, пункт 7428 Перечня на 2020 год - с 1 января 2020 года и пункт 14542 Перечня на 2021 год - с 1 января 2021 года.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 103, 111, 175 - 180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, РЕШИЛ:
Признать недействующим с 01 января 2018 года пункт 14288 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 N 911-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Признать недействующим с 01 января 2019 года пункт 15637 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Признать недействующим с 01 января 2020 года пункт 7428 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Признать недействующим с 01 января 2021 года пункт 14542 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда А.В. Павлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.