Московский городской суд в составе судьи Баталовой И.С. при ведении протокола помощником судьи Лучкиной С.П., с участием прокурора Левенко С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1822/2021 по административному исковому заявлению Соболева Александра Владимировича о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 21 июля 1998 года N 564-ПП "О мерах по развитию территории природного комплекса Москвы", постановления Правительства Москвы от 01 октября 2020 года N 1641-ПП "Об особо охраняемой природной территории регионального значения "Природно-исторический парк "Тушинский" и памятниках природы, расположенных в ее границах", УСТАНОВИЛ:
21 июля 1998 года Правительством Москвы в целях сохранения, восстановления и развития Природного комплекса Москвы и в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" принято постановление N 564 "О мерах по развитию территорий Природного комплекса Москвы".
Пунктом 1 постановления предусмотрено образовать в городе Москве особо охраняемые природные территории регионального значения, к числу которых отнесен природно-исторический парк "Тушинский" (в границах города Москвы).
Приложением N 1 к постановлению утверждены границы особо охраняемых природных территорий, в том числе, природно-исторического парка "Тушинский" с графическим описанием и перечнем координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории.
Первоначальный текст документа опубликован в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 54, 27.09.2006. В настоящее время постановление действует в редакции от 01 октября 2020 года.
01 октября 2020 года Правительством Москвы в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Законом города Москвы от 26 сентября 2001 г. N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" принято постановление N 1641-ПП "Об особо охраняемой природной территории регионального значения "Природно-исторический парк "Тушинский" и памятниках природы, расположенных в ее границах" (вместе с "Положением об особо охраняемой природной территории регионального значения "Природно-исторический парк "Тушинский", "Положением об особо охраняемой природной территории регионального значения "Памятник природы "Тушинская чаша", "Положением об особо охраняемой природной территории регионального значения "Памятник природы "Мезотрофное болото в квартале 31 Алешкинского леса").
Приложением N 3 к названному постановлению является Положение об особо охраняемой природной территории регионального значения "Природно-исторический парк "Тушинский".
Нормативный правовой акт опубликован в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы", спецвыпуск N 42, том 2, 13.10.2020 (постановление, приложения 1-5, приложение 6 (начало)), "Вестнике Мэра и Правительства Москвы", спецвыпуск N 42, том 3, 13.10.2020 (приложение 6 (окончание)).
Административный истец Соболев А.В. обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующими названных нормативных правовых актов в части включения в границы особо охраняемой природной территории регионального значения "Природно-исторический парк "Тушинский" земельного участка с кадастровым номером 77:08:0003001:58 общей площадью 1 446 кв.м. по адресу: город Москва, улица Вилиса Лациса, владение 28.
Административные исковые требования мотивированы тем, что административный истец на основании договора купли-продажи от 10 января 2020 года приобрел в собственность нежилое здание площадью 281, 9 кв.м, расположенное на данном земельном участке. Как указывает административный истец, он в силу пункта статьи 39.20 Земельного кодекса РФ имеет исключительное право на оформление земельно-правовых отношений на земельный участок, занятый принадлежащим ему зданием, однако спорный земельный участок, входя в состав особо охраняемой природной территории, имеет установленные статьей 27 Земельного кодекса РФ ограничения в обороте, что исключает приобретение его в собственность. Как указал административный истец, здание на земельном участке было возведено в 1994 году, то есть до того как был образован "Природно-исторический парк "Тушинский", сам земельный участок не имеет природоохранного значения. Оспариваемые нормативные правовые акты, по убеждению административного истца, противоречат положениям Федерального закона от 13 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", положениям статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, положениям Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В судебном заседании представитель административного истца административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представители Правительства Москвы, Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражали по доводам письменного отзыва, указывая, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах его компетенции, границы особо охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Тушинский" установлены по результатам государственной экологической экспертизы, разрешение на строительство капитального объекта на спорном земельном участке не выдавалось, само по себе нахождение объекта недвижимости на земельном участке не является основанием для исключения земельного участка из состава особо охраняемой природной территории, земельный участок находится в зоне размещения административно-хозяйственных участков, что в силу пункта 9.9 Описания режимов особой охраны особо охраняемой природной территории регионального значения "Природно-исторический парк "Тушинский" разрешает содержание и эксплуатацию существующих на нем зданий, строений, сооружений.
Изучив административное исковое заявление, возражения на него, исследовав материалы дела, оценив оспариваемые нормативные правовые акты на соответствие их актам большей юридической силы, заслушав заключение прокурора Левенко С.В, полагавшей, что основания для удовлетворения административного иска отсутствуют, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, положениям статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры, согласно пункту "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 8 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий как федерального, так и регионального значения регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
В соответствии с положениями статьи 1 названного Федерального закона законодательство Российской Федерации об особо охраняемой природной территории основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из названного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Имущественные отношения в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий, организации и функционирования государственных природных заповедников и других природоохранных учреждений регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности.
В силу статьи 19 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" создание природных парков осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Пунктом 10 части 1 статьи 13 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" к полномочиям города Москвы по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено решение городских вопросов природопользования; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; благоустройство территории; охрана памятников истории и культуры.
Пунктом "г" части 1 статьи 4 Закона города Москвы от 26 сентября 2001 года N 48 "Об особо охраняемых природных территориях" к полномочиям Правительства Москвы относится утверждение режимов регулирования градостроительной деятельности и границ особо охраняемых природных территорий.
В целях реализации названных полномочий постановлением Правительства Москвы N 564 от 21 июля 1998 года "О мерах по развитию территорий Природного комплекса Москвы" образован природно-исторический парк "Тушинский" (в границах города Москвы), утверждены его границы с графическим описанием и перечнем координат характерных точек.
01 октября 2020 года Правительством Москвы принято постановление N 1641-ПП "Об особо охраняемой природной территории регионального значения "Природно-исторический парк "Тушинский" и памятниках природы, расположенных в ее границах", приложением N 3 к которому является Положение об особо охраняемой природной территории регионального значения "Природно-исторический парк "Тушинский".
Нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, опубликованы в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", доведены до сведения неопределенного круга лиц.
Проверяя соответствие оспариваемых в части нормативных правовых актов актам большей юридической силы, суд приходит к следующему.
Поскольку "Природно-исторический парк "Тушинский" является особо охраняемой природной территорией регионального значения, решение об образовании данной природной территории находится исключительно в пределах полномочий и компетенции органа государственной власти субъекта Российской Федерации, что следует из положений статьи 19 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". Данный уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, которым является Правительством Москвы, самостоятельно определяет границы природной территории регионального значения.
На момент утверждения постановления Правительства Москвы от 21 июля 1998 года N 564-ПП "О мерах по развитию территории природного комплекса Москвы" существовал Государственный комитет РФ по охране окружающей среду как орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль и государственную экологическую экспертизу. Территориальным органом Государственного комитета РФ по охране окружающей среды в городе Москве в силу Распоряжения Мэра Москвы от 16 марта 1998 года N 232-РМ являлся Государственный комитет по охране окружающей среду города Москвы (Москомприрода).
Проект постановления от 21 июля 1998 года N 564, которым был образован "Природно-исторический парк "Тушинский" и которым были утверждены границы парка, был согласован председателем Москомприроды, то есть уполномоченным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Также проект постановления был согласован префектом Северо-Западного административного округа города Москвы, поскольку в силу пункта 1 статьи 4 Закона города Москвы "О Правительстве Москвы" (в редакции на момент принятия постановления N 564) территориальными органами исполнительной власти города являлись префекты административных округов, возглавлявшие префектуры. Лист согласования проекта постановления необходимыми уполномоченными органами представлен административным ответчиком в материалы дела.
Оспаривая постановления Правительства Москвы N 564, N 1641-ПП, административный истец указывает, что земельный участок с кадастровым номером 77:08:0003001:58 общей площадью 1 446 кв.м. по адресу: город Москва, улица Вилиса Лациса, владение 28, включенный Правительством Москвы в состав природной территории регионального значения "Природно-исторический парк "Тушинский", не имеет природоохранного значения.
Суд не может согласиться с указанным выводом ввиду следующего.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (в редакции на момент принятия постановления от 21 июля 1998 года N 564) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, находящихся в пределах территории субъекта РФ, подлежали государственной экологической экспертизе, проводимой на уровне субъектов РФ, для последующего придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий субъектов РФ.
Приказом Московского городского комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов от 03 марта 1998 года N 38 утверждены результаты государственной экологической экспертизы по "Проектным предложениям по установлению границ особо охраняемых природных территорий: природный парк "Тушинский", природно-исторические парки "Измайлово", "Царицыно", "Покровское-Стрешнево", природные заказники "Долина реки Сетунь", "Воробьевы горы".
Таким образом, границы особо охраняемой природной территории регионального значения "Природный парк Тушинский", куда вошел и земельный участок, занятый зданием административного истца, были установлены постановлением от 21 июля 1998 года N 564 по результатам государственной экологической экспертизы. В материалы дела представлена архивная копия сводного заключения экспертной комиссии от 27 февраля 1998 года.
Суд не усмотрел оснований для удовлетворения заявленного в судебном заседании ходатайства административного истца о назначении по делу судебной экспертизы с целью определения функционального назначения земельного участка, занятого строением истца, видам деятельности, которые могли осуществляться в границах природного парка "Тушинский" на 21 июля 1998 года (на момент принятия постановления Правительства Москвы N 564) и на настоящее время, поскольку функциональное назначение земельного участка не свидетельствует об отсутствии или наличии его экологической ценности, выводы существующей государственной экологической экспертизы, утвержденной Приказом Московского городского комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов, под сомнение сторонами не ставились, а функциональное назначение земельного участка, которое он мог бы иметь на 1998 год, в настоящее время, по мнение суда, с достоверностью установить невозможно.
Также отклоняется судом довод административного истца о том, что изначально земельный участок предоставлялся для размещения на нем пункта государственного технического осмотра, что исключало возможность отнесения земельного участка в состав территории природного парка.
Из представленных административным ответчиком документов следует, что 27 октября 1999 года между Московским земельным комитетом и государственным унитарным предприятием "Московская городская служба технического контроля" был заключен договор краткосрочной аренды земельного участка N М-08-502987 сроком на 5 лет. Пунктом 4.4 указанного договора предусмотрена обязанность арендатора использовать земельный участок до начала реорганизации территории природного парка "Тушинский". Уведомлением Департамента земельных ресурсов города Москвы от 18 сентября 2007 года указанный договор был расторгнут. Разрешение на строительство на данном земельном участке никогда не выдавалось. Как следует из пункта 3.1 заключения по условиям проектирования в составе градостроительного заключения от 15 июля 1998 года N 011-31-1294, было согласовано размещение одноэтажного сооружения из легких металлических конструкций. В выписке из решения заседания Архитектурно-планировочной комиссии Архитектурного совета Москомархитектуры от 12 марта 2004 года вид объекта указан как "некапитальный".
Из положений Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" не следует вывод о том, наличие зарегистрированного на праве собственности за каким-либо лицом строения на земельном участке препятствует включению данного земельного участка в состав особо охраняемой природной территори и регионального значения.
Решение об образовании соответствующей природной территории регионального значения, в данном случае "Природно-исторического парка "Тушинский", об утверждении границ природной территории принято уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке реализации своих дискреционных полномочий, вытекающих из положений статьи 19 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Суд не может согласиться с доводом административного истца о противоречии оспариваемых в части постановлений Правительства Москвы от 21 июля 1998 года N 564-ПП, от 01 октября 2020 года N 1641-ПП положениям Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", поскольку его нормы находятся в иной сфере правового регулирования. Названный Федеральный закон в силу статьи 1 регулирует правоотношения в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Вопросы регулирования правоотношений в сфере природопользования, охраны окружающей природной среды, создания особо охраняемых природных территорий регулируются специальными нормативными правовыми актами, к числу которых относятся Федеральн ые закон ы "Об охране окружающей среды", "Об особо охраняемых природных территориях", Закон города Москвы от 26 сентября 2001 г. N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве".
Земельный кодекс РФ (статья 39.20), на положения которого ссылается административный истец, также не регулирует вопросы образования особо охраняемых природных территорий, определение их правового статуса, в связи с чем оспариваемые в части постановления Правительства Москвы не могут вступить с ним в противоречие.
Административный истец утверждает о нарушении его прав оспариваемыми нормативными правовыми актами, вместе с тем, из приложения к постановлению Правительства Москвы от 01 октября 2020 года N 1641-ПП "Об особо охраняемой природной территории регионального значения "Природно-исторический парк "Тушинский" и памятниках природы, расположенных в ее границах" (пункта 9.9 Описания режимов особой охраны особо охраняемой природной территории регионального значения "Природно-исторический парк "Тушинский") следует, что земельный участок, на котором расположено строение административного истца, находится в зоне размещения административно-хозяйственных участков, в которой разрешены содержание и эксплуатация существующих на нем зданий, строений, сооружений.
В соответствии со статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что постановления Правительства Москвы от 21 июля 1998 года N 564-ПП "О мерах по развитию территории природного комплекса Москвы", постановления Правительства Москвы от 01 октября 2020 года N 1641-ПП "Об особо охраняемой природной территории регионального значения "Природно-исторический парк "Тушинский" и памятниках природы, расположенных в ее границах" приняты уполномоченным органом, соответствуют актам большей юридической силы, не влекут нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Московский городской суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Соболева Александра Владимировича о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 21 июля 1998 года N 564-ПП "О мерах по развитию территории природного комплекса Москвы", постановления Правительства Москвы от 01 октября 2020 года N 1641-ПП "Об особо охраняемой природной территории регионального значения "Природно-исторический парк "Тушинский" и памятниках природы, расположенных в ее границах".
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 25 августа 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.