Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ООО "Пионер-Сервис Ботанический сад" по доверенности Лапиной Т.Г. на постановление заместителя начальника инспекции по контролю за вывозом мусора ОАТИ г.Москвы от 17 сентября 2020 года N ..., на решение судьи Бабушкинского районного суда города Москвы от 26 января 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1. ст. 8.10 КоАП г. Москвы, в отношении ООО "Пионер-Сервис Ботанический сад", установил:
постановлением заместителя начальника инспекции по контролю за вывозом мусора ОАТИ г.Москвы от 17 сентября 2020 года N... ООО "Пионер-Сервис Ботанический сад" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП г. Москвы, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 55 000 руб.
Не согласившись с таким актом должностного лица административного органа, защитник общества подала на него жалобу в Бабушкинский районный суд г. Москвы, решением судьи которого от 26 января 2021 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба заявителя - без удовлетворения.
В настоящее время в Московский городской суд защитник ООО "Пионер-Сервис Ботанический сад" обжалует акты должностного лица административного органа и судьи районного суда по доводам поданной жалобы, согласно которым, указанная в оспариваемом постановлении контейнерная площадка обществу не принадлежит, к общему имуществу МКАД, расположенному по адресу: г.Москва,.., находящегося в управлении ООО "Пионер-Сервис Ботанический сад", не относится, данная площадка обслуживается ООО "БС-1 Сервис", в связи с чем привлекаемое к административной ответственности юридическое лицо не является субъектом вмененного административного правонарушения; вина общества в совершении правонарушения по ч. 1 ст. 8.10 КоАП г. Москвы; выводы судьи районного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам.
В судебное заседание Московского городского суда законный представитель ООО "Пионер-Сервис Ботанический сад", будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, доказательств уважительности причин своей неявки не представил, с ходатайством об отложении рассмотрения дела не обращался, явку защитника не обеспечил, в связи с чем. С учетом положений ст.25.1 КоАП РФ, препятствий к рассмотрению дела в его отсутствие не имеется.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы указанной жалобы, допросив свидетеля, оснований для их отмены или изменения оспариваемых актов не имеется, ввиду следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.10 КоАП г. Москвы, нарушение установленных Правительством г. Москвы Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст.4.7, 4.8 и 4.14 КоАП г.Москвы, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 года N 1018 утверждены Правила санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве, которые устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определяют порядок уборки и содержания городских территорий, включая прилегающие к границам зданий и ограждений, а также внутренние производственные территории, для всех юридических и физических лиц, являющихся пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий, строений и сооружений, расположенных на территории Москвы, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и гражданства.
В соответствии с п. 3.2.3 указанных Правил, переполнение контейнеров, бункеров-накопителей мусором не допускается.
Пунктами 3.8, 4.3 Правила санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 года N 1018, предусмотрено, что контейнерные площадки и места установки бункеров-накопителей должны быть постоянно очищены от бытового и крупногабаритного мусора, содержаться в чистоте и порядке балансодержателями домовладений и территорий; уборка городских территорий проводится дважды в день: до 8 часов и до 18 часов. На магистралях и улицах с интенсивным движением транспорта уборочные работы проводятся в ночное время с 23 часов до 6 часов, уборка дворовых территорий, мест массового пребывания людей (подходы к вокзалам, станциям метрополитена, территории рынков, торговых зон и др.) производится в течение всего рабочего дня.
В силу пункта 1.5 Правил, государственный контроль за выполнением требований настоящих Правил осуществляет, в том числе, Объединение административно-технических инспекций города Москвы.
На основании пунктов 2.2.7 и 2.2.10 Положения об Объединении административно-технических инспекций города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 08 сентября 2009 года N 960-ПП, Объединение осуществляет региональный государственный контроль за соблюдением требований в сфере внешнего благоустройства территорий, содержания зданий, сооружений и прочих объектов, производства работ на территории города Москвы путем проведения систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Инспекторский состав Объединения на основании поручения начальника структурного подразделения Объединения осуществляет систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями путем ежедневного выборочного обследования состояния внешнего благоустройства территорий, содержания зданий, сооружений и прочих объектов, производства работ на территории города Москвы.
Как усматривается из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей районного суда, в ходе систематического наблюдения (мониторинга) за состоянием объектов благоустройства в г.Москве, при отработке обращения, поступившего на портал "... " на основании поручения начальника инспекции по контролю за вывозом мусора ОАТИ г.Москвы от 25 августа 2020 года N... в 08.11 час. 25 августа 2020 года по адресу: г.Москва,.., должностным лицом административного органа выявлено, что ООО "Пионер-Сервис Ботанический сад", в нарушение требований пунктов 3.8, 10.1 и 10.2 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в городе Москве, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 года N 1018, не приняло меры для своевременного вывоза и раздельного сбора мусора, не осуществляет контроль за санитарным содержанием мест сбора отходов, допустило переполнение контейнеров, не убрана от мусора прилегающая к площадке территория, чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.10 КоАП г. Москвы.
Факт совершения ООО "Пионер-Сервис Ботанический сад" указанного административного правонарушения и его вина подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, в том числе, обращением на портал "... " N... по вопросу неудовлетворительного состояния контейнерной площадки и наличия навалов мусора на территории по адресу: г..Москва,..,... ; поручением начальника инспекции по контролю за вывозом мусора ОАТИ г..Москвы от 25 августа 2020 года N... о проведении контроля за исполнением обязательных требований в области внешнего благоустройства территорий г..Москвы; рапортом главного инспектора инспекции по контролю за вывозом мусора ОАТИ г..Москвы, из которого следует, что при проведении мероприятия по контролю за благоустройством городских территорий в 08.11 час. 25 августа 2020 года по адресу: г..Москва,.., выявлено неудовлетворительное содержание ответственной организацией ООО "Пионер-Сервис Ботанический сад" места сбора отходов, так как контейнеры переполнены, не убрана от мусора прилегающая к площадке территория, не приняты меры для своевременного вывоза и раздельного сбора мусора; фотоматериалом, полученным в ходе визуального наблюдения за состоянием благоустройства, которым зафиксированы выявленные нарушения по вышеназванному адресу, а также информационный щит, из которого видно, что заказчиком вывоза ТБО является ООО "Пионер-Сервис Ботанический сад", с указанием номера телефона; письмом ГБУ г..Москвы "... " в адрес директора ООО "Пионер-Сервис Ботанический сад", из которого следует, что территория по указанному адресу находится в границах частной собственности ООО "ДК "Пионер" и находится в управлении ООО "Пионер-Сервис Ботанический сад", в связи с чем обществу управляющей компании рекомендовано провести необходимые мероприятия для устранения замечаний, указанных в обращении на портал "... " за N... ; информацией портала управления многоквартирными домами г..Москвы, согласно которой территория по адресу: г..Москва,..,.., находится в управлении ООО
"Пионер-Сервис Ботанический сад"; выпиской из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении ООО "Пионер-Сервис Ботанический сад"; протоколом об административном правонарушении от 04 сентября 2020 года в отношении ООО "Пионер-Сервис Ботанический сад", в котором подробно приведено событие административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.10 КоАП г..Москвы, указаны нормы Правил, нарушение которых вменяется обществу, и из которого усматривается, что права привлекаемого к административной ответственности юридического лица соблюдены, о составления протокола в 15.00 час. 04 сентября 2020 года общество в установленном порядке извещено путем направления уведомления об этом посредством Почты России 25 августа 2020 года, которое в место вручение прибыло 28 августа 2020 года, 28 августа 2020 года вручено адресату почтальоном, что подтверждается текстом указанного уведомления (л.д.43), списком почтовых отправлений со штампом Почты России о принятии, отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N.., распечатанного с официального сайта АО "Почта России" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (л.д.44), протокол составлен в отсутствие законного представителя общества, копия протокола для сведения 07 сентября 2020 года направлена по адресу места нахождения указанного юридического лица, внесенному в ЕГРЮЛ, и получено 10 сентября 2020 года, что подтверждено документально (л.д.38, 39), и не оспаривается стороной защиты, все существенные данные, прямо перечисленные в части 2 ст. 28.2 КоАП РФ, протокол содержит, включая подпись должностного лица, его составившего.
Данные доказательства оформлены должностными лицами ОАТИ г.Москвы в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения в ходе визуального наблюдения за благоустройством в г.Москве, что нашло подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Рапорт составлен именно тем должностным лицом ОАТИ г.Москвы, который непосредственно выявил административное правонарушение, в рамках своих должностных обязанностей, изложенные в нем фактические обстоятельства дела согласуются между собой и с событием административного правонарушения, указанным в протоколе об административном правонарушении, он отвечает требованиям, предъявляемым к доказательствам положениями ст. 26.2 КоАП РФ.
При этом, КоАП РФ не регламентирует определенную процедуру составления рапорта должностным лицом административного органа, не предусматривает обязанность предупреждения лица, его составившего, об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ, за дачу заведомо ложных показаний.
Представленный фотоматериал, полученный должностным лицом административного органа в ходе мониторинга, с очевидностью фиксирует территорию по адресу: г.Москва,.., которая находится в неудовлетворительном состоянии, контейнеры переполнены мусором, прилегающая к контейнерной площадке территория не убрана от мусора, является приложением к рапорту должностного лица административного органа, в котором содержатся сведения о дате и времени проведения фотосъемки, фиксирует обстоятельства, занесенные в протокол об административном правонарушении, в связи с чем, в силу части 2 статьи 26.7 КоАП РФ, указанный фотоматериал является документальным доказательством по рассматриваемому делу об административном правонарушении, который получил надлежащую правовую оценку судьи районного суда.
Также следует отметить, что законом не предусмотрены требования об обязательной фиксации в процессуальных документах сведений о проводимой фотосъемке, равно как и внесение в них сведений о технических средствах фотофиксации, с применением которого она была произведена, так как такие средства не являются специальными техническими средствами измерения, о которых говорится в ст. 26.8 КоАП РФ, следовательно, к нему неприменимы требования закона об обязательном указании на его использование в протоколе об административном правонарушении.
Каких-либо ограничений или особенностей для признания фотоматериала доказательством по делу об административном правонарушении КоАП РФ не устанавливает, также КоАП РФ не содержит какого-либо перечня минимальных либо обязательных доказательств, прилагаемых к протоколу об административном правонарушении при производстве по делу об административном правонарушении, формирование доказательственной базы на стадии, предшествующей рассмотрению дела об административном правонарушении, осуществляется должностным лицом по его усмотрению.
Кроме того, представленные в материалы дела и исследованные судьей районного суда доказательства согласуются с показаниями допрошенного в судебном заседании суда второй инстанции в качестве свидетеля главного инспектора инспекции по контролю за вывозом мусора ОАТИ г.Москвы Осиповой Е.В, согласно которым, при установленных обстоятельствах правонарушение зафиксировано в ходе проведения систематического наблюдения (мониторинга) территории г.Москвы, при отработке обращения, поступившего на портал "... ", в ходе которого ею было выявлено неудовлетворительное содержание места сбора отходов и прилегающей территории на земельном участке по вышеприведенному адресу, который в соответствии со сведениями ГБУ г.Москвы "... ", сведениями портала управления многоквартирными домами г.Москвы, а также имеющегося на данной контейнерной площадке информационного щита, находится в управлении ООО "Пионер-Сервис Ботанический сад", которым не приняты меры для своевременного вывоза и раздельного сбора мусора, не осуществлен контроль за санитарным содержанием места сбора отходов, допущено переполнение контейнеров, не убрана от мусора прилегающая к площадке территория, на составление 04 сентября 2020 года протокола об административном правонарушении уведомление обществом получено, однако явка защитника обеспечена не была, возражений, документов не направлено, и по состоянию уже на 25 августа 2020 года нарушение было устранено, навалы мусора ликвидированы, площадка очищена от мусора, санитарное состояние места сбора отходов и прилегающей территории удовлетворительное, информация о чем была опубликована на портале Мэра Москвы "Москва наш город", оснований не доверять которым не имеется, поскольку они последовательны, непротиворечивы, ничем не опровергнуты, даны должностным лицом, непосредственно выявившим административное правонарушение в действиях общества, предупрежденным об административной ответственности по ст.17.9 КоАП РФ, за дачу заведомо ложных показаний.
Каких-либо данных, объективно свидетельствующих о заинтересованности данного свидетеля, составившего рапорт и протокол об административном правонарушении в отношении общества, в исходе рассматриваемого дела не имеется, оснований для оговора им заявителя не установлено, с ним они ранее знакомы не были, а исполнение главным инспектором своих должностных обязанностей, в которые входит контроль за состоянием внешнего благоустройства, выявление хозяйствующих субъектов, допустивших нарушение Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в городе Москве, выявление административных правонарушений, само по себе не может ставить под сомнения его действия по сбору доказательств и составлению процессуальных документов.
Ввиду изложенного, подлежат отклонению как несостоятельные ссылки в жалобе на то, что контейнерная площадка обществу не принадлежит, к общему имуществу МКАД, расположенному по адресу: г.Москва,.., находящегося в управлении ООО "Пионер-Сервис Ботанический сад", не относится.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП г. Москвы, являются нарушения в области благоустройства города Москвы; объективная сторона выражается в нарушении установленных Правительством Москвы Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве, за исключением случаев, предусмотренных статьями 4.8 и 8.16 настоящего Кодекса.
Установив, что ООО "Пионер-Сервис Ботанический сад" является управляющей компанией МКД по адресу: г г.Москва,.., на котором зафиксировано неудовлетворительное содержание места сбора отходов и прилегающей территории, что является нарушением требований п.п.3.2.3, 3.8, 4.3 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в городе Москве, судья районного суда пришла к обоснованному выводу о наличии в действия данного общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.10 КоАП г.Москвы.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем, материалы рассматриваемого дела не содержат доказательств, подтверждающих, что обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в городе Москве, тогда как возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у общества имелась, однако оно бездействовало, что указывает на его вину.
ООО "Пионер-Сервис Ботанический сад", являясь юридическим лицом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством г.Москвы и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае им сделано не было.
Постановление от 17 сентября 2020 года N.., которым ООО "Пионер-Сервис Ботанический сад" признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 8.10 КоАП г. Москвы, вынесено уполномоченным на то должностным лицом - заместителем начальника инспекции по контролю за вывозом мусора ОАТИ г.Москвы, в установленные ч.1 ст.4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности, содержит указание на то, в чем конкретно выразилось правонарушение, в нем приведены нормативные правовые акты, нарушение которых вменяется обществу, указан перечень добытых по делу доказательств, вынесено в отсутствие законного представителя общества, в установленном порядке извещенного о месте и времени рассмотрения дела, что удостоверено материалами дела и не оспаривается стороной защиты, копия данного постановления для сведения направлена в адрес привлекаемого к административной ответственности лица.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях должностными лицами административного органа соблюден, право на защиту не нарушено, нормы материального права применены и истолкованы правильно.
В ходе рассмотрения настоящего дела судьей районного суда исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, они обоснованно приняты и положены в основу выводов по делу, что нашло свое отражение в судебном решении, которое мотивировано, отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины общества в его совершении, не установлено данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи при рассмотрении дела.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях общества объективной стороны состава вмененного административного правонарушения и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов должностного лица административного органа и судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершенное административное правонарушение.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дела, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.12, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 8.10 КоАП г.Москвы, с учетом характера правонарушения, выразившегося в нарушении требований к благоустройству г.Москвы, степени общественной опасности, имущественного положения юридического лица, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
Оснований для признания назначенного заявителю наказания несправедливым вследствие его чрезмерной суровости и назначения наказания в виде предупреждения, не установлено.
Наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, для назначения наказания в виде административного штрафа в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного указанной нормой, в данном случае не имеется.
Доказательств невозможности исполнения назначенного обществу наказания не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный на общество административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение его прав.
При этом, законный представитель общества не лишен возможности обратиться с письменным заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания в порядке, предусмотренном ст. 31.5 КоАП РФ.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принципы презумпции невиновности и законности соблюдены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых актов должностного лица административного органа и решения судьи районного суда, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя начальника инспекции по контролю за вывозом мусора ОАТИ г.Москвы от 17 сентября 2020 года N.., решение судьи Бабушкинского районного суда города Москвы от 26 января 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.10 КоАП г. Москвы, в отношении ООО "Пионер-Сервис Ботанический сад" оставить без изменения, жалобу защитника по доверенности Лапиной Т.Г. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда
Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.