Судья Московского городского суда Моргасов М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "ГС Констракшен" Коротковой Е.С. на постановление и.о. заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды Герасимовой С.Ю. N *** от 05 ноября 2019 года, решение судьи Кузьминского районного суда Москвы от 03 августа 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.46 Закона Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (КоАП г.Москвы) в отношении ООО "ГС Констракшен"
установил:
15 октября 2019 г. старшим государственным инспектором г. Москвы в области охраны окружающей среды в отношении ООО "ГС Констракшен" в присутствии представителя составлен протокол об административном правонарушении.
Постановлением и.о. заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды Герасимовой СЮ. N *** от 05 ноября 2019 года ООО "ГС Констракшен" признано виновным в совершении административного правонарушения по ст.4.46 КоАП г. Москвы, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, представитель ООО "ГС Констракшен" обратился с жалобой в Кузьминский районный суд Москвы, судьей которого 03 августа 2020 г. постановлено вышеуказанное решение, которым указанные акты оставлены без изменения.
Защитником ООО "ГС Констракшен" подана в Московский городской суд жалоба, по доводам которой заявитель просит об отмене постановленных актов, ввиду того, что, по ее мнению, при рассмотрении дела не учтены его обстоятельства и требования закона, проведение работ с нарушением должным образом не установлено и не доказано, срок давности привлечения ООО к административной ответственности по ст. 4.46 КоАП г. Москвы истек, не выполнены задачи производства по делу.
Законный представитель или защитник ООО "ГС Констракшен" в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайство об отложении судебного заседания не заявили. При таких обстоятельствах дело рассмотрено в их отсутствие.
Представитель Департамента Природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы по доверенности Кузяев К.В. полагал жалобу не основанной на законе.
Проверив также материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав представителя административного органа, полагавшего выявленное правонарушение доказанным должным образом, санкцию соответствующей закону, доводы жалобы не основанными на законе, не нахожу оснований для отмены или изменения акта должностного лица и решения судьи Кузьминского районного суда Москвы.
Согласно ст. 4.46 КоАП г. Москвы административная ответственность наступает за нарушение установленных правовыми актами города Москвы условий производства подготовительных, земляных, строительных и иных работ в ночное время, повлекшее превышение допустимого уровня шума, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4.50 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 2.5.15 постановления Правительства Москвы от 19.05.2015 года N 299- ПП "Об утверждении Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в г. Москве", при выполнении работ в ночное время суток необходимо: обеспечивать глушение двигателя автотранспорта в период нахождения на площадке: исключить громкоговорящую связь: не производить сварочные работы без установки защитных экранов; исключить забивку свай, шпунта и производство прочих работ. сопровождаемых шумами с превышением допустимой нормы: не допускать освещение прожекторами фасадов жилых зданий, примыкающих к месту производства работ; исключить работу оборудования, имеющего уровни шума и вибрации, превышающие допустимые нормы.
В силу п. 2.1 Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений размещения временных объектов в г. Москве, в целях обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности на участке проведения работ и прилегающей территории проведение работ должно соответствовать требованиям, в том числе, защиты прилегающих территорий от неблагоприятных воздействий, связанных с производством работ, их транспорт ным обслуживанием и инженерным обеспечением, в том числе от шумовых воздействий, вибрации, загазованности запыления атмосферного воздуха.
Санитарными нормами 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки" установлены допустимые уровни звукового давления, эквивалентные и максимальные уровни звука проникающею шума в помещениях жилых и общественных зданий и шума на территории жилой застройки.
В соответствии с п. 1.2 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 санитарные нормы являются обязательными для всех организаций и юридических лиц на территории РФ независимо от форм собственности.
подчинения и принадлежности и физических лип независимо от гражданства. В таблице3 указанного документа приведены допустимые уровни звукового давления, уровня звука, эквивалентные и максимальные уровни звука проникающего шума в помещениях жилых и общественных зданий и шума на территории застройки.
Пункт 9 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 определяет допустимые уровни звука с 23 часов до 7 часов на территориях, непосредственно прилегающих, в том числе к жилым домам.
Как усматривается из материалов дела, 28 июля 2019 года с 02 часов 45 минут до 02 часов 50 минут ООО "ГС Констракшен" на строительной площадке по адресу: г. Москва, Рязанский проспект, вл. 26 осуществляло строительные работы, сопровождаемые повышенным уровнем шума (работы с использованием ручного инструмента, предположительно перфоратора, работа четырех б ашенных кранов, прослушивались звуки ударных работ - стуки), тем самым превысив на жилой территории нормативы допустимого эквивалентного уровня звука на 12 дБЛ по эквивалентному уровню звука и на 8 дБА. по максимальному уровню звука (контрольная точка N 1 производимых измерений).
Действия ООО "ГС Констракшен" квалифицированы по ст. 4.46 КоАП г. Москвы.
Факт административного правонарушения, предусмотренною ст. 4.46 КоАП г. Москвы и вина ООО "ГС Констракшен" в его совершении объективно подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает: протоколом об административном правонарушении от 15 октября 2019 года; договором генерального подряда N *** от 04 сентября 2018 года; ордером на проведение земляных работ от 05 декабря 2018 года; сведениями о выполнении работ в процессе строительства, подтверждающими выполнение 28 июля 2019 года ООО "ГС Констракшен" строительных работ: протоколом измерений уровней шума N *** от 09 августа 2019 года, фотоматериалами и другими материалами дела.
Таким образом, факт совершения ООО "ГС Констракшен" правонарушения, предусмотренного ст. 4.46 КоАП г. Москвы подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, которые получены с соблюдением требований закона и обоснованно приняты должностным лицом административного органа во внимание при вынесении постановления по делу об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.46 КоАП г. Москвы, составлен уполномоченным должностными лицом в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ.
Оснований сомневаться в достоверности полученных сведений в результате проведенных измерений и признания протокола измерений уровней шума от 09 августа 2019 тола недопустимым доказательством, не имеется.
Измерения проводились административным органом в соответствии с ГОСТ 23337-2014. СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественные зданий и па территории жилой застройки", что следует из материалов дела.
При измерении уровней шума в трех точках (территориях, непосредственно прилегающих к жилым домам) эквивалентный уровень звука составил 57 дБА, превышение допустимых нормативов на 12 единиц, максимальный уровень звука - 68 дБА, превышение допустимых нормативов на 8 единиц (1 точка), во 2 точке превышение допустимых нормативов эквивалентного уровня звука на 5 единиц, в 3 точке превышений не зафиксировано.
В соответствии с ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
С учетом изложенного, выводы должностного липа о наличии в действиях ООО "ГС Констракшен" вмененного ему правонарушения являются обоснованными.
Доводы жалобы с дополнением о неправильной квалификации действий ООО "ГС Констракшен" и необходимости их квалификации по ст. 6.3 КоАП РФ являются несостоятельными, так как ООО "ГС "Констракшен" нарушены условия производства строительных работ в ночное время, установленные правовыми актами города Москвы, в то время как статьей 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение федерального законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Административное наказание в виде штрафа назначено ООО "ГС Констракшен" в соответствии с требованиями КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения.
Доводы жалобы об истечении срока давности привлечения к административной ответственности ООО "ГС Констракшен" отклонены, так как основаны на неверном толковании норм права.
В соответствии со ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ст. 4.5 КоАП РФ, срок привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, к которой законодателем отнесена статья 4.46 КоАП г. Москвы, составляет 1 год.
Правонарушение совершено 28 июля 2019 года, а к административной ответственности ООО "ГС Констракшен" привлечено 05 ноября 2019 года, то есть в течение года со дня совершения административного правонарушения.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный КоАП РФ, должностным лицом и судьей районного суда соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушения норм процессуального права не допущено.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат. В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ООО "ГС Констракшен" имелась возможность для соблюдения законодательства в области природопользования, за нарушение которого ст. 4.39 Кодекса Москвы об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Решение судьи районного суда вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной КоАП РФ, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям ст. ст. 29.10, 30.6 КоАП РФ.
Согласно ст. 1.2 КоАП РФ, задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5, при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст. ст. 4.1 - 4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное ст. 3.2 КоАП РФ.
Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу чч.2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Оснований для признания правонарушения малозначительным, или признания наказания чрезмерно суровым, не имеется, с учетом характера административного правонарушения в области природопользования.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Определенные должностным лицом Департамента природопользования Москвы вид и размер наказания соответствуют характеру совершенного правонарушения, конкретным обстоятельствам, имеющим значение для дела, санкции статьи, и требованиям ст. ст. 2.1, 4.1 - 4.4 КоАП РФ, назначенное наказание является справедливым, назначено в размере административного штрафа для юридических лиц.
В соответствии с пп. 3.2 - 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса.
Каких-либо исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, по делу не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права судьей не допущено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Оснований для отмены или изменения постановления судьи, с учетом доводов, изложенных в жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, решил:
постановление и.о. заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды Герасимовой С.Ю. N *** от 05 ноября 2019 года, решение судьи Кузьминского районного суда Москвы от 03 августа 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.46 КоАП г. Москвы в отношении ООО "ГС Констракшен" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда М.М. Моргасов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.