Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при ведении протокола помощником судьи Овчинниковой Д.Е., с участием прокурора Макировой Е.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1727/2021 по административному исковому заявлению Тетеркина Григория Павловича об оспаривании отельных положений постановления Правительства Москвы от 29 декабря 2014 года N 832-ПП "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы", УСТАНОВИЛ:
29 декабря 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 832-ПП "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы" (вместе с "Порядком применения критериев очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы").
Первоначальный текст документа опубликован на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 30.12.2014, в изданиях:
"Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 2, том 1, 13.01.2015, (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 2, том 2, 13.01.2015, (приложение 1 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 2, том 3, 13.01.2015, (приложение 1 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 2, том 4, 13.01.2015, (приложение 1 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 2, том 5, 13.01.2015, (приложение 1 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 2, том 6, 13.01.2015, (приложение 1 (окончание)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 2, том 7, 13.01.2015, (приложение 2).
В настоящее время постановление действует в редакции от 26.02.2019 года, с изменениями от 26.05.2021 года.
Постановление N 832-ПП принято в соответствии со статьями 167 и 168 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 7 Закона города Москвы от 27 января 2010 г. N 2 "Основы жилищной политики города Москвы".
Названным постановлением определено, что региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы (далее также - региональная программа) формируется на 30 лет (пункт 1.1); в региональную программу включаются многоквартирные дома, расположенные на территории города Москвы, за исключением многоквартирных домов: признанных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; в которых имеется менее чем три квартиры; в отношении которых на дату вступления в силу настоящего постановления или актуализации региональной программы определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов в установленном порядке; которые включены в Программу реновации жилищного фонда в городе Москве.
Приложением N 1 к постановлению Правительства Москвы N832-ПП установлен Порядок применения критериев очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы.
Приложением N 2 к постановлению Правительства Москвы N832-ПП является региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы на 2015-2044 годы.
В приложение N 2 к постановлению Правительства Москвы N 832-ПП включен список домов с указанием административного округа, внутригородского муниципального образования, адреса дома, его года постройки, адреса, видов работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома на 2015 - 2044 годы.
Административный истец Тетеркин Г.П. обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил суд признать недействующим постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2014 года N 832-ПП в части невключения в региональную программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов дома 1978 года постройки площадью 8 191, 9 кв.м. по адресу: город Москва, Восточный административный округ, муниципальное образование "Сокольники", улица Сокольнический Вал, дом 50, корпус 2, жителем которого является административный истец.
Как указал административный истец, в пункт 4385 постановления N 832-ПП включен многоквартирный дом по адресу: город Москва, Сокольнический Вал, дом 50 корпус 2, однако он имеет иные характеристики в части площади (она указана 15 156 кв.м.) и в части года постройки (указан 1987 год). Фактически по указанному адресу, как следует из искового заявления, расположены два дома 1978 года постройки и 1987 года постройки, части названных домов конструктивно соединены. По мнению административного истца, невключение в текст постановления той части многоквартирного дома по адресу: город Москва, Сокольнический Вал, дом 50 корпус 2, которая возведена в 1978 году, приведет к тому, что капитальный ремонт общего имущества дома будет начат позже, поскольку его сроки будут установлены для многоквартирных домов 1987 года постройки, что нарушит права административного истца. Административный истец считает, что оспариваемое в части постановление Правительства Москвы N 832-ПП противоречит статьям 153, 169 Жилищного кодекса РФ, части 2 статьи 7 Закона города Москвы "Основы жилищной политики города Москвы".
В судебном заседании административный истец Тетеркин Г.П, имеющий диплом о высшем юридическом образовании, административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представители административного ответчика Правительства Москвы, заинтересованного лица Департамента капитального ремонта города Москвы в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражали по доводам письменного отзыва, указав, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ в пределах его компетенции, не нарушает прав и законных интересов административного истца, многоквартирный дом по адресу: город Москва, Сокольнический Вал, дом 50 корпус 2 введен в эксплуатацию в 1987 году на основании акта приемки, утвержденного решением Исполнительного комитета Сокольнического района Совета народных депутатов от 02 марта 198 года N 149, названный многоквартирный дом включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных, утвержденную постановлением Правительства Москвы N 832-ПП.
Изучив административное исковое заявление, возражения на него, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей, что основания для удовлетворения административного иска отсутствуют, суд приходит к следующему.
Жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), регулирует отношения по поводу возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов; пользования общим имуществом собственников помещений; отнесения помещений к числу жилых помещений и исключения их из жилищного фонда; внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (пункты 1, 3, 4, 11 и 11.1 части 1 и часть 2 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вопросы, связанные с организацией проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, регулируются статьями 166 - 191 раздела IX Жилищного кодекса Российской Федерации.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения такого ремонта, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на его проведение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности его проведения (часть 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации), формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя в том числе перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (пункт 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с указанным кодексом.
На территории города Москвы вопросы организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, регулируются Законом города Москвы от 27 января 2010 года N 2 "Основы жилищной политики города Москвы", в силу пунктов 16.4, 16.5 части 2 статьи 7 которого к полномочиям Правительства Москвы в жилищной сфере города Москвы относятся подготовка и утверждение региональной программы (подпрограмм) капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, краткосрочных планов реализации указанной программы в порядке и в соответствии с требованиями, которые установлены Правительством Москвы; определение в региональной программе (подпрограммах) капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, краткосрочных планах реализации указанной программы очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах исходя из сроков эксплуатации многоквартирных домов, их технического состояния, а также иных критериев, устанавливаемых Правительством Москвы.
Реализуя свои полномочия, Правительство Москвы своим постановлением от 29 декабря 2014 года N 832-ПП "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы" утвердило Региональную программу капитального ремонта.
Первоначальный текст документа опубликован на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 30.12.2014, в изданиях:
"Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 2, том 1, 13.01.2015, (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 2, том 2, 13.01.2015, (приложение 1 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 2, том 3, 13.01.2015, (приложение 1 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 2, том 4, 13.01.2015, (приложение 1 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 2, том 5, 13.01.2015, (приложение 1 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 2, том 6, 13.01.2015, (приложение 1 (окончание)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 2, том 7, 13.01.2015, (приложение 2).
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах его компетенции, в установленном порядке принятый нормативный правовой акт доведен до сведения неопределенного круга лиц.
Проверяя оспариваемый в части нормативный правовой акт на соответствие его нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 1.1. оспариваемого постановления Правительства Москвы N 832-ПП региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы (далее также - региональная программа) формируется на 30 лет (пункт 1.1); в нее включаются многоквартирные дома, расположенные на территории города Москвы, за исключением многоквартирных домов: признанных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; в которых имеется менее чем три квартиры; в отношении которых на дату вступления в силу настоящего постановления или актуализации региональной программы определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов в установленном порядке; которые включены в Программу реновации жилищного фонда в городе Москве.
Приложением N 1 к постановлению Правительства Москвы N832-ПП установлен Порядок применения критериев очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы.
Приложением N 2 к постановлению Правительства Москвы N832-ПП является региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы на 2015-2044 годы, в которую включен список домов с указанием административного округа, внутригородского муниципального образования, адреса дома, его года постройки, адреса, видов работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома на 2015 - 2044 годы.
Административный истец является жителем дома по адресу: город Москва, улица Сокольнический Вал, дом 50 корпус 2.
В региональную программу (пункт 4385 оспариваемого нормативного правового акта) включен многоквартирный жилой дом по адресу: город Москва, улица Сокольнический Вал, дом 50 корпус 2 (графа 4), 1987 года постройки (графа 5), площадью 15 156 кв.м. (графа 6).
Из пункта 1.3 постановления Правительства Москвы N 832-ПП следует, что региональная программа разрабатывается на основании данных о годах ввода многоквартирных домов в эксплуатацию, их технических характеристиках и оценке состояния многоквартирных домов, а также сведений о проведенных капитальных ремонтах инженерных систем и конструктивных элементов таких многоквартирных домов, содержащихся в автоматизированных информационных системах города Москвы, автоматизированных информационных системах органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им организаций, а также на основании данных технических паспортов на здания.
Дом по адресу: город Москва, улица Сокольнический Вал, дом 50 корпус 2 согласно данным на официальном портале управления многоквартирными домами "Дома Москвы" (http :// dom. mos. ru /) состоит из четырех подъездов, введен в эксплуатацию в 1987 году, что подтверждается актом от 20 февраля 1987 года приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссией законченного строительством (реконструкцией) объекта жилого дома по адресу: город Москва, Сокольнический Вал, дом 50 корпус 2, утвержденным Решением Исполнительного комитета Сокольнического районного Совета народных депутатов от 02 марта 1987 года N 149.
Согласно экспликации ГБУ МосгорБТИ многоквартирный дом по указанному адресу зарегистрирован как единое домовладение 1987 года постройки, которому присвоен уникальный номер здания N 260083 (UNOM).
В соответствии со сведениями из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) многоквартирный дом по указанному адресу состоит из двух объектов капитального строительства:
- площадью 8 191, 9 кв.м, год постройки 1978 (кадастровый номер 77:03:0003005:1046), - площадью 6 963, 6 кв.м, год постройки 1987 (кадастровый номер 77:00:0000000:1119).
Согласно техническому паспорту на жилой дом он состоит из четырех секций, секции 1 и 2 - 1978 года постройки, секции 3 и 4 - 1987 года постройки. Общая площадь многоквартирного дома составляет 15 155, 5 кв.м.
Таким образом, многоквартирный дом по адресу: город Москва, Сокольнический Вал, дом 50 корпус 2 включен в региональную программу с общей площадью 15 156 кв.м. и годом постройки 1987.
Оснований для исключения из числа доказательств по ходатайству административного истца объединенного технического паспорта дома, который представлен Правительством Москвы, суд не находит, поскольку истцом не приведено объективных доказательств несоответствия данного документа требованиям действующих нормативных правовых актов, сам технический паспорт составлен по установленной форме, имеющиеся в нем сведения согласуются с данными акта приемки в эксплуатацию жилого дома от 27 февраля 1987 года, решения Сокольнического районного совета народных депутатов от 02 марта 1987 года об утверждении акта Государственной комиссии.
Несостоятельным является довод административного истца о необходимости включения в региональную программу, и, как следствие, в текст постановления, многоквартирного дома по указанному адресу с общей площадью 8 191, 9 кв.м. и годом постройки 1978, что соответствует секциям 1 и 2 дома, поскольку правовое значение для включения дома в региональную программу имеет ввод объекта в эксплуатацию как результата завершенного строительства, выполненного в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией.
Жилищный кодекс и Закон города Москвы "Основы жилищной политики города Москвы", равно как и иные нормативные правовые акты, не предусматривают возможность включения многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в зависимости от очередности его ввода в эксплуатацию.
Жилищный кодекс Российской Федерации не раскрывает содержание понятия многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 июня 2014 года N 543-ст утвержден и введен в действие " ГОСТ Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", пункт 3.21 которого определяет многоквартирный дом как оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющий надземную и подземную части, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения, помещения общего пользования, не являющиеся частями квартир, иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам, и жилые помещения, предназначенные для постоянного проживания двух и более семей, имеющие самостоятельные выходы к помещениям общего пользования в таком доме (за исключением сблокированных зданий); в состав многоквартирного дома входят встроенные и (или) пристроенные нежилые помещения, а также придомовая территория (земельный участок).
Приведенные положения в их системном единстве подтверждают, что в региональную программу может быть включен многоквартирный дом только после введения его в эксплуатацию в соответствии с действующим законодательством. Данный вывод следует из Апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 09.10.2019 года.
В судебном заседании установлено, что многоквартирный жилой дом по адресу: город Москва, Сокольнический Вал, дом 50 корпус 2 в установленном порядке включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах с характеристиками, присвоенными дому после введения его в эксплуатацию в соответствии с действующим законодательством. Утверждение административного истца о необходимости включения в региональную программу капитального ремонта отдельных секций дома (секций 1 и 2 год постройки 1978) подлежит отклонению как не основанное на законе.
Кроме того, из содержания приложения 2 к постановлению Правительства Москвы N 832-ПП не следует, что в любом случае в отношении дома 1978 года постройки срок ремонта внутридомовых инженерных систем (что входит в состав капитального ремонта многоквартирного дома) наступит ранее, чем срок ремонта в отношении дома 1987 года постройки. Так, например, в отношении дома, жителем которого является административный истец (Москва, Сокольнический Вал, дом 50 корпус 2) и год постройки которого в тексте постановления указан как 1987, срок ремонта внутридомовых инженерных систем определен как 2033-2035 года. В отношении дома 1978 года постройки, включенного в пункт 1275 региональной программы с адресом: город Москва, Щелковское шоссе, дом 75 корпус 5, срок ремонта внутридомовых инженерных систем определен как 2039-2041 годы; в отношении дома 1978 года постройки, включенного в пункт 1918 постановления с адресом: город Москва, улица Алтайская, дом 15, ремонт внутридомовых инженерных систем определен как 2036-2038 годы.
При таких обстоятельствах, довод административного истца о том, что в случае включения в региональную программу дома с указанием года постройки 1978, проведение капитального ремонта будет начато ранее, не основан на законе. Порядок применения критериев очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах установлен приложением N 1 к постановлению Правительства Москвы N 832-ПП, при этом год ввода в эксплуатацию является лишь одним из совокупности показателей, определяющих очередность.
В соответствии со статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2014 года N 832-ПП "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы" принято уполномоченным органом, соответствует актам большей юридической силы, не влечет нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Московский городской суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Тетеркина Григория Павловича об оспаривании отельных положений постановления Правительства Москвы от 29 декабря 2014 года N 832-ПП "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы".
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 09 августа 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.