Московский городской суд в составе судьи Баталовой И.С. при ведении протокола помощником судьи Лучкиной С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1729/2021 по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве о ликвидации Местной общественной организации "Татарская национально-культурная автономия района Бибирево Северо-восточного административного округа города Москвы"
УСТАНОВИЛ:
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о ликвидации Местной общественной организации "Татарская национально-культурная автономия района Бибирево Северо-восточного административного округа города Москвы" в связи с неустранением в установленный срок нарушений законодательства Российской Федерации и положений Устава, послуживших основанием для приостановления ее деятельности.
Административные исковые требования мотивированы тем, что с 2019 года в отношении ответчика проведен ряд контрольных мероприятий, в ходе которых выявлены нарушения законодательства РФ. Вынесенные предупреждения ответчиком проигнорированы, в течение срока приостановления деятельности сведения об устранении нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности, в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве не поступали.
В адрес административного ответчика направлено административное исковое заявление, неоднократные судебные извещения, представитель административного ответчика присутствовал на подготовке административного дела к судебному разбирательству, однако в судебное заседание не явился, сведений об уважительных причинах неявки суд не имеет, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика.
В ходе судебного заседания судом в материалы дела приобщен отзыв от привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица Управления ФНС России по Москве, в котором представитель Управления просил отказать в удовлетворении административного иска, ссылаясь на наличие задолженности перед бюджетом на сумму 1 509, 24 рублей.
Рассмотрев в открытом судебном заседании настоящее административное дело, изучив административное исковое заявление, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Право каждого на объединение и свобода деятельности общественных объединений гарантируются Конституцией Российской Федерации (статья 30). Создание и деятельность общественных объединений является одной из форм реализации данного права. Конституция Российской Федерации устанавливает обязанность граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, урегулированы Федеральным законом N 82-ФЗ.
Общественная организация - одна из организационно-правовых форм общественного объединения (статьи 7 Федерального закона N 82-ФЗ). Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено данным федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом (статья 8 Федерального закона N 82-ФЗ).
Частью первой статьи 44 указанного закона установлены основания ликвидации общественного объединения по решению суда: нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина; неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям; неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.
Названный федеральный закон возлагает на орган, принимающий решение о государственной регистрации общественного объединения, обязанность осуществлять контроль за соответствием деятельности объединения уставным целям, при осуществлении которого он вправе: запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях; не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции; запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций (часть первая статьи 38).
Таким органом в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, является Минюст России и его территориальные органы в субъектах Российской Федерации.
Судом установлено, что в соответствии с Распоряжением Главного управления Минюста России по Москве от 17.06.2019г. N 4789 в период с 01.07.2019г. по 26.07.2019г. в отношении административного ответчика назначена плановая документарная проверка, предъявлено требование о предоставлении информации и документов не позднее 01.07.2019г. Административному ответчику заранее направлено уведомление о проведении проверки от 19.06.2019г. исх. 77/03-25742 и копия распоряжения о проведении проверки от 17.06.2019г. N 4789 с требованием представить документы, необходимые для проведения проверки, не позднее 01.07.2019г.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения требований законодательства РФ. Так, при проведении правовой экспертизы устава административного ответчика установлено, что его отдельные положения противоречат действующему законодательству, а именно: пункт 6.1 устава, предусматривающий право проводить лотереи противоречит п.1 ст.13 ФЗ "О лотереях", согласно которому организаторами лотерей на основании решения Правительства РФ являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности.
Также установлено, что административный ответчик в установленный срок документы, необходимые для проведения проверки, не представил (подпункты 1 и 4 пункта 5 статьи 32 ФЗ N 7-ФЗ).
По результатам проведения проверки на основании п.5 ст.38 ФЗ "Об общественных объединениях" Совету административного ответчика вынесены письменные предупреждения, в которых изложены выявленные нарушения, от 08.08.2019г. со сроком устранения нарушений до 16.09.2019г, от 24.09.2019г. со сроком устранения нарушений до 06.11.2019г. Данные предупреждения не исполнены.
В связи с неисполнением предупреждений Главным управлением административному ответчику вынесено письменное представление, обусловленное выявленными нарушениями, от 24.01.2020г. N 77/03-3132 со сроком исполнения до 06.04.2020г.
Таким образом, административный ответчик неоднократно проигнорировал законные требования государственного органа, осуществляющего контроль за его деятельностью, об исполнении предупреждений и представления, тем самым допустил грубое нарушение законодательства РФ.
По состоянию на 05.03.2021г, как указывает административный истец, документы и сведения, указанные в пункте 13 Распоряжения о проверке, в Главное управление Минюста по Москве представлены не были.
Также установлено, что административный ответчик отчета о своей деятельности на информационном портале Минюста России в сети Интернет не размещает с 2016 года, что нарушает требования пункта 3.2 ст.32 ФЗ N 7-ФЗ.
В связи с выявлением нарушений законодательства РФ, Главным управлением в соответствии со ст.42 Федерального закона N 82-ФЗ и пунктом 78 Административного регламента исполнения Министерством юстиции государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, утвержденного Приказом Минюста России от 30.11.2011г. N 456, приняты меры реагирования, выразившиеся в приостановлении деятельности административного ответчика сроком на три месяца до 05.11.2020г. на основании распоряжения о приостановлении деятельности от 04.08.2020г. N 6456.
В течение установленного срока приостановления деятельности, сведения об устранении нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности, в Главное управление Минюста по Москве не поступали. Распоряжение о приостановлении деятельности в судебном порядке административным ответчиком не обжаловалось, под сомнение не ставилось. На момент рассмотрения административного дела нарушения административным ответчиком также устранены не были.
Таким образом, в срок, установленный территориальным органом государственной регистрации, организация не устранила нарушения, послужившие основанием для приостановления деятельности общественного объединения, что является основанием для ликвидации общественного объединения в соответствии с абзацем 4 части 1 статьи 44 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях". При этом, наличие задолженности перед бюджетом в сумме 1 509, 24 рублей, вопреки утверждениям заинтересованного лица, в силу действующего законодательства не является основанием для отказа в ликвидации общественной организации в случае, если такая ликвидация осуществляется по основаниям, предусмотренным абзацем 4 части 1 статьи 44 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Ликвидировать Местную общественную организацию "Татарская национально-культурная автономия района Бибирево Северо-восточного административного округа города Москвы" (ОГРН 1117799004070, ИНН 7715101070) и исключить ее из единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 16 августа 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.