Судья Московского городского суда Васильев А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ООО "РАЙД КОМФОРТ" фио на постановление судьи Перовского районного суда Москвы от 11 мая 2021 года, которым ООО "РАЙД КОМФОРТ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере сумма, У С Т А Н О В И Л :
10 марта 2021 года уполномоченным должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ в отношении ООО "РАЙД КОМФОРТ".
Дело передано на рассмотрение в Мещанский районный суд Москвы.
Определением судьи Мещанского районного суда Москвы от 23 марта 2021 года протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, и другие материалы в отношении ООО "РАЙД КОМФОРТ" переданы по подведомственности в Перовский районный суд, судьёй которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ООО "РАЙД КОМФОРТ" фио просит судебное постановление отметить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения по доводам жалобы.
В судебное заседание законный представитель ООО "РАЙД КОМФОРТ" не явился, извещен, об отложении не просил, Общество извещено надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, считаю возможным рассмотреть дело в соответствии с п.3 ст.25.4 КоАП РФ.
Адвокат фио жалобу поддержал.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Основанием привлечения ООО "РАЙД КОМФОРТ" к административной ответственности по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ послужил протокол об административном правонарушении, зафиксировавший, что 12 февраля 2021 года в 13 часов 15 минут по адресу: Москва, адрес, должностным лицом выявлено невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, выразившееся в нарушении требований Указа Мэра Москвы N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (в редакции от 06.10.2020) в части измерения температуры тела водителя ООО "РАЙД КОМФОРТ" фио, управляющего транспортным средством марки марка автомобиля ОПТИМА", регистрационный знак ТС, при осуществлении ООО "РАЙД КОМФОРТ" деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на основании разрешения N 137086, действительного с 06 сентября 2019 года до 05 сентября 2024 года, выданного ООО "РАЙД КОМФОРТ", при этом путевой лист не предъявлялся.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "РАЙД КОМФОРТ" к административной ответственности по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ и в обоснование виновности положены протокол об административном правонарушении от 10 марта 2021 года, определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; протокол изъятия вещей и документов; акт результатом планового (рейдового) осмотра, обследования легкого такси; акт приема-передачи транспортного средства; разрешение N 137086; фотоматериал. Допустимость и достоверность доказательств в их совокупности никаких сомнений не вызывает.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения; а так же иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, которое влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до сумма прописью.
Согласно Обзору по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на адрес новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21 апреля 2020 года, Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подп. "а.2" п."а" ст.10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417.
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подп."б" п.3, подп."в", "г" п.4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подп."а.2" п."а" ст.10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подп."б" п.6 ст.4.1, пп."а", "у", "ф" ч.1 ст.11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, например: Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", Указ Мэра Москвы от 11.04.2020 N 43-УМ "Об утверждении Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории адрес в период действия режима повышенной готовности в адрес".
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (ст.19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пп.9, 9.1 Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (в редакции от 06.10.2020), все работодатели, осуществляющие деятельность на территории адрес, обязаны обеспечить измерение температуры тела работникам на рабочих местах с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой.
Факт отсутствия у водителя транспортного средства марка автомобиля ОПТИМА", регистрационный знак ТС, принадлежащего на праве собственности ООО "РАЙД КОМФОРТ", документов, подтверждающих проведение осмотра водителя на наличие признаков заболевания (в том числе наличие повышенной температуры тела) до выпуска на линию, в жалобе не оспаривается.
Согласно распечатке с сайта mos.ru c данными из реестра выданных разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории адрес и адрес разрешение N 137086 серии МСК N 149734, выданное ООО "РАЙД КОМФОРТ", на момент рассмотрения жалобы судом второй инстанции является действующим, следовательно, ООО "РАЙД КОМФОРТ" обязано было выполнять требования Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", и является субъектом вмененного ему административного правонарушения.
В соответствии с п.1 ст.9 Федерального закона от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст.1 Закона Москвы от 11 июня 2008 г. N 22 "О такси в адрес" деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Заявитель для получения разрешения своей подписью подтверждает соответствие транспортного средства, которое предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п.3 ст.9 названного выше Федерального закона разрешение выдается на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси. В отношении одного транспортного средства вне зависимости от правовых оснований владения заявителем транспортными средствами, которые предполагается использовать в качестве легкового такси, может быть выдано только одно разрешение.
ООО "РАЙД КОМФОРТ" как юридическое лицо, имеющее специальное разрешение в отношении вышеназванного транспортного средства на осуществление деятельности по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, определило назначение указанного автомобиля как легкового такси на срок действия разрешения (не истекшего на момент выявления административного правонарушения), тем самым по собственной инициативе приняло на себя обязательства по соблюдению соответствующих требований законодательства, а, следовательно, является ответственным за соблюдение Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности".
Доказательства невозможности исполнения Обществом вышеуказанных требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствует о наличии вины ООО "РАЙД КОМФОРТ" во вмененном ему правонарушении применительно к положениям ч.2 ст.2.1 КоАП РФ.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ООО "РАЙД КОМФОРТ" имелась возможность для соблюдения режима повышенной готовности, установленного положениями Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", за нарушение которого ч.1 ст.20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Довод жалобы о невиновности ООО "РАЙД КОМФОРТ" в совершении вмененного административного правонарушения, ввиду передачи транспортного средства в пользование фио на основании договора аренды, является несостоятельным, поскольку водитель управлял транспортным средством при осуществлении ООО "РАЙД КОМФОРТ" деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, нарушение п.11.1 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 г. N 12-УМ допущено ООО "ЕВРОМОБИЛ". При этом положения Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 г. N 12-УМ не предусматривают возможности освобождения от административной ответственности в случае, если собственник транспортного средства докажет, что на момент фиксации правонарушения транспортное средство было передано другому лицу.
Довод о том, что за те же нарушения ООО "РАЙД КОМФОРТ" привлечено к ответственности по ст.12.31.1 КоАП РФ (отсутствие путевого листа), не принимается, так как нарушения в области дорожного движения и нарушения, совершенные в период повышенной готовности, имеют различную объективную сторону.
Таким образом, из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о доказанности вины Общества в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Административное наказание назначено в соответствии с положениями ст.ст.3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции, является соразмерным и справедливым.
При таких обстоятельствах, постановление судьи является законным и обоснованным.
Указанный вывод соответствует судебной практике Второго кассационного суда общей юрисдикции, изложенной в постановлении N 16-3238/2021 от 20.07.2021.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, решил:
постановление судьи Перовского районного суда Москвы от 11 мая 2021 года в отношении ООО "РАЙД КОМФОРТ" по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу защитника фио без удовлетворения.
Судья Московского городского суда А.Г.Васильев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.